logo search
Морозова В

Работа над композицией рукописи

К понятию «композиция» относится последовательное развитие темы, а также деление книги на части, главы, параграфы и абзацы.

Как известно, литература делится на художественную и нехудожественную. Если произведения первого порядка строятся по законам сюжета, то второго – по законам плана. Редактор не вправе потребовать от автора художественного произведения заранее составленного плана. Споры о необходимости плана при работе с художественным произведением ведутся авторами не один десяток лет. Одни утверждают, что план препятствует развитию сюжета, другие уверены, что наличие заранее составленного плана дисциплинирует героев произведения, не позволяет им уходить от заранее намеченной линии поведения. К числу последних относился, в частности, А. А. Фадеев.

Анализируя композиционное построение произведения, редактор проверяет, насколько полно и последовательно раскрыта тема, не выходит ли содержание за пределы темы, как выдерживается соотношение между частями произведения, удачно ли материал поделен на части. Последний штрих работы над композицией – анализ оглавления.