Список терминов
Гражданское общество - это общество, основанное на различных формах собственности и самоуправления, функционирующее в режиме права, социальной справедливости, свободы, способствующей удовлетворению материальных и духовных потребностей личности как высшей ценности цивилизации. Главными признаками гражданского общества являются демократические институты, права человека и свободная пресса. Гражданское общество, как и его институты, существует и функционирует в тесной связи с политическими институтами государства, которое составляет неотъемлемую часть этого общества. Фундаментальные устои, на которые оно должно опираться: 1) не граждане для общества,а общество для граждан; 2) не собственность подчиняется общему благу, а общественное благо вытекает из собственности; 3) не государство дает свободу гражданам, а граждане - меру свободы государству; 4) не законы лежат в основе прав людей, а права человека- в основе законов.
Деловая пресса – газеты и журналы, цель которых формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда идей и принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателей о мире бизнеса.
Журналист – как трактует закон о СМИ, это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Идеология потребительства – современная буржуазная идеология, основным проводником и самым надежным пропагандистом которой служит информационно-коммерческая пресса. Она считается неполитической, деидеологизированной, издается без государственных дотаций, т.е. экономически самостоятельна и поэтому независима. Ее страницы в огромном количестве заполняют рекламные объявления, предлагая всевозможные виды товаров и услуг. Особенно этим отличается группа бесплатных рекламно-справочных изданий, которые имеют самые большие тиражи - “Экстра-М”, “Центр-плюс” и др.
Издательский дом - информационно-издательское объединение типа концерна или холдинга, которое старается охватить свою читательскую аудиторию всеми основными типами изданий, рассчитанных на разные интересы членов семьи. Его появление было обусловлено тем, что в новых рыночных условиях отдельному изданию не всегда по силам справиться со всеми проблемами и от этого многие из них так недолговечны на информационном рынке. Объединение же нескольких редакций в единую корпорацию существенно сокращает затраты на обслуживающие их структуры - рекламные отделы, службы распространения, бухгалтерию, полиграфическое производство и т.д. С такими объединениями более охотно сотрудничают финансовые учреждения, вынуждены считаться и властные структуры.
Интерактивная журналистика - изменение отношений между редакционным коллективом и аудиторией, замена однонаправленного воздействия прессы на массы на их взаимодействие, переход от монолога журналистов к диалогу со своими читателями, к совместному общению и производству информации, взаимному обмену ею. Такие субъектно-субъектные отношения превращают их в равноправных информационных партнеров. Наиболее полно она выражена в сетевых изданиях Интернета, участии аудитории в прямом теле- и радиоэфире.
Информация в самом общем смысле слова есть результат отражения многообразия действительности, сообщения, сведения о ней, т.е. такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель, считал известный специалист по информации академик В.Г. Афанасьев. Только взаимодействуя с потребителем, знания приобретают характер сообщения, сведения. И информация - это знания, находящиеся в постоянном обороте, движении, т.е. те, что собираются, хранятся, перерабатываются, передаются и используются (или могут быть использованы) системой. Причем, не любой, а только самоуправляемой системой. Информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления в целях сохранения качественной специфики системы, ее совершенствования и развития. ( Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994. С.12-13.)
Информационное общество - это такой этап истории человечества, когда коллективный разум становится не только опорой развития Homo sapiens, но и объектом целенаправленных усилий по его совершенствованию. Оно характеризуется изменениями в сфере производства, экономических связей, в характере труда, делающими все более значимым средством реализации власти знание и информацию. В информационном обществе большинство граждан участвует в процессе создания, сбора, хранения, обработки или распределения информации, а не в сельском хозяйстве или производстве, как это было в предыдущих социально-экономических формациях.
Информационно-коммерческие издания – газеты и журналы, не получающие дотаций от государства, финансово самостоятельные. Состоят из двух групп –качественной прессы для деловых людей и массовой прессы, цель которой получение коммерческого дохода от выпуска изданий, наполненных разнообразной легкой информацией, рассчитанной на самые широкие круги читателей независимо от их деловых интересов, профессии, возраста. Эта пресса служит товаром, на котором издатели сами делают свой бизнес, выпуская рекламные, справочные, развлекательные издания.
Качественная пресса или пресса мнений - предназначена для интеллектуальной части общества, управляющей элиты, отличается глубокой аналитичностью, точностью, оперативность, объективностью, что позволяет читательской аудитории ориентироваться в окружающей действительности, принимать правильные управленческие решения.
Маркетинг редакционно-издательский – особый вид профессиональной деятельности, связанной с продвижением периодического издания на рынок, направленной на обеспечение его существования и на удовлетворение информационных потребностей его читателей.
Массовая информация является частью социальной информации. Она имеет довольно много определений. Е.П. Прохоров, суммировав их, предлагает следующую трактовку:
- направленность на массы (общество, народ, класс, слой, регион, профессию и т.д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории;
- соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспечение ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни;
- стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим нормам;
- доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или за небольшую плату, удобный режим потребления – дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению;
- возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;
- открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, работа на общественных началах и т.д.). ( Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998. С.8-9.)
Социологи предлагают иное толкование: массовая информация – это такой вид социальной информации, которым на любой из стадий его существования (производство, распространение, потребление) оперирует масса. (Журналистика и социология. М., 1995. С. 127; Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексногосоциологического исследования. М., 1980. С. 32.)
Массовая пресса – предназначена для массовой аудитории, ограничивается оперативными информационными материалами, отличается отсутствием серьезных аналитических публикаций, служит проводником массовой культуры, обслуживает досуговые интересы читателей, эксплуатируя интерес обывателей ко всевозможным слухам, сенсациям, личной жизни “звезд”,
Массовые информационные процессы (МИП) - это процессы, которые происходят в обществе и охватывают большие народные массы, участвующие в производстве и потреблении социальной информации, оперирующие ею в ходе своей жизнедеятельности. Они широко отражают деятельность различных социальных слоев и групп общества, а также аккумулируют и синтезируют в себе разноплановые информационные потоки внутри этих групп и между ними. Благодаря своей универсальности, МИП активно используются различными общественными силами, однако их внутренние закономерности остаются еще до конца не познанными.
Чтобы достаточно глубоко изучить их, необходимо проследить функционирование этих процессов на протяжении длительного исторического периода. Это позволит понять, как возникали, изменялись их отдельные элементы, каким образом формировалась система массовой коммуникации в целом. Исторический принцип дает возможность взглянуть и в перспективу, увидеть возможные пути развития массовых информационных процессов. МИП следует рассматривать, на наш взгляд, в контексте общей культуры той или иной социально-экономической формации, частью которой они являются, в контексте общественного управления, которое не может осуществляться вне информационных процессов.
Отраслевая пресса - освещает деятельность той или иной отрасли в различных ее аспектах. Создается министерствами, ведомствами, государственными комитетами для отражения, пропаганды собственной деятельности, руководства работой вверенных им структурных подразделений на разных иерархических уровнях. Она имеет, как правило, центральную газету, ведомственные журналы собственных научно-исследовательских институтов, многотиражные газеты на предприятиях по всей стране. Кроме ведомств отраслевую печать сегодня создают и отдельные фирмы, корпорации для продвижения своей продукции на рынок.
Редактор – руководитель редакционного коллектива, который несет полную ответственность за содержание газеты или журнала, организует и контролирует деятельность журналистов, распространение информационной продукции. Сочетает в себе административно-организационные, редакторские и литературные функции. Как правило, его, как первое лицо редакции, называют главным редактором. Он жеобладает правом нанимать людей на работу.Кроме того, редактором называют журналиста, который занимается редактированием авторских материалов. Такие должности существуют в редакциях радиовещания, телевидения, книжных и журнальных издательств.
Редакционная коллегия – коллективный орган редакционного управления, в функции которого входят вопросы вопросы финансирования, структурирования, планирования редакционной деятельности, контроля за выполнением планов, кадровые вопросы. Наблюдаются два типа редколлегий – совещательная, когда окончательное решение остается за главным редактором, и руководящая, берущая всю ответственность на себя.
Редакционный коллектив - включает в себя администрацию редакции и трудовой коллектив редакции, под которым подразумевается группа физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с редакцией. Его цель -выпуск газеты или журнала для определенной читательской аудитории. Как учредитель собственного издания он должен самостоятельно решать не только творческие вопросы его содержания и оформления, но также и вопросы своего жизнеобеспечения, начиная с аренды помещения для редакции, и заканчивая распространением, сбытом собственной информационной продукции. Многие редакционные работники, занимавшиеся раньше только творческим трудом, теперь осваивают роли хозяйственников, организаторов производства, финансистов, изучают проблемы маркетинга журналистской деятельности.
Редакционный план – это конкретная программа действий журналистов на определенном отрезке времени. В нем указаны тематические направления, содержание материалов, их жанровые особенности, сроки подготовки, последовательность публикации, организационно-массовые мероприятия редакции, лица, ответственные за исполнение всего намеченного. Однако одного плана недостаточно, чтобы охватить все стороны деятельности редакционного коллектива. Поэтому в его работе задействована целая система планирования, состоящая из ряда локальных редакционных планов.
Редакция - имущественный комплекс, в рамках которого работает редакционный коллектив.
Рекруитерская пресса – издания, цель которых состоит в подборе персонала для специализированных фирм. К жизни они были вызваны тем, что сейчас в российском обществе ускоренными темпами формируется система управления персоналом, характерная для стран с рыночной экономикой.
Самоуправление - управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое ее членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.). Основные признаки самоуправления - принадлежность публичной власти населению или избирателям соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива; самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни, отсутствие органов, назначаемых извне.
Сетевая журналистика (кибержурналистика, виртуальная журналистика) – электронные издания в сети Интернет. Представляет электронные версии бумажных изданий, сугубо интернетовские издания, а также издания, имеющие в качестве двойника бумажную версию. Их можно назвать бумажно-сетевыми, чисто сетевыми и сете-бумажными газетами и журналами. Сетевую журналистику отличает активное участие в ней не только профессиональных журналистов, но всех желающих, кто испытывает потребность в виртуальном общении. В ней наиболее ярко выражена интерактивная журналистика.
Собственный корреспондент – опытный журналист, который работает вне аппарата редакции, в регионе или другой стране, освещая ее деятельность во всех аспектах, интересующих газету. Его отличает тематическая и жанровая универсальность, региональная и страноведческая специализация, оперативность в подаче информации, организаторские способности для налаживания информационной сети, создания авторского актива.
Социальная информация - это информация взаимодействий, циркулирующая в общественных системах, в социальном управлении. Она обеспечивает нахождение, хранение, передачу важной, программирующей поведение индивидов информации от поколения к поколению (вертикальный обмен информацией), а также обмен информацией между людьми одного поколения (горизонтальный обмен информацией). Она воплощена в орудиях труда и других предметах “второй природы”, в документальной (летописи, книги, архивы, газеты, журналы, магнитные диски и ленты и т.д.), художественно-образной (произведения литературы и искусства) и устной форме. Именно поэтому всякое новое поколение людей благодаря социальной информации избавлено от необходимости повторять все сначала.
Информация (информационное сообщение) поставлена учеными в один ряд с материей (пищей) и энергией (теплом) как наиболее важными факторами в жизни и развития человека и общества. Высшим видом человеческой практики является социальное управление (обществом, его сферами, человеком, человека самим собой и т.д.), которое немыслимо без социальной информации. Информация, будучи результатом отражения, познания многообразной действительности, возникает в практике и, прежде всего в практике управления (орудиями труда, природными и общественными процессами) и, в конечном счете, служит практике, причем, прежде всего, практике управления. ( Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994. . С.16-19.).
Социально-психологический климат (СПК) - это совокупность межличностных отношений, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива и создают стойкие групповые настроения, мысли, определенное социально-психологическое состояние, проявляющееся всех сферах деятельности коллектива, характеризующее уровень коллективного сознания, состояние, от которого зависит степень активности коллектива в достижении целей, стоящих перед ним. Вбирая в себя всю совокупность отношений, возникающих между членами коллектива в процессе их совместной деятельности, СПК не сводится, однако, к сумме этих отношений, а представляет собой интегральное образование, обладающее собственными характеристиками, которые и определяют тип климата. Он приобретает относительную самостоятельность и начинает оказывать обратное влияние на групповую деятельность и отдельную личность. Другими словами, СПК имеет двойственное значение. С одной стороны, это продукт совместной деятельности людей, а с другой, он же - фактор, оказывающий влияние на эффективность этой деятельности.
Специализация в журналистике - позволяет каждому журналисту глубоко вникнуть в какую-то сферу общественной жизни — экономику, культуру, науку, международные отношения и т.д., детально изучить ее проблемы, стать специалистом в этом деле, компетентнее которого нет ни в отделе, ни в редакции. Это создает профессиональную ценность сотрудника, повышает его личную ответственность за порученный участок работы, придает ему моральный вес в глазах коллег, чувство собственной необходимости коллективу, т.е. значительно повышает его оценку окружающими и его самооценку. Специализация имеет несколько форм: тематическую, жанровую, функциональную, по типу периодического издания
Специальные корреспонденты – мобильная группа наиболее опытных журналистов, предназначенный для выполнения важных и оперативных заданий редакции. Спецкоры обычно закрепляются за отраслевыми отделами или работаю под руководством секретариата.
Структура редакции - определенная взаимосвязь ее творческих и технических подразделений. Зависит от функций, выполняемых ее сотрудниками, складывается из их действий, составляющих последовательный рабочий процесс, из их социальных и индивидуальных особенностей Цель издателя и редакции — найти такую структурную форму коллектива (количество и взаиморасположение редакционных звеньев, число сотрудников в них т. д.), которая бы оптимально способствовала поставленным перед изданием задачам.
- Грабельников Александр Анатольевич
- Программа курса работа журналиста в газете
- Раздел I Типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Тема 2. Политическая пресса
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Тема 4. Деловая пресса
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Тема 6. Региональная пресса
- Раздел II Характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Раздел III Структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Раздел IV Организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Тема 17. Виды отделов, их деловые связи
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Раздел V Планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Раздел VI Редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистскойдеятельности
- Раздел VII Организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Раздел VIII Газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Тема 31. Аналитические жанры
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Раздел IX Перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития сми
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Введение
- Раздел I типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Политическая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Деловая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Региональная пресса
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу I
- Раздел II характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Вопросы для самопроверки
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу II
- Раздел III структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу III
- Раздел IV организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Вопросы для самопроверки
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Вопросы для самопроверки
- Тема 17. Виды основных отделов, их деловые связи
- Вопросы для самопроверки
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Вопросы для самопроверки
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IV
- Раздел V планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу V
- Раздел VI редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Вопросы для самопроверки
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VI
- Раздел VII организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VII
- Раздел VIII газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 31. Аналитические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VIII
- Раздел IX перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития прессы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IX
- Список терминов
- Содержание