46. Режиссерская экспликация
Творчество режиссёра состоит из двух основных этапов: замысел и реализация. Замысел – это исходное представление режиссёра о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. План, заявка, набросок, экспликация - вот наиболее распространенные формы фиксации замысла. Некоторые режиссеры очень развернуто расписывают на бумаге свой замысел, стараясь как можно точнее его конкретизировать (французскому режиссеру Рене Клеру принадлежит фраза: "Мой фильм уже готов - его осталось только снять"). Другие же режиссеры, например Микельанджелло Антонионни, стараются не конкретизировать замысел до начала работы на площадке. Экспликация – это форма фиксации замысла. В реализации замысла режиссера главенствует изобразительность, т.е. воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности. Для реализации своего замысла режиссер пользуется комплексом изобразительных средств, т.е. системой приемов создания художественных образов. В своей конкретной совокупности и взаимосвязи изобразительно-выразительные средства образуют художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание. Экспликация режиссера - изложение режиссерского замысла произведения, пояснение методов его реализации. Главные вопросы, на которые дает ответ экспликация: что? ради чего? как? 1. Идейно-тематическая направленность фильма-очерка. 2. Характеристика времени (эпохи). 3. Выбор места съемки. 4. Бытовая характеристика фильма. 5. Разъяснение творческих средств и приемов. 6. Общая композиция фильма – очерка (построение, темп, ритм, кадр, ракурс). 7. Принцип монтажа. 8. Примерный план режиссерской экспликации: В чем идея Конфликт Описание эпизодов Главное в каждом эпизод Вариант фраз, употребляемых в экспликации: …Поэтому мы будем снимать это следующим небанальным образом… …Поэтому мы выберем «такие-то» съемочные объекты… …Поэтому единственное монтажное решение «такое-то»… Съемочный процесс будет организован так:… Трудности процесса я преодолею… Стиль фильма. Нужно заинтересовать зрителя характером героя. Основное внимание уделить проявлениям этого характера. Необходимо уделить внимание атмосфере, т.е. среде, в которой живет герой. Использовать метод наблюдения. Часть съемок будет осуществлена в сфере обитания героя. Основные методы съемок. Привычная камера и наблюдение, небольшая часть постановочных съемок. Монтаж. Очерк предполагается смонтировать в динамичной манере, используя параллельный монтаж (исходя из замысла), возможно использование полиэкрана, различных монтажных трюков. Задача – не только передать реальность, а создать художественное высказывание, где на первый план выйдет личность героя, его устремление к цели жизни. Участники съемок, интервью. Перечислить всех в столбик. Места проведения съемок. Описать. Архивные материалы. Структура очерка содержит конкретные элементы построения фильма. Как стратегия каждого фильма, она состоит из элементов, которые вместе составляют единую форму. Телевидение в полной мере раскрывает свою специфику, когда формирование образа героя, раскрытие его характера происходит в остро событийной ситуации, развертывающейся перед камерой. Драматургия ТВ действия нередко заставляет искать событие, которое бы стало спорным не для первого эпизода, а для всего очерка в целом. Такое событие обычно несет основную смысловую нагрузку, тогда как основные эпизоды играют вспомогательную нагрузку (конкретизация, детализация, накопление информации и т.д.). Говоря словами Л. Толстого, «вместо того, чтобы рассказать…всю жизнь человека, поставить его в такое положение, завязать такой узел, при распутывании которого он сказался бы весь». Так событие направляет весь ход экранного рассказа о документальном герое. Телезритель не должен становиться сторонним наблюдателем экранных событий. Одна из задач телережиссера – сделать так, чтобы они вовлекали его в свою орбиту. Сюжет – т.е. система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры героев и отношение автора к изобразительным жизненным явлениям. Сюжет – подбор и соединение тех событий истории, которые нужны для изложения фабулы. Движение сюжета включает и развитие конфликта. Обычно в документальном произведении конфликт скрыт внутри сюжета, внутри характеров героев, в их словах и поведении. Прямое столкновение показать удается редко. Фабула – это история, состоящая из отдельных фактов. Сюжет – монтажное построение фабулы. Вне конфликта нет драматургии. Перед созданием фильма нужно обдумать, какое противоречие в жизни будет рассматриваться, о каком скрытом или явном столкновении чего или кого, с чем или с кем будет рассказано. Конфликт может быть трех видов: Борьба человека с природой, со стихией, с обстоятельствами. С социальной средой, с людьми. Конфликт с самим собой (психологический конфликт). Монтаж Эйзенштейна. «Монтажная ось»? Лейтмотив – то, что повторяется неоднократно в фильме. Контрапункт – полное несовпадение звука и изображения. Принцип контрапункта применяется в разных видах искусства. В ТВ он один из композиционных приемов построения звукозрительных образов. Финальный эпизод должен органически вытекать из художественной ткани произведения. От того, насколько интересен финал и логичен, зависит эффект воздействия передачи на зрителя. Телевизионный режиссер, в отличие от кинорежиссера, обязан постоянно чувствовать зрительскую аудиторию. Телевидение привыкло мыслить синхронно. Это было преимуществом телевидения перед кинематографом, но теперь обернулось его недостатком. Понимание того, что есть контрапункт слова, музыки и изображения, в телевидении по-настоящему пока отсутствует. От режиссера требуется творческая индивидуальность, неповторимое своеобразие личности, придающее уникальный характер результатам его творчества. Объем и достоинство созданного режиссером, или того, что он способен создать определяется тем, что он представляет собой, как индивидуальность. Режиссура - по самой своей природе созидательно-творческая, авторская, "драматургическая" деятельность. Только индивидуальность в искусстве способна создать свою художественную концепцию - образную интерпретацию жизни, ее проблем. Концепция объемлет как все творчество режиссера, так и каждое его отдельное произведение, заключает в себе некую смысловую его доминанту. Выстроенность произведения, композиционная целостность – самый существенный момент в его восприятии. К. С. Станиславский говорил о том, что искусство вообще “зарождается с того момента, как создается непрерывная тянущая линия звука, голоса, рисунка, движения”. Искусство выстраивания этой линии по существу и есть искусство композиции.
- Репортаж – основа информационной публицистики. Виды репортажей. Специальный репортаж.
- Жанры художественной публицистики
- 3. Формирование съемочной группы. Взаимодействие режиссера со всеми участниками группы.
- 4.Классификация выразительных средств телевизионного экрана.
- Спецэффекты
- 5.Создание тв рекламы (идея,тема,композиционное построение). Изобразительные средства рекламы, приемы.
- Монтаж как средство художественной выразительности
- Политическая тв реклама. Особенности и режиссура
- 8.Роль идеологии в современном тв
- 9. Конфликт в тв очерке
- 10. Творчество дзиги вертова и его теория «киноглаз»
- 11.Итальянский неореализм. Фильмы-предшественники. Характерные черты направления. Из лекций гиберта
- 12. Трагикомедии георгия данелия
- 13. Комедии ивана пырьева и их своеобразие
- Пырьев и кадры
- Перед его обаянием женщины устоять не могли
- 14. Вов в советском и российском кино. Особенности раскрытия этой темы в разные годы.
- 15. Образ художника в фильмах м.Формана
- 16. Краснодарский край, и его вклад в отечественное кино (см отсканированный материал на стене группы)
- 18. История, опыт, проблемы отечественных многосерийных телефильмов
- 19. Фильм «летят журавли» михаила калатозова и его влияние на мировое киноискусство
- 20.Творчество кинорежиссера григория александрова
- 21. Ж.Мельес, и его вклад в мировое кино из лекции гиберта
- 22. Литературная классика в экранизациях с. Герасимова, с. Бондарчука, никиты михалкова
- 23. Жанры аналитической публицистики
- 24. Цензура и свобода слова на тв
- 25. Место и роль режиссера в тв процессе.
- 26.Виды и жанры тв публицистики
- 27. Журналист (репортер, ведущий, комментатор, обозреватель)
- 28. Оператор тв. Профессиональные и человеческие качества
- 29. Интервью. Виды. Интервью в прямом эвире. Телемост.
- 30. Работа с документами, их использование в тв передаче.
- 31. Психологизм, как художественный метод в изображении человека на тв экране
- 32. Роль ведущего в различных тв программах
- 33. Специфика документального образа на экране
- 34.Выразительные ср-ва тв. Слово-часть структуры экранного образа.
- 35.Перспективы развития тв. Заменит ли интернет тв
- 36. Социальные ф-ции тв
- 37 Место и роль тв и радио в системе сми
- 38. Особенности работы журналиста в прямом эфире
- 41. Монтаж как средство монипулирования зрительским сознанием.
- 42.Интервью на тв. Основные качества.
- 43. Драматургия сценария докуметальных передач
- 44. Профессиональная этика (почитайте. Под словм «мораль» имеется ввиду «этика»)
- 46. Режиссерская экспликация
- 47. Драматургия, стратегия и тактика интервьюв
- 48. Тв профессия – репортер (профессиональные и человеческие качества)
- 49. Перспективы развития тв(см в 35) этика съемки интервью
- 50. Возникновение и развитие тв в краснодарском крае
- 51. Звукозрительный образ аудиовизуального произведения
- 52.Музыка и стилистическое единство тв передач
- 56. Тема воспитания подрастающего поколения в лучших отечественных фильмах.
- 57. Этика и эстетика тв
- 58. Видеоклип на тв, виды, особенности
- 59. Программа новостей. Особенности, структура, верстка.