Тема 4. Деловая пресса
Деловая пресса рассчитана на вполне конкретную аудиторию. Ее цель - формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда идей и принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателей о мире бизнеса.
В числе важнейших функций этого вида прессы редакторы деловых изданий в ходе анкетного опроса назвали:
-
анализ главных событий в стране и их влияние на деловую жизнь;
-
информирование о международных экономических новостях;
-
анализ социальных проблем, связанных с изменениями в сфере экономики;
-
распространение делового опыта, расширение делового кругозора;
-
обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией;
-
анализ влияния коммерческой информации на экономику;
-
формирование идеологии бизнеса.
На российском информационном рынке деловая печать занимает достаточно скромное в количественном отношении место среди коммерческой, неофициальной, независимой (от власти) печати, большей частью неполитизированной, национальной и транснациональной. Однако высокий уровень части этих изданий заставляет прислушиваться к ней властные, финансовые структуры, интеллектуальную часть общества. Данный сегмент информационного рынка достаточно многослоен. Он также, как и другие сегменты, имеет разные виды изданий, рассчитанные на соответствующие аудиторные группы . Это прежде всего:
-
качественные издания для элитных групп;
-
корпоративные и ведомственные издания;
-
популярные издания для широкого читателя;
-
отраслевые аналитические издания.
Некоторые исследователи относят к деловой прессе также оперативно-справочные и рекламно-коммерческие издания, хотя, на наш взгляд, они составляют отдельную группу информационно-коммерческих газет и журналов, рассчитанных больше на массового потребителя.
Существуют также смешанные газеты , обладающие признаками нескольких видов сразу. Нередко это делается специально (в одном издании сочетаются высококачественные материалы для деловых людей с развлекательно-информационными и справочно-рекламными публикациями для массового читателя) для того, чтобы расширить читательскую аудиторию, поднять за счет этого тираж газеты.
Важно делать различие между деловой журналистикой и деловой печатью в целом. Первая включает в себя издания, в которых активно используются журналистские жанры, особенно аналитические. Вторая же содержит газеты и журналы, где можно и не обнаружить журналистских текстов. Их заменяют биржевые сводки, котировки, товарные прейскуранты, объявления и реклама. Это, как правило, издания, обслуживающие оптовую и розничную торговлю, сферу услуг.
Деловая пресса - далеко не новый тип изданий для России. Она существовала с конца XIX века, но особенно широкое распространение получила в начале XX-го в связи с бурным развитием капитализма в нашей стране. В Петербурге стали выходить биржевые еженедельники, которые играли роль посредников в сделках при скупке и продаже ценных бумаг капиталистических предприятий. Система платных публикаций частных и казенных объявлений, рекламы, торговых, промышленных, финансовых, зрелищных учреждений поставила газеты в прямую зависимость от капитала. Сегодня, в конце ХХ века, мы наблюдаем в газетном деле процессы, сходные с теми, что были в начале века. Появляющиеся многочисленные коммерческие ассоциации, объединения, МП, СП, акционерные общества учреждают свои издания, которые служат им для взаимодействия с другими субъектами рыночной экономики в общем информационном поле, для собственного имиджа, рекламы своих товаров, услуг, а также приносят коммерческий успех. Как и в дореволюционные годы, четко обозначилась группа изданий, созданных банковским и биржевым капиталом для собственных нужд. Проводя исторические параллели, можно заметить, что капитализация общества, переход к рынку вызывает одни и те же процессы в информационной среде, несмотря на большой разрыв во времени.
Рассмотрим каждый из названных выше видов деловой прессы.
Качественные газеты и журналы характеризует высокий аналитический, журналистский и полиграфический уровень. Это не прежняя доперестроечная пресса, в которой велась экономическая пропаганда и экономическое воспитание трудящихся. Здесь публикуется экономическая и финансовая информация для принятия самостоятельных управленческих решений со стороны читателя - промышленника, банкира, финансиста, коммерсанта, - которому для этого необходимы точность, всесторонность, оперативность газетной продукции. Эти издания не просто пишут о бизнесе, они обслуживают его. Здесь ценятся не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных специалистов. К этому виду можно отнести такие газеты и журналы как "Бизнес и банки", "Бизнес МН", "Бизнес Уик", "Деловой мир", "Коммерсантъ", "Коммерсантъ-Деньги", "Русский телеграф", "Финансовая газета", "Финансовая Россия", "Экономика и жизнь", "Эксперт". Для оперативного сбора и обработки большого объема информации в таких изданиях функционирует развитый в структурно-функциональном отношении редакционный аппарат.
Ярким примером делового качественного издания федерального масштаба может служить еженедельник "Экономика и жизнь", который выбрал главной целью практические вопросы рыночной экономики. Она публикует материалы по проблемам макро- и микроэкономики, хозяйственной жизни не только в центре, но и в регионах. Газета стала центральным изданием Издательского Дома "Экономическая газета". Вокруг нее объединились около50 региональных, отраслевых и специализированных изданий. Чтобы охватить широкий круг аудитории, обеспечить необходимой информацией различные читательские группы, редакция создала приложения к газете, рассчитанные на бухгалтеров, страховщиков, налоговых инспекторов, оценщиков, банкиров, на лиц, работающих на фондовом рынке, в таможенной службе, структурах, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, инвестициями и недвижимостью. Общий тираж превышает 1 млн 200 тыс. экземпляров. Число подписчиков у еженедельника в 2,5 раза больше, чем у всех остальных деловых изданий, вместе взятых, что свидетельствует о его лидирующем положении на российском рынке прессы.
"Эксперт" (выходит с июля 1995 г.) может служить примером качественного журнала для профессионалов в области бизнеса, менеджмента и экономики. Значительное место на его полосах отводится анализу и прогнозу ситуации на рынках и в области законодательства, предупреждению о рисках, исследованию секретов успеха. Материалы рассчитаны на хорошо подготовленных в области экономики читателей. Его аудиторию составляют российские и иностранные топ-менеджеры, руководители коммерческих и государственных структур.
Издательский дом "Коммерсантъ" тоже известен своей деловой периодикой. Его "Коммерсантъ-Weekly", "Коммерсантъ-Daily", а позже "Коммерсантъ-Деньги" послужили примером для дальнейшего развития подобных изданий - газеты "Русский телеграф", того же журнала "Эксперт" и других. Интерес к ИД "Коммерсантъ", который вот уже более десяти лет удерживает на рынке деловой прессы лидирующие позиции, не ослабевает и поныне. Многие журналисты, начинавшие в нем, основали свои собственные деловые и общественно-политические издания. Начинал еженедельник "Коммерсантъ" свою деятельность как орган Союза объединенных кооперативов в условиях дефицита точной информации, особенно экономической. В 1992 году, когда из первых кооператоров образовалась более или менее устойчивая социальная группа, издатель "Коммерсанта" В. Яковлев сделал для них ежедневную газету "Коммерсантъ-Daily" "Когда наши читатели впервые задумались о том, какая иномарка лучше и как устроена джакузи, - рассказал он в своем интервью, - мы запустили "Автопилот" с "Домовым". Когда население понесло свои сбережения в МММ, мы сделали журнал "Деньги" - для тех, кто собирался сначала подумать. Ну и так далее. С тех пор все изменения, которые претерпевают издания Ъ, имеют целью ту же самую идею: дать читателю именно то, что ему сейчас нужно".
Перейдя из газетной формы в журнальную, еженедельник "Коммерсантъ", сосредоточился на освещении основных событий в мире политики, экономики и культуры. Свою аудиторию он очертил кругом политиков, государственных деятелей, предпринимателей, людей свободных профессий, менеджеров высшего и среднего звена. Аудиторию журнала, по опросам социологов, в 1996 г. составляли большей частью люди в возрасте от 25 до 44 лет, преимущественно в браке, более половины имеют высшее образование, мужчины встречаются чаще, чем женщины. Практически три четверти читателей работало в негосударственном секторе экономики. Преобладали руководители фирм или предприятий (43,9%), затем шли люди свободных профессий (юристы, врачи, журналисты) - 27,7% и менеджеры среднего звена (19,8%). Почти пятую часть читателей составляли владельцы и совладельцы компаний. По рейтингу доверия к печатным изданиям среди рекламодателей "Коммерсантъ" занимал первое место, опережая "Финансовую газету", "Финансовые известия" и "Экономику и жизнь".
Если раньше инициаторами создания таких газет и журналов были в основном журналисты, то теперь эта роль переходит к тем, кто должен потреблять данную продукцию, - бизнесменам и коммерческим структурам. Среди инвестиционных проектов крупных коммерческих предприятий все чаще находится место и для деловой прессы. Средства, вложенные в хорошую газету, дают больше прибыли, чем вложенные в банк. Хотя, как и в любом другом предприятии, здесь есть определенный риск - рынок не может обеспечить гарантированную прибыль бесконечному количеству газет.
Исследователи СМИ считают, что развитие деловой прессы в России напрямую зависит от развития самого издательского бизнеса, который в свою очередь зависит от рыночных предпосылок деловой активности. Деловая газета уже не может существовать автономно, без развития параллельных проектов, способных дать рекламодателю возможности по размещению рекламы. В случае убыточности одного издания Издательский дом может выжить за счет другого. Деловая пресса наиболее чутко реагирует на возможные происходящие изменения в экономической, финансовой областях жизни, а значит, является своего рода "пионером" для периодической печати другого типа и направления. Этот сегмент рынка периодики в числе самых первых минует стадию перехода к новым отношениям и принципам работы ввиду своей "привязанности" к экономике, деловой жизни страны. Кризис в августе 1998 г. унес жизни многих отдельных изданий, Издательские же дома выстояли именно благодаря вышеназванным причинам.
Сегодня качественная деловая пресса осваивает Интернет. Здесь можно встретить электронные версии журналов и газет "Эксперт", "Экономика и Жизнь" и других. Более перспективным видится существование деловой прессы в Интернете не в качестве версии бумажного издания, а как самостоятельного информационного продукта. Сегодня значительные шансы продать электронную версию имеют специальные информационные издания с высокой частотой обновления критичной для пользователя информации - публикации биржевых сводок, банковских ставок, курсов, другой коммерческой информации, которые имеют самое непосредственное отношение к деловой прессе.
Деловые издания коммерческих организаций. По степени серьезности подхода к освещению финансовых и экономических проблем эти издания не уступают качественной печати. Эта пресса существовала и раньше в виде ведомственных, отраслевых бюллетеней, газет, вестников и носила характер внутреннего информационного обслуживания организаций и ведомств. Ее главное отличие - публикация официальных документов, сугубо деловой информации, почти полное отсутствие журналистских материалов. Такая пресса появилась теперь и в сфере бизнеса для обеспечения его необходимой производственной информацией. Отсюда сухость изложения, скромность оформления этих журналов и газет. К ним можно причислить "Бизнес. Банки. Биржа", "Российские экономические ведомости", "Эхо деловой жизни", "Деловой экспресс", "Книжный бизнес", " Маркетинг ", "Рынок ценных бумаг". Таким изданиям не нужны большие редакционные коллективы, поскольку основная часть информации поступает уже готовой из различных ведомств, организаций и учреждений.
Так, финансовый издательский дом "Деловой экспресс" выпускает еженедельники, бюллетени, вестники, сборники нормативных документов, сводные рейтинги, аналитические обзоры, электронные базы. В числе его изданий, пользующихся повышенным спросом - "Вестник ФКЦБ" - официальное издание Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, содержащее документы комиссии, которые вступают в силу с момента публикации. Бюллетень "Финансы и фондовый рынок" включает в себя официальные документы и материалы по вопросам функционирования Московского городского займа, результаты заседаний Инвестиционного совета столицы, вопросы размещения и обращения внешнего, сберегательного и городского облигационных займов, аналитические разделы. Информационно-аналитический бюллетень "Коллективные инвестиции" содержит справочную информацию о паевых, чековых и иных инвестиционных фондах, общих фондах банковского управления, об управляющих компаниях, депозитариях и иных организациях, работающих на рынке коллективных инвестиций.
Однако некоторые фирмы возлагают на такие издания еще и имиджевую функцию: создать у заказчиков, деловых партнеров благоприятный образ своей организации, которой бы доверяли. В этом случае журнал или газета могут наполняться и журналистскими материалами, иметь солидную полиграфическую "одежду" (например, "Мир Би Лайн", "Витамакс", "Oracle").
Популярные информационно-коммерческие еженедельники. Издатели популярных информационно-коммерческих еженедельников не стараются удовлетворить спрос делового мира на оперативную финансово-экономическую информацию. Еженедельнику не угнаться за ней. Его задача - популяризировать в массах те или иные стороны предпринимательства, экономики, которые затрагивают жизнь каждого человека, развивать его рыночное сознание, широко информировать о мире коммерции. Популярные еженедельники издаются в двух видах: как самостоятельные издания и как приложения к качественным ежедневным газетам. В число самостоятельных, появившихся в начале 90-х гг., входили "Бизнес для всех", "Деловая женщина", "Менеджер", "Меркурий", "Призма", "Человек и карьера". Тематику этих изданий составляла торговая информация, цены за неделю, история и опыт русского предпринимательства, малый бизнес, опыт зарубежных предпринимателей, консультации, ответы на вопросы читателей, справочная информация, реклама, кроссворды. У них широк набор газетных жанров, разнообразен иллюстрационный ряд. За последние годы группу популярных еженедельников пополнили журналы "Профиль" и "Компания".
Журнал "Профиль" был создан в 1996 г. банком "Империал" для освещения жизни банковских кругов. Его основные темы - политика, экономика, светская жизнь. Главные герои еженедельника - известные персоны в мире бизнеса и политики, их деловые успехи, личная жизнь. Анализ, по мнению исследователей журналистики, присутствует в этом журнале в несколько облегченном виде. Это обусловлено, с одной стороны, переизбытком сложных аналитических материалов в качественных СМИ, с другой, - достаточно сильными позициями в той же информационной нише изданий "Коммерсантъ-Власть", "Эксперт", "Итоги".
Популярные, массовые информационно-коммерческие еженедельники в значительной степени характерны для региональной печати. Деловая жизнь здесь не такая стремительная, как в столице, и ежедневные бизнес-газеты практически не издаются. Их объемы и тиражи невелики - в среднем 8 полос, 3-6 тысяч экземпляров. Таковы "Бизнес-Среда" (Чебоксары), "Верхневолжский коммерсант" (Ярославль), "Дело" (Иркутск), "Деловая Пенза", "Деловые вести" (Волгоград). Их содержание составляет деловая хроника, динамика спроса и предложения, ценовые обзоры и обзоры товарных рынков региона, вопросы развития регионального фондового, финансового рынков, рынка инвестиций и недвижимости и т.п. В крупных городах, где деловая жизнь сегодня кипит, освещающие ее издания имеют гораздо больший объем и тираж: "Биржа" (Нижний Новгород), еженедельник нижегородских предпринимателей - 32 полосы, 30000 экз; "Деловая Москва" (еженедельная газета мэрии Москва, московского фонда малого предпринимательства) - 12 полос, 74000 экз.; "Деловой Петербург" - 3 раза в неделю, 32 полосы, 25000.
Весьма показательным примером деловой региональной прессы может служить экономический еженедельник "Афанасий-биржа", издающийся в Твери с 1996 года. Это 16-полосная газета с тиражом 11000 экземпляров. Его страницы заполнены обзорами товарных рынков Твери и Москвы, консультациями специалистов по экономике, правам потребителя, новинкам аудио-, видео-, компьютерного рынка, интересными историями из всех сфер человеческой жизни. Чтобы расширить подписку на газету, редакция пошла на дифференцированную оплату. Так студенты, военнослужащие, пенсионеры и инвалиды платят вполовину меньше, чем остальные индивидуальные подписчики, а те, в свою очередь, на треть меньше, чем предприятия и организации. Редакция строится нетрадиционно: в ней отсутствуют привычные отделы, сотрудники делятся на звено управления и группу корреспондентов-экспертов.
Аналитические отраслевые издания. Среди многочисленных отраслевых изданий также можно выделить аналитические еженедельники и журналы, которые вполне отвечают понятию деловая пресса. Если взять за основу тематическую направленность дореволюционного "Коммерсанта" (независимое издание, освещающее вопросы торгово-промышленной и финансовой жизни), то в эту категорию войдут многочисленные газеты и журналов по экономике и финансам. К сохранившимся доперестроечным изданиям здесь добавились отечественные журналы по банковскому делу, различные бюллетени, вестники, альманахи, практикумы, нормативные акты по бухгалтерскому учету, финансовой информации, налогообложению. Кроме того, появилось довольно много зарубежной периодической продукции по бизнесу и менеджменту. Их количество в некоторых каталогах доходит до полутора сотен наименований.
Активное развитие нефтегазового комплекса, инвестирование в него западных капиталов прямо сказалось и на печати, обслуживающей эту отрасль. Наряду со старыми ведомственными журналами здесь появились и современные деловые издания. К ним можно отнести ежемесячный аналитический журнал "Нефть и Капитал" ("НиК"), который появился на информационном рынке России в 1995 г. В отличие от других изданий нефтегазовой отрасли ("Нефтяное хозяйство", "Геология нефти и газа", "Нефтегазовые технологии", "Трубопроводный транспорт", "Нефть России"), которые имели либо сугубо информационный характер, либо технологический и, как правило, были адресованы специалистам узкого профиля, "НиК" отличала аналитично-консультационная направленность, независимая экспертная оценка тех или иных событий, тенденций и фактов, точность, беспристрастность.
Перед тем, как выпустить пилотный номер в октябре 1994 г, редакция "НиК" много общалась со своей будущей аудиторией - геологами, нефтяниками, газовиками, переработчиками, финансистами, чиновниками, стараясь получить у них ответы - каким они хотят видеть журнал, чтобы он действительно был необходимым и читаемым изданием. Многие дельные советы тогда были учтены. Журналисты разработали такую концепцию журнала, который мог бы приносить постоянную практическую пользу не только руководителям нефтегазового комплекса и ключевым фигурам в федеральных органах власти, но также финансистам, банкирам, производителям оборудования, представителям строительных и транспортных фирм, предпринимателям в области торговли и оказания широкого спектра услуг.
В одном из главных разделов журнала "Политика" публикуются материалы, отражающие динамику основных политико-экономических макропроцессов в масштабах России. Здесь "НиК" дает "направленный" анализ того, как те или иные изменение политической жизни будут затрагивать интересы различных групп читателей журнала. В существующих сегодня изданиях - как общественно-политических, так и в отраслевых, специализированных - такая адресная аналитика политических событий и тенденций практически не встречается.
Ведущую позицию в журнале занимает и раздел "Финансы". Здесь печатаются прежде всего те материалы, которые способны принести практическую пользу менеджеру и финансисту нефтегазовых компаний при решении различных финансовых вопросов (неплатежи, кредиты, движение на фондовом рынке, перспективы вексельного обращения и т.д.). Для необходимого уровня раздела участие журналистов в нем сведено к минимуму, основные авторы здесь - эксперты банков, бирж, аудиторских фирм.
У "НиК" появились свои постоянные читатели. Его читают не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Среди подписчиков "НиК" высшее руководство ведущих нефтегазовых компаний - Газпрома, Лукойла, ЮКОСа, Сиданко, КомиТЭК, Роснефть, Славнефть, Татнефть, Тюменской нефтяной компании и других. Помимо подписчиков "НиК" рассылается депутатам Госдумы и Совета Федерации, руководителям региональных администраций, ответственный сотрудникам администрации Президента РФ, аппарата премьер-министра, ряда министерств и ведомств.
Итак, деловая пресса - вполне оформившийся сегмент на информационном рынке России. Несмотря на кризис в обществе и в СМИ, она продолжает довольно успешно функционировать, что говорит о ее больших запасе прочности и потенциале развития.
- Грабельников Александр Анатольевич
- Программа курса работа журналиста в газете
- Раздел I Типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Тема 2. Политическая пресса
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Тема 4. Деловая пресса
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Тема 6. Региональная пресса
- Раздел II Характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Раздел III Структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Раздел IV Организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Тема 17. Виды отделов, их деловые связи
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Раздел V Планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Раздел VI Редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистскойдеятельности
- Раздел VII Организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Раздел VIII Газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Тема 31. Аналитические жанры
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Раздел IX Перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития сми
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Введение
- Раздел I типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Политическая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Деловая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Региональная пресса
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу I
- Раздел II характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Вопросы для самопроверки
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу II
- Раздел III структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу III
- Раздел IV организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Вопросы для самопроверки
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Вопросы для самопроверки
- Тема 17. Виды основных отделов, их деловые связи
- Вопросы для самопроверки
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Вопросы для самопроверки
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IV
- Раздел V планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу V
- Раздел VI редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Вопросы для самопроверки
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VI
- Раздел VII организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VII
- Раздел VIII газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 31. Аналитические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VIII
- Раздел IX перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития прессы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IX
- Список терминов
- Содержание