logo search
Морозова В

Глава 14. Проблема типологии изданий и ее значение для теории и практики редактирования

Типология литературы - это раздел науки, изучающий принципы систематизации литературных произведений. Типология также исследует признаки, определяющие классификацию литературы и деление ее на виды и жанры. Для теории и практики редактирования типология литературы имеет методологическое значение. Без использования выводов типологии литературы невозможна разработка научно обоснованной методики редакторского анализа произведения, как невозможен отбор и систематизация критериев редакторского

анализа.

С позиции строгих научных знаний рукопись оценивается, материал систематизируется и готовится к изданию. Причем для различных видов литературы существуют различные критерии оценки. Анализ работы редакторов-классиков показывает, что в их практике широко применялись оценки, сделанные с учетом «типологического» подхода.

Нельзя отождествлять такие понятия, как вид литературы, тип книги, вид и тип издания.

К видам печатной продукции относят книгу, брошюру, журнал, газету. Изданием может быть названо лишь опубликованное литературное произведение. Издание в свою очередь может быть различных видов: однотомник, многотомник, сборник и т.д. Однако особенности редакционной подготовки текста определяет не вид издания, а его тип.

Вопросы классификации литературы широко обсуждались еще в 20 – 30-е годы, в частности, на Втором Всероссийском библиографическом съезде в 1926 г. В 1930 году специальной номенклатурной комиссией была предложена следующая схема распределения книг по социальному назначению:

научно-теоретическая, производственная, научно-популярная, агитмассовая, учебная, официально-деловая, справочная, художественная, детская. Данная схема актуальна и сегодня.

Важен системный подход не только к литературе в целом, но и к каждому отдельному произведению.

Начало дифференциации литературы и образование отдельных ее видов в Европе относят к XVI – XVII векам, ко времени становления и утверждения капитализма. Книги великих ученых Коперника, Бруно, Галилея, Везалия стали фундаментом в формировании научной литературы. В России возникновение научной литературы связывают с именем М. В. Ломоносова и относят к началу XVIII века.

Возникновение и формирование учебной литературы связано с использованием дидактического подхода в изложении материала в XVII веке. В Европе у истоков такого подхода стоял чешский педагог Я. А. Коменский, в России – Карион Истомин в «Букваре словено-российских письмен».

Массово-политическая литература в Европе возникает в эпоху Реформации (XVI век). Это время, когда публицистика является организатором политического движения. В числе первых публицистов называют имена Эразма Роттердамского, Иоганна Рейхлина, Ульриха фон Гуттена.

Производственно-техническая, а также справочная, научно-популярная литература возникают в XVIII веке. Их формирование продолжается и в течение всего ХIХ века.

Существуют свои особенности в редактировании каждого вида литературы.

Массово-политическую литературу отличает широта тематики и разнообразие материала. К этому виду литературы относят не только книги по идеологии и политике, но и произведения, освещающие достижения науки, культуры, производства. Массово-политическая литература – одно из средств управления обществом. Она носит агитационный характер и должна быть доступной как можно более широкому кругу читателей. Массово-политические тексты могут быть описательными, теоретическими, объяснительными. В связи с этой классификацией определяются и задачи редактора в работе над книгой, особенности его работы над языком и фактическим материалом.

Если массово-политическая литература рассчитана на широкую читательскую аудиторию, то производственно-техническая литература адресуется людям, занимающимся, как правило, производственной деятельностью. Главная задача этого вида литературы – оказывать производственникам практическую помощь в их работе. Она распространяет передовой опыт, рассказывает о достижениях в различных областях производства. Особенности редактирования производственно-технической литературы определяются ее назначением: производственно-технический плакат отличается подачей материала от инструктивной, информационной литературы и изданий о передовом опыте. Различны и требования к языку различных типов производственно-технической литературы, иллюстративному материалу.

Задачи научно-популярной литературы определяют особенности работы редактора над произведениями этого вида. Их главное назначение – пропаганда научных знаний, борьба за повышение эффективности науки в жизни общества. Научно-популярная книга рассчитана на три категории читателей: неподготовленные, но проявляющие интерес к науке, готовые применить ее достижения на практике; читатели недостаточно подготовленные, готовые заниматься самообразованием; категория людей образованных, стремящихся идти в ногу с последними достижениями науки. Учитывая особенности читательской аудитории, редактор работает над языком и стилем книги, проверяет и систематизирует фактический материал, добивается занимательности в описании. И в научно-популярном произведении возможен сюжет и герой. Занимательности издания способствует использование иллюстративного материала.

Важное место в работе редакционных коллективов занимает справочно-энциклопедическая литература. К редактированию изданий этого вида привлекаются наиболее опытные и квалифицированные редакторы. Большое место в работе редактора занимает подготовительный процесс, работа над словниками, проверка ссылок. Редактор совместно с авторами и рецензентами добивается точности и достоверности помещаемых сведений. В литературе справочно-энциклопедического характера как ни в какой другой недопустимо двоякое толкование текста, неудобство в пользовании иллюстративным материалом. Редакционный коллектив добивается языкового единства всех статей издания, лаконизма изложения материала.

Не меньшего внимания редактора требует и литература учебная, которая служит средством обучения в той или иной системе образования, подготовки или переподготовки кадров. Издания учебной литературы отличаются как от научной и научно-технической литературы – отобранностью материала и особой формой и воспитательным характером изложения, так и от научно-популярной литературы – строгой систематичностью изложения, особенной методикой в изложении материала.

В работе над учебной литературой есть свои особенности редакторского анализа. Несмотря на то, что редактор приступает к работе над учебником или пособием, когда рукопись уже завершена автором, ее еще нельзя считать учебником. Учебник рождается лишь тогда, когда в его доводке примет участие целый коллектив редакторов. Учебник имеет присущие только ему композицию, подбор и систематизацию материала, чего, естественно, не знают и не могут знать авторы отдельных статей. Особого внимания редактора требует методический аппарат книги – вопросы и задания, которые должны быть сформулированы четко, лаконично, однотипно. В обязанности редактора учебника входит проверка и возможность выполнения учеником того или иного задания.

Есть своя специфика и в работе над языком учебника. Учитывается читательский адрес, степень подготовленности потенциального читателя учебника. Язык учебника математики для первоклассника коренным образом отличается от языка учебника по тому же предмету для выпускника средней школы. В работе над учебником редактор добивается предельной лаконичности, точного построения фразы.

В особую область редактирования выделена работа над произведениями художественной литературы. Художественную литературу следует рассматривать как вид искусства. Отсюда свои подходы к оценке текста, методике анализа. Нельзя забывать, что слово для писателя, поэта, драматурга используется как средство эстетического воздействия на читателя. У каждого писателя и поэта свой стиль, своя авторская манера. С этим нужно считаться редактору. Основную эмоциональную нагрузку в произведениях художественной литературы несет образ. Как мы уже знаем, может быть образ и в произведениях научной литературы, но там он служит для наглядности, иллюстрации тех или иных теоретических положений. В художественном произведении образ выражает сущность авторской мысли, помогает автору выразить оценку тех или иных событий.

В произведениях художественной литературы встречаются, как правило, все виды текстов: повествование, описание, рассуждение и логическое определение. Если в повествовании, самом распространенном виде текста, нужно помнить о временной последовательности событий и уметь выделить наиболее важные, узловые моменты, в описании следует добиваться создания определенной картины, то рассуждение доказывает определенные положения и нужно стремиться, чтобы аргументы подбирались убедительные. В таком виде текста, как логическое определение, необходимо добиваться соразмерности и ясности.

Задача редактора – помочь автору и в создании системы образов, и в умении построить художественное произведение так, чтобы количество сюжетных линий, взаимоотношения героев соответствовали раскрытию темы.

Подготовка к изданию или переизданию произведений писателей-классиков требует от редактора знания основ текстологии. Редактор учитывает все имеющиеся первоисточники: автографы, авторизованные списки, авторизованные печатные тексты. Это необходимо для подготовки и публикации высококачественного текста. Существуют определенные требования к датировке, расположению текстов, работе над научным аппаратом. Нельзя забывать, что работа над текстами собраний сочинений писателей-классиков несколько отличается от работы над сборниками текстов писателей-классиков.

Знание основных направлений редакторского анализа произведений, относящихся к различным видам литературы, оказывает значительную помощь редактору в повседневной работе.

Редактору в повседневной работе необходимо также знание типологических связей между литературными явлениями. Типологические связи определяются родственными или аналогичными условиями действительности и могут быть конкретно-историческими, спиралевидными, а также исторически обусловленные. Общие особенности как литературных направлений, так и творчества отдельных писателей были установлены в теоретических работах уже в ХVIII веке, хотя понятие «типология» возникло в литературоведении и редактировании значительно позже.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Асадулаев С. Историзм, теория и типология социалистического реализма. - Баку, 1969.

Лихачев Д. С. Текстология. Краткий очерк. - М.–Л.: Наука, 1964.

Лихтенштейн Е.С. Редактирование научной книги. - М.: Искусство, 1970, С. 12 – 24.

Менделеев Г. А. Социально-психологические проблемы печатной агитации // Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды. Вып. 3. - М.: Мысль, 1970. С. 257 – 290.

Николаев М. Нужна ли нам типология? //Вопросы литературы, 1957.

Одиноков В. Проблемы поэтики и типологии русского романа ХIХ в. - Новосибирск, 1971.

Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 268 с.

Редактирование отдельных видов литературы /Под ред. проф. Н. М. Сикорского. - М.: Высшая школа, 1973. С. 5 – 6, 9, 16 – 21, 23 24, 59 – 63, 96 – 112, 126 – 134, 178 – 182, 211, 218 – 220, 263 – 267.

Словарь литературоведческих терминов /Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. - М.:Просвещение, 1974. С. 414 – 415.

Теория и практика редактирования: Хрестоматия. – М., 1990. – 382 с.

Шмушкис Ю. С. Особенности подготовки энциклопедических изданий /О редактировании книги. - М., 1959.

Юдин Н.Е. Вопросы редактирования производственно-технической литературы //Вопросы организации и методики научно-технической информации и пропаганды. - М.: Изд-во ГНТК Совета Министров СССР, 1960. С. 365 – 378.

Учебное издание

МОРОЗОВА Валентина Алексеевна

Редактирование. Общий курс

Общий курс

Учебное пособие

Редактор

Подписано в печать

Формат . Бумага тип. №1. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л.

Тираж экз. Заказ

Ульяновский государственный технический университет

432027. Ульяновск, Сев. Венец, 32.

Типография УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.

58