2.2. Анализ интервью в газетах «Бизнес курс», «Коммерческие вести»
Анализировались интервью по критериям, описанным в пункте 1.3. Критерии оценки качества интервью. Обозначим их:
1. Новизна реальной конкретной ситуации;
2. Масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается реальная конкретная ситуация;
3. Оперативность материала;
4. Конструктивность и убедительность идеи;
5. Достаточная полнота и яркость ЭВС (элементарные выразительные средства журналистики), мотивированность их применения;
6. Четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения;
7. Смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа;
8. Логическая и лексико-стилистическая грамотность материала.
Интервью № 1. «Ирина Чащина снимается в боевике» Бизнес курс № 15, 25 апреля 2007 г.. Ирина закончила профессиональную карьеру и собирается сниматься в кино, что как новость, безусловно, вызывает интерес у любителей спорта и болельщиков. Личная жизнь публичного человека всегда привлекала внимание.
Реальная ситуация о которой говорится в интервью сама по себе проблемной не является. Но журналист связывает ее с социально-значимой проблемой общества, а именно, «как и чем живется» известной, публичной личности когда она остается в тени, заканчивает профессиональную деятельность.
Интервью не является оперативным, так как Ирина оставила большой спорт относительно давно.
Целью интервью было узнать, как и чем сейчас живет Ирина, что и было, достигнуто. Это интервью-портрет, проводилось по телефону. Возможно, поэтому журналист формулировал вопросы коротко и четко, без использования каких-либо элементарных выразительных средств. Какой-либо яркости журналистского образа не наблюдается. Единственное - это то, что вопросы носят неофициальный, непринужденный характер. Например, «Расскажи, Ирочка, как и чем сейчас живешь?», «У тебя в Москве квартира?» или «В личной жизни изменений нет?». Также порядок вопросов не совсем логичен. Так журналист задав вопрос о том, не собирается ли Ира вернуться в художественную гимнастику, спрашивает, есть ли у нее квартира и изменения в личной жизни, а потом снова возвращается к вопросам на спортивную тематику.
Интервью № 2. Геннадий Сушков, владелец комплекса «Флагман»: «В самом начале мы задумывали построить торгово-остановочный комплекс…» Бизнес курс № 9, 14 марта 2007 г.. Строительство большого комплекса в центре города - событие, вокруг которого существует недостаток информации, что влечет за собой предположения и различные слухи. По характеру вопросов заметно, что журналист исследовал ситуацию и хорошо подготовился к интервью.
Поднимается проблема связи с администрацией, с первыми лицами города и области, что комплекс строился на продажу москвичам.
Интервью опубликовано накануне открытия комплекса, поэтому является достаточно оперативным.
Идея, преподнесенная журналистом довольно убедительна. Предположительно, она заключается в следующем: в одном из лучших мест города открывается торгово-офисный комплекс «Флагман», под вопросом находится финансирование проекта, строительство сопровождается трудностями, успешно преодолеваемыми г-ом Сушковым, что дает основания предположить наличие связей с администрацией, а также, что учредители - первые лица города и области. И хотя г-н Сушков охотно отвечает на провокационные вопросы, в конце публикации журналист печатает P.S., в котором благодарит г-на Сушкова за ответы и намекает, что они были не убедительны.
Монтажно-композиционное решение четкое. Вначале журналист задает подготовленные вопросы, на которые хотел получить ответы, в логической последовательности Последние вопросы вытекают из ответов г-на Сушкова. Безусловно, в интервью присутствует яркий, запоминаемый журналистский образ.
Интервью № 3. Дмитрий Мирончиков, региональный директор «ВБД Западная Сибирь» и директор ООО «Манрос-М»: «Бренд «На здоровье» станет российским наряду с «Домиком в деревне» и «Веселым молочником» Коммерческие вести № 18, 16 мая 2007 г.. Около полугода назад компания «Манрос-М» вошла в компанию «Вимм-Биль-Данн», в связи с этим возникают вопросы, какие изменения были внесены новым руководством, были ли заменены ключевые сотрудники, какие бренды сохранятся, в какие внесут изменения. Новость - новое руководство компании сделает омский бренд «На здоровье» одним из ключевых брендов «ВБД». Главная мысль произведения - это расширение компании «ВБД» на рынке Сибири и Дальнего Востока на 22% за счет приобретения «Манрос-М».
Ситуация не восходит к какой-либо общественно-значимой проблеме. Интервью не является оперативным. Монтажно-композиционное решение четкое, классическое - заголовок, преамбула, вопрос - ответ. Вопросы построены логично, нет «лишних» или таких, которые логически не встраиваемы в текст.
Интервью № 4. Иван Белоусов: «Получился прикол - с одной стороны баррикады перепрыгнули на другую» Бизнес курс № 15, 25 апреля 2007 г.. Ситуация смены радиостанции «Русский шансон» на «Милицейскую волну» является новой и в связи с этим возникает много вопросов, то есть новость - смена радио. Похоже, что журналист плохо изучил ситуацию, нет специальных вопросов.
Данное интервью не восходит к какой-либо социально-значимой проблеме. Материал достаточно оперативный, радио сменилось не так давно, публикаций на эту еще тему не было. Идея - радио не прибыльный бизнес, содержать его не дорого, доход небольшой из-за конкуренции (в Омске 10 радиостанций, 3 готовятся к открытию). Элементарные выразительные средства журналистики не использовались. Монтажно-композиционное решение классическое. Журналистский образ автор не передал.
Разговор автора и интервьюируемого отошел от темы. Речь шла о радио, причинах его смены, аудитории, закончилось все на успешности печатных СМИ. Видимо, у журналиста не было заготовленных вопросов, поэтому он задавал вопросы исходя из ответа на предыдущий. Журналист должен следить за ходом беседы, в данном случае этого сделано не было.
Интервью № 5. «Система бюджетного финансирования сложна даже для государственных вузов» Коммерческие вести № 18, 16 мая 2007 г.. Новость - вступление ректора негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омского регионального института» Натальи Кононовой в I гильдию союза предпринимателей. Речь идет о ее вузе: как он возник, по каким специальностям готовят выпускников, формы обучения, преподавательский состав, количество студентов. Материал восходит к проблеме образования, что всегда является актуальной темой в обществе.
Материал не оперативный. Основная идея - вся информация о вузе, которая интересует потенциального клиента. Элементарные выразительные средства журналист не использовал. Монтажно-композиционное решение четкое - классическая структура. Журналистский образ слабый. Это интервью носит рекламный характер, опубликовано с целью привлечения целевой аудитории, а деловое издание, пользующееся спросом, очень для этого подходит.
Вопросы журналиста грамотные и логически выстроены.
Таким образом, по критериям эффективности журналистского текста были проанализированы интервью, размещенные в газетах «Бизнес курс» и «Коммерческие вести».
Анализ выявил особенности интервью, публикуемых в вышеперечисленных изданиях, что обусловлено их спецификой как деловой прессы. К таким особенностям относятся:
· информативность и содержательность;
· четкость и сухость публикаций;
· логичность изложения;
· высокое качество материала (грамотность изложения).
- Введение
- Глава 1. Интервью как жанр периодической печати
- 1.1 Определение интервью, его разновидности
- 1.2. Этапы работы над интервью
- Глава 2. Анализ эффективности интервью в омской деловой прессе
- 2.1. Общая характеристика омской деловой прессы
- 2.2. Анализ интервью в газетах «Бизнес курс», «Коммерческие вести»
- 2.3. Рекомендации по повышению эффективности интервью в газетах «Бизнес курс», «Коммерческие вести»
- Заключение
- Тема 7. Деловые интервью
- 1.3. Жанровая система деловой прессы
- 2.3 Рекомендации по улучшению качества омских пресс-релизов
- Деловая пресса
- Тема 4. Деловая пресса
- Организация работы пресс-службы
- 3.4.Интервью, пресс-конференции, презентации
- Деловая пресса
- 2.2 Динамика качества пресс-релизов омских организаций