1.1 Что такое «телеформат»
Давайте для начала разберёмся, что же это такое, «телеформат»? Понятие «формат телевизионной передачи или телешоу» или, коротко, «телевизионный формат», в законодательстве России не имеет определения. В области телевидения он применяется в понимании, сформированном обычаями делового оборота и международной практикой.
На практике под телеформатом понимается совокупность материалов, которые определяют творческую концепцию произведения (телепрограммы, шоу, игры и т.д.) и существенные элементы ее практической реализации, включая описание сюжетных идей, правил проведения программы, типов ведущих и манеры их поведения, хронологической последовательности действий и событий, хронометраж, музыкальную составляющую, деталей декораций и сценографии и другие творческие и технические элементы телевизионной программы.
Форматы делятся на два типа:
Базовый формат (оригинальный сценарий формата) |
Адаптированный формат (переработанный сценарий формата) |
|
Описание программы в первоначально созданном варианте, передающийся лицензиатам для дальнейшего использования |
Созданное лицензиатом на основе базового формата описание программы с учётом национальных предпочтений и особенностей зрительской аудитории конкретной страны |
Примерами базового формата можно назвать непотопляемое на российском шоу «Поле Чудес» (аналог американской передачи «Wheel of Fortune»), который в современном виде можно отнести скорее к адаптированным; из года в год то открывающуюся, то закрывающуюся музыкальную викторину «Угадай мелодию» (аналог американской программы «Name that Tune», уже не существующей на телевидении Штатов); бессменное шоу «Сто к одному» с Александром Гуревичем (аналог американской программы «Family Feud») или же шоу-викторину «Кто хочет стать миллионером?» (аналог американской викторины «Who wants to be a millionaire?»), музыкальное шоу «Голос» (аналог голландского формата «The Voice»).
Примерами адаптированного формата можно назвать бесчисленные на современном российском телевидении российские сериалы: «Моя прекрасная няня» - адаптация американского ситкома «Няня» («The Nanny»); «Не родись красивой» - адаптация колумбийской теленовеллы «Дурнушка Бетти» («Yo soy Betty, la Fea»); «Монтекристо» - адаптация одноимённой аргентинской теленовеллы «Монтекристо» («Montecristo. Un Amor, Una Venganza»); один из последних сериальных форматов - ситком «В Москве всегда Солнечно» - адаптация американского комедийного сериала «В Филадельфии всегда солнечно» («Its always Sunny in Philadelphia") и многие другие.
Таким образом, формат представляет собой художественную концепцию программы, включающую сценарий или сценарный план исходного произведения (программы), описание существенных элементов (в том числе декорационных и сценографических), способов и приемов ее создания.
телевизионный формат адаптация плагиат
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ИCТОРИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ АДАПТАЦИЙ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ
- 1.1 Что такое «телеформат»
- 1.2 Адаптации: со времён СССР до наших дней
- 1.3 Авторское право. Плагиат. Примеры плагиата на ТВ
- 1.4 Закупка телевизионных форматов на международных телевизионных рынках
- ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ФОРМАТОВ НА РОССИЙСКОМ ТВ
- 2.1 Адаптации реалити-шоу
- 2.2 Адаптация игровых и развлекательных шоу
- 2.3 Адаптация телевизионных сериалов
- ГЛАВА III. АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ФОРМАТОВ НА ЗАРУБЕЖНОМ ТВ
- 14. Форматы телевизионных каналов.
- Жанровые метаморфозы современного российского телевидения
- Специализация «телевидение»
- 22. Разновидности современного телевидения. Телевизионные новинки.
- 3. Развлекательное телевидение и понятие формата
- 1. Телевидение
- Современное российское телевидение.
- Структура российского телевидения
- 22. Разновидности современного телевидения. Телевизионные новинки.