ГЛАВА III. АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ФОРМАТОВ НА ЗАРУБЕЖНОМ ТВ
Несмотря на развитие российских форматов на зарубежном телевидении, зарубежные коллеги в целом пока не готовы рассматривать отечественные проекты для постоянного приобретения. Наша страна была и остаётся лишь покупателем иностранного продукта. Когда сделки по продаже российского телепродукта станут устойчивой тенденцией - сказать не может никто.
Однако по сообщению интернет-портала «Телескоп» генеральные директоры российских кинокомпаний радуются и этим сделкам. По мнению гендиректора компании «DT Production» Алексея Моисеева, Россия уже достигла такого уровня развития, что может конкурировать с европейскими и западными продуктами (амбициозный, ничего не скажешь). По условиям соглашения между двумя сторонами раскрывать стоимость формата ни одна сторона не имеет права. Правда, Моисеев заикнулся, что она сопоставима с той, которую Россия платит за покупку американских аналогов.
- Мы уверены, что наши сценаристы и производители не хуже тех, что в США, Британии, Швеции, Голландии, Дании, Аргентине. Россия отстает по количеству проданных форматов, но все впереди, тенденция есть. И мы надеемся, что в ближайшем будущем и нам, и коллегам удастся продать как можно больше форматов. - говорит Моисеев.
По сравнению с западными странами, в России сейчас не слишком популярны ситкомы и мистические истории, а таких форматов на международных рынках сейчас - пруд пруди. Чтобы стать качественным продуктом-форматом, для сериала, шоу или реалити необходима оригинальная идея и отличный сценарий, который может легко уложиться на реалии другого государства [Prensario.net, URL].
Поэтому глупо говорить, почему те же российские сериалы с трудом могут лечь на ту же американскую почву. Вряд ли зрители в США, закалённые на «Игре престолов», «Викингах», «Твин Пиксе» и «Во все тяжкие», захотят смотреть историю об очередной деревенской доярке из какой-нибудь Хацапетовки на свой лад. Более того, это смешно.
Впрочем, развитие Интернета тоже влияет на качество создания и адаптации форматов. К примеру, известный онлайн-кинотеатр США «Netflix» набирает немалые обороты. Сериалы для интернета отличаются от телевизионного формата, в первую очередь, потому, что в интернете зритель смотрит все серии подряд. Вполне вероятно, что и технологии будут меняться, и линий станет больше. Если говорить схематично, то сегодня для создания успешного формата необходимы всего 2 вещи:
Оригинальная идея
Грамотный сценарий, который ляжет на реалии другой страны
Остальное - лишь сопутствующие вещи. Актёры, режиссёры, музыка к проекту, визуализация, пиар, ведущие и т.д. прорабатываются уже в стране, которая купила тот или иной формат.
С точки зрения экономики сейчас даже Украине и Казахстану выгоднее не адаптировать форматы, а покупать готовый русскоязычный контент, отмечают в KVG Research: значительная часть населения там является русскоязычной, а трансляция в эфире определенной доли контента на русском языке разрешена на законодательном уровне. Однако в последнее время именно Украина становится большим поставщиком новых шоу. Самый значимый из них - «Ревизорро» (ТК «Пятница»). С успехом обкатанный формат на Украине прижился и в России.
Для продюсера приобретение формата снижает инвестиционные риски, объясняет председатель совета директоров группы компаний Star Media Влад Ряшин: новые проекты запускаются очень быстро, и часто у телеканалов и продакшн-компаний нет времени на разработку собственных оригинальных форматов. Владелец проданного формата, как правило, зарабатывает на отчислениях с каждой произведенной серии адаптированного проекта. По оценкам Ряшина, в пределах СНГ плата за эпизод может составлять $2-15 тыс., в Италии или Франции -- $20 тыс., в США она еще выше. [Kiev Media Week, URL].
3.1 Адаптация игровых и социальных шоу
«УДИВИ МЕНЯ»
В 2014 году телеканал «ТВ3» продал права на адаптацию своего шоу «Удиви меня» американскому продюсеру и создателю формата «The Biggest Loser» (российская адаптация - «Взвешенные люди») Рики Киршнеру. Сумма сделки не раскрывается, однако по подсчётам аналитиков могла составить от 1,2 млн до 3,7 млн долларов.
По словам генерального директора телеканала «ТВ-3» Дарьи Фиалко, переговоры с известным продюсером заняли около трёх месяцев, но в итоге права были проданы его продюсерской компании - «Ricky Kirschner Production».
- Его сын очень любит фокусы. Он нашёл в Интернете нашу программу и показал папе. Рики связался с нами, и мы согласились на сделку, - рассказала в своём интервью «РБК» Фиалко. Финансовые условия сделки Дарья раскрывать не стала, но отметила, что продажа прошла по определённой фиксированной цене. Немаловажно, что канал будет получать прибыль от каждого реализованного эпизода [Телескоп, URL].
В шоу «Удиви меня!» лучшие фокусники страны имеют возможность продемонстрировать свое искусство и принять участие в борьбе за звание самого сильного фокусника и за денежный приз в размере миллиона рублей. В настоящий момент не известно, какой американский телеканал покажет адаптацию развлекательного шоу.
В компании-производителе программы, «DIXI Media», говорят о том, что традиционно на телевизионном рынке права на адаптацию приобретаются, исходя из стоимости одного эпизода. «Стоимость при покупке формата шоу на 5--7% выше его затрат на производство».
Для телеканала «ТВ-3» «Удиви меня» - первый собственный формат, который удалось продать за границу. В настоящее время ведутся переговоры по продаже других форматов канала - шоу «Человек-невидимка», реалити-шоу «Охотники за привидениями» и медицинского шоу «Психосоматика. Другая медицина». Кстати, шоу «Человек-невидимка» уже продан израильской медиакорпорации «Dori Media» как в качестве формата, так и в качестве оригинала для дистрибуции русскоязычным каналам.
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
«Что? Где? Когда?» -- наверное, главная гордость телевизионной России. Это интеллектуальная телевизионная игра, в которой команда из шести игроков, называемых «знатоками», ищет правильный ответ на любой заданный телезрителями вопрос в течение одной минуты. За правильный ответ очко получает команда «знатоков», а если они дают неправильный ответ, очко начисляется их противникам -- команде телезрителей. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков.
Телеигра была создана в 1975 году советским режиссёром Владимиром Ворошиловым и редактором Наталией Стеценко. Первый выпуск увидел свет 4 сентября 1975 года. За 40 лет существования передачи, формат программы был продан в 14 стран. Среди них - не только страны бывшего СССР, но и дальнее зарубежье.
Программа идёт в таких странах, как Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузии, Италия, Литва, Турция, Узбекистан, Украина и Эстония. Последняя из них - крайняя на данный момент страна, купившая права на адаптацию в 2012 году [Hollywood Reporter, URL].
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ИCТОРИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ АДАПТАЦИЙ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ
- 1.1 Что такое «телеформат»
- 1.2 Адаптации: со времён СССР до наших дней
- 1.3 Авторское право. Плагиат. Примеры плагиата на ТВ
- 1.4 Закупка телевизионных форматов на международных телевизионных рынках
- ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ФОРМАТОВ НА РОССИЙСКОМ ТВ
- 2.1 Адаптации реалити-шоу
- 2.2 Адаптация игровых и развлекательных шоу
- 2.3 Адаптация телевизионных сериалов
- ГЛАВА III. АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ФОРМАТОВ НА ЗАРУБЕЖНОМ ТВ
- 14. Форматы телевизионных каналов.
- Жанровые метаморфозы современного российского телевидения
- Специализация «телевидение»
- 22. Разновидности современного телевидения. Телевизионные новинки.
- 3. Развлекательное телевидение и понятие формата
- 1. Телевидение
- Современное российское телевидение.
- Структура российского телевидения
- 22. Разновидности современного телевидения. Телевизионные новинки.