Тема 30. Информационные жанры
Прежде чем начать разговор об информационных жанрах, рассмотрим вкратце весь диапазон газетных жанров, в который они входят на правах одной из жанровых групп. Жанры журналистики различаются:
-
по характеру предмета изображения, познания (непосредственные факты и события - в заметке, корреспонденции, отраженные - в интервью, рецензии);
-
по конкретным рабочим функциям (информационной, объясняющей, оценивающей, побуждающей);
-
по масштабу охвата действительности, обобщений и выводов;
-
по характеру выразительно-изобразительных средств (литературного языка, стиля, образности).
Определяется жанр не по какому-нибудь одному из этих признаков, а по всей их совокупности. Некоторые жанры обладают общими чертами. В связи с этим их обычно подразделяют на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры.
Информационные жанры - заметка, репортаж, отчет, интервью - отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления.
Аналитические жанры - корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение - имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг.
Художественно-публицистические жанры - очерк, фельетон, памфлет - сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное.
Основные функции средств массовой коммуникации - информации, образования, создания общественного мнения и воспитания - находят свое отражение в конкретных жанровых формах. Так, функция информации ярко проявляется в жанpax заметки, репортажа, отчета, функция образования - в жанрах интервью, обзора печати, обозрения, функция создания общественного мнения - в жанрах корреспонденции, комментария, статьи, peцензии, фельетона, функция воспитания - в очерке. На тот или иной жанр указывает преобладающая - функциональная часть текста - то ли информационная, то ли объясняющая, то ли оценивающая, то ли побуждающая. Однако это нельзя понимать слишком упрощенно. Наряду с основной функциональной частью, в журналистском тексте содержатся и такие части, которые указывают на другие функции. Ведь нельзя создавать общественное мнение вокруг какого-то явления, в достаточной мере не информируя читателя. Также невозможно его воспитывать без того, чтобы не информировать, образовывать. Крупные жанры, такие, как очерк, несут в себе все функции СМК с преобладающей воспитательной.
Использование тех или иных жанров определяется в первую очередь общественно-историческими условиями жизни. Например, в довоенной советской журналистике был очень распространен жанр очерка. По свидетельству известного в то время журналиста Семена Нариньяни, в "Комсомольской правде" в 30-х годах очерк был жанром номер один. "Иногда в одном номере печаталось по два-три очерка сразу. На второй странице очерк - производственный, на третьей - морально-этический, на последней - спортивный или научный.." То есть в газетах того времени преобладали материалы, несущие образовательную, воспитательную функции. Постигая грамоту, народные массы молодой советской республики тянулись к знаниям, и газеты старались выполнять стоящие перед ними задачи - обучать и воспитывать людей на ярких примерах новой жизни.
Сегодня мы наблюдаем иную картину: крупные жанры на полосах ежедневных газет появляются не очень часто, они перекочевали в еженедельники, журналы. На первое же место вышли информационные жанры. Ускоренный темп жизни, информационный бум диктуют изданиям и соответствующие формы подачи материалов. Многие газеты, учитывая читательские интересы, ориентируют журналистов на небольшие по объему -- 100-120 строк - материалы не только информационных, но и аналитических жанров с многочисленными фактами, лаконичной аргументацией, без лишних слов.
Наряду с традиционными жанровыми формами, сегодня на страницах газет и журналов появляются новые, например, научно-популярные эссе, социально-политические диалоги, социальные портреты современников, социально-экономические очерки, проблемные социальные критические репортажи, аналитические интервью и т.д.
В международной журналистике многие жанры требуют специального исполнения. Газетные материалы должны обладать определенной направленностью - тщательным учетом всех специфических черт, свойственных аудитории той или иной страны или группы стран, для которых предназначается публикация, а также черт, свойственных местным газетам. Известный журналист С. Беглов, исследуя жанры газетной публицистики, выделял несколько ступеней такой нaпpaвлeнности :
-
универсальная ступень приближения - журналист должен написать текст так, чтобы он не содержал ничего "зашифрованного" местным обиходным языком или специфической терминологией (например, понятные для нас слова "ударник", "колхоз" и т.д. требуют разъяснения для зарубежной аудитории);
-
внешнеполитическая направленность - учет специфики международного положения страны, на которую направлен материал, характер отношений со страной автора, сближение или расхождение их интересов;
-
страноведческая ступень приближения - учет определенных исторических политических, религиозно-бытовых, этнических особенностей страны, на которую направлен текст, сюда же относится учет ее уровня развития, специализации в промышленности, сельском хозяйстве. Все это позволит избежать тех тем, которые не вызывают интереса в данной стране;
-
коммуникационно-аудиторная ступень приближения - учет специфики канала средств массовой информации, типа издания, аудитории, на которую направлен текст. Это должно сказываться в первую очередь на форме подачи материала.
Журналисту следует учитывать также, что его сообщение либо дополняет, раскрывает в особом свете то, что уже известно из местных средств информации, либо впервые ставит аудиторию перед явлением, фактом, уяснение которых требует от нее дополнительных усилий. Автор должен облегчить эту работу путем популяризации, иллюстрации известными примерами и т.д. Главная задача журналиста - точная интерпретация события, обеспечение необходимой познавательно-аналитической нагрузки сообщения.
Зарубежный читатель пользуется выработанной местными СМИ шкалой социальных оценок, способами ориентации в событиях окружающей действительности. И здесь задача состоит в том, чтобы использовать привычные для читателя формы подачи материалов. Для этого важно знать, какие жанры преимущественно использует в своей работе местная пресса. В американском еженедельнике "Тайм", например, материалы подаются, главным образом в одном жанре - "ньюс стори" (рассказ о новостях). Эту роль выполняет комментированный репортаж. До появления "Тайма" в американской печати было строгое деление на комментарий, официальное мнение редакции по поводу определенных событий и репортаж - информационный материал, в котором репортер отвечал на вопросы: кто, что, где, когда, как? Комментированный репортаж - это комбинация двух жанров с ответом на вопрос "почему?" (так называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах: 1) информация , 2)интерпретация, 3)мнение. Как правило, имеет интригующее начала. От передовых статей и комментариев журнал отказался, все свои мнения и суждения редакция включает в комментированной репортаж.
Жанровую структуру информационного еженедельника "Ньюсуик" также составляет комментированный репортаж, который дополняется заметками, интервью, зарисовками, небольшими корреспонденциями.
Комментаторский характер материалов журналистика начала приобретать с усилением конкуренции с радио и телевидением. Не в состоянии угнаться за их оперативностью в подаче новостей, крупные газеты и журналы стараются привлечь читателя объяснением новостей.
Существуют определенные различия также в жанровой палитре массовых и качественных изданий. Первые стремятся строить материалы так, чтобы в них преобладали эмоциональные средства воздействия. При этом обычно отсутствуют логические выводы, аргументы, анализ. В качественных же газетах и журналах, наоборот, материалы апеллируют к разуму читателя, в них больше аргументированных обобщений, выводов.
Информационные жанры. Этим жанрам отводится наибольшая часть газетной площади и времени в эфире. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином "новости", часто вкладывая в это понятие не просто сообщение о чем-то новом, а о сенсационном факте.
Сенсация - самый ходовой товар в массовой прессе. Издателю он повышает тиражи газет, приносит прибыли. Усилия репортеров этих изданий направлены на то, чтобы каждый номер обеспечить необычной, захватывающей новостью. И на страницы газет, в эфир, на телеэкран сплошным потоком идут материалы о катастрофах и убийствах, пожарах и наводнениях. А если вдруг ничего не случилось, сенсации приходится выдумывать, используя слухи и т.д.
Новости в такой печати - главный жанр. Они занимают больше половины площади газет (не считая рекламы). Светская, скандальная хроника, политические, экономические, спортивные сообщения заполняют многочисленные полосы, смешивая социально важные факты со случайными. Обилие новостей приводит к тому, что многие читатели ограничиваются просмотром одних заголовков или в лучшем случае чтением первых абзацев, набранных крупным шрифтом. В заголовок или начало материала выносятся наиболее выгодные, часто второстепенные детали. Читатель же, приученный к тому, что изложение информационных материалов строится пo принципу "перевернутой пирамиды" (главное сообщается вначале, а затем все менее и менее существенные подробности, чтобы легко было сокращать материал с конца при макетировании и верстке), воспринимает их как самое важное в сообщении.
В качественной печати отношение к новостям более серьезное. Хотя и здесь не отказываются от публикации сенсационных сообщений. Но деловая, политическая печать старается соблюдать принцип объективности, беспристрастности, нейтральности в подаче новостей. Однако на деле этот принцип трудно соблюдать уже по той причине, что новости на полосу отбирают субъекты журналистики - люди, имеющие свои пристрастия, интересы, просто субъективный, личный взгляд на общественные явления.
Стоит процитировать внутренний документ, подготовленный в информационном агентстве "Постфактум", под названием "Методологические вопросы деятельности информационных агентств в современной России", который приводит И.М. Дзялошинский в книге "Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности" (М., 1996): "В принципе, новостевые информационные агентства должны быть идеологически и политически беспристрастными в своей профессиональной деятельности. Только при этом условии обеспечивается объективность и правдивость их продуктов: ленты новостей, тематических подборок, обзоров и т.д. Однако на практике так не бывает нигде и никогда". По мнению автора записки, все информационные агентства выполняют политическую функцию и "весь вопрос в том, как это делается: достаточно искусно или топорно, не порывая целиком с правдой или же отдавая предпочтение лжи, искажению действительности". Говоря о выборах в Государственную Думу, автор подчеркивает, что общероссийские информационные агентства, конечно же, не останутся в ней (политической кампании) всего лишь пассивными регистраторами событий, они наверняка будут "арендоваться" какими-то партиями, коалициями. Уклониться от этого невозможно".
Жанр материала журналист выбиpaeт в зависимости от его содержания, от того насколько важны, злободневны и интересны найденные, отобранные факты.
Заметка. Это самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни Основные его черты - сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где, когда? Не дает анализа событий, т.е. не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни - новый факт. Причем не просто факт, а факт, имеющий общественное значение . Для этого необходим продуманный отбор фактов журналистом, чтобы исключить случайное, мелкое, выделить самое существенное, значительное.
Виды заметок. Новость может быть сообщена коротко, в общих чертах или детализирована в зависимости от значения сообщаемого факта. Наиболее короткое - хроникальное сообщение : одна или несколько фраз, не имеющих заголовка. Публикуются такие сообщения обычно в подборках, например: "С телетайпной ленты". В некоторых случаях хроника дополняется комментарием редакции.
Короткая информация - 10-30 строк в газете, имеет заголовок и подпись автора, сообщает факт с некоторыми подробностями. Является основным элементом в информационных подборках.
Расширенная заметка - значительно превосходит два предыдущих вида заметки по размерам. Кроме заголовка может иметь подзаголовок. Излагает событие более широко, с многочисленными подробностями. Нередко включает в себя элементы других информационных жанров. Публикуется на полосе самостоятельно.
Отчет. В газетах часто публикуют материалы о важных общественно-политических событиях - конференциях, собраниях, заседаниях, митингах, встречах различных делегаций, о спортивных соревнованиях и т.д. Чаще всего они излагаются в форме отчета. Задача этого жанра - дать читателям достаточно полное, развернутое представление о конкретном событии, его ходе, развитии, значении для общества. По сравнению с заметкой отчету свойственна большая детализация сообщения. Это качество оказывает непосредственное влияние на размер материала. Различаются несколько видов отчетов
Прямой информационный отчет воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист лишь точно и подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Его позиция выражается в том, на каких фактах, деталях он акцентирует внимание читателей. Например, в отчете о съезде, конференции речи выступавших могут быть даны в сжатом виде или наоборот, достаточно полно с определенной детализацией.
Аналитический отчет или отчет с комментариями. Сообщая о событии, журналист осмысливает его, дает собственную оценку происходящему. Для этого он в качестве доказательств имеет право привлекать дополнительные факты и цифры, ставить на их основе проблему, вычленяя из многих затронутых, например, на собрании вопросов наиболее актуальные. Такой вид отчета по методу разработки темы приближается к аналитическим жанрам, в частности, к корреспонденции.
Тематический отчет является разновидностью аналитического отчета, строится не в том порядке, в котором протекало событие, а выборочно, в соответствии с задачами, которые ставит перед собой журналист. Он вправе отказаться от освещения каких-либо побочных деталей, сосредоточив свое внимание на главном, сгруппировать выступления людей по определенным темам или узловым вопросам. Иногда автор полностью посвящает отчет одному выступлению, кратко сообщив об остальных.
Вид отчета журналист выбирает при сборе материала. Развитие событий подсказывает ему нужный поворот темы, который потом диктует отбор и добор фактов. В подготовке отчетов, освещающих большие события - митинги, демонстрации, соревнования, нередко принимает участие специальная бригада в составе нескольких журналистов. Каждый из них собирает свою часть материала, затем все объединяют и коллективно пишут отчет. Построение аналитического и тематического отчетов нуждается в продуманной композиции материала. Язык данного жанра отличается деловитостью, ясностью, точностью.
Интервью. Термин "интервью" в переводе с английского языка означает беседу. Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам средств массовой информации. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим - мнением специалиста, компетентного в данном вопросе авторитетного лица - и ценно интервью для читателей слушателей, зрителей.
Однако роль журналиста не сводится здесь к простой передаче высказанных фактов. Наоборот, успех интервью зависит от ведущего. В своих вопросах он должен как бы предугадывать то, о чем хотели бы спросить у собеседника сами читатели. Журналист, который не учитывает этого, задает неинтересные, второстепенные, одним словом, "не те" вопросы, может вызвать досаду и раздражение у аудитории.
Как и другие информационные жанры, интервью должно быть злободневным, отличаться целеустремленностью, деловитостью Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его дает журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент. Особенность таких официальных интервью в том, что они отражают не индивидуальное мнение, а точку зрения официальной власти, политической партии, движения.
Виды интервью. Наиболее распространенный вид этого жанра - интервью-диалог , представляющий собой беседу в форме вопросов и ответов. Журналист наряду с основными задает собеседнику уточняющие, направляющие в русло беседы вопросы, выясняет с их помощью дополнительные детали, факты, что позволяет делать материал более полным, интересным.
Интервью-монолог выглядит в виде ответа-сообщения интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале материала. Ответ строится как цельный рассказ собеседника, напоминающий по форме корреспонденцию или статью.
Интервью-сообщение характерно тем, что ответы пересказываются журналистом или излагаются в сокращенном виде. Иногда содержание беседы передается в форме отчета журналиста о состоявшемся разговоре.
Интервью-зарисовка дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет.
Интервью-мнение - это развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме.
Коллективное интервью дает представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам. Как правило, этот вид жанра отражает беседы "за круглым столом", "деловые встречи", редакционные "четверги" и другие подобные мероприятия.
Анкета - массовый вид интервью, своеобразная заочная беседа. Желая узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь проблеме, журналист рассылает вопросы, а то и просто задает их с газетного листа, затем, получив ответы, анализирует их и публикует.
Подготовку к интервью журналист начинает задолго до беседы с интервьюируемым. Он детально изучает тему будущего разговора, составляет перечень вопросов, которые необходимо задать. Бывает, что беседа не ограничивается подготовленными вопросами. В этом случае всегда нужно точно знать цель разговора, его предмет, чтобы не уходить в сторону от главного. Подготовленность журналиста, знание проблем, которые могут быть затронуты в ходе беседы, оказывают непосредственное влияние на качество интервью. При этом журналист не должен забывать о психологических, социально-психологических и этических факторах, влияющих, как подчеркивают авторы сборника "Мастерство журналиста" (М., 1977), на характер беседы и объем получаемой информации.
Психологические факторы :
-
несовпадение социальных характеристик беседующих - их социального статуса, ценностных ориентаций, социальной активности;
-
несовпадение психологического состояния - в уровне развития интеллекта, в характере эмоций и чувств, в направленности волевых устремлений;
-
несовпадение психобиологических свойств, а также их проявлений - разность темпераментов и характеров, разность манер;
-
несоответствие обстановки, в которой протекает процесс общения, целям, смыслу, планам и привычкам участников.
Любой из этих "психологических барьеров" веден к "неконтактности" собеседников, отсутствию свободного потока информации от одного к другому.
Социально-психологические факторы связаны с психологией поведения социальной группы, к которой принадлежит собеседник. Неосведомленность журналиста о психологическом состоянии данной группы ведет к невозможности взаимопонимания между ними.
Этические факторы возникают как следствие воздействия на личность общечеловеческих моральных норм: нежелание собеседника отвечать на те или иные вопросы по соображениям морального плана (например, раскрывать чужие секреты) или в соответствии с запретами профессиональной этики (врачебной, педагогической и т.д.). Кроме того, должна учитываться и профессиональная этика журналиста (система запретов, ограничивающих набор средств и методов "добычи" информации).
Репортаж. В отличие от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя, слушателя зрителя. Это своего рода история события .
Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское "я" , которое помогает создавать так называемый "эффект присутствия", позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. Наиболее ярко авторское "я" проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события (например, когда репортер меняет профессию, как это делали журналисты М. Кольцов. А. Гудимов). Здесь вполне уместны его личные чувства, мысли, которые придают материалу большую убедительность, но в то же время не заслоняют собой главных событий.
Бывают репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в документально точных и ярких подробностях убеждает читателя, что рассказывает очевидец. Отобрать такие детали, не придумывая их и не изменяя правде жизни, - большое профессиональное мастерство, которым отличаются ведущие репортеры (В. Песков, Г. Бочаров).
Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует в репортаже элементы интервью, отчета, зарисовки, корреспонденции - вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их "микропортреты", авторские раздумья, обобщения. Размер репортажа находится в прямой зависимости от значимости события.
Виды репортажа. Событийный - наиболее распространенный вид репортажа - оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности.
Познавательный репортаж . В его основе не событие, а тема, которую освещает репортер. Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т.д. Такие материалы планируется редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению.
Проблемный репортаж несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические; научные другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков.
Жанры в чистом виде встречаются довольно редко. Как правило, границы их размыты и каждый из них несет в себе элементы других жанров. Но не стоит относить это к их недостаткам. Скорее наоборот, синтез, взаимопроникновение жанров друг в друга позволяет журналисту более ярко и выразительно отражать окружающую жизнь, находить для этого новые формы и краски.
- Грабельников Александр Анатольевич
- Программа курса работа журналиста в газете
- Раздел I Типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Тема 2. Политическая пресса
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Тема 4. Деловая пресса
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Тема 6. Региональная пресса
- Раздел II Характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Раздел III Структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Раздел IV Организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Тема 17. Виды отделов, их деловые связи
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Раздел V Планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Раздел VI Редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистскойдеятельности
- Раздел VII Организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Раздел VIII Газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Тема 31. Аналитические жанры
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Раздел IX Перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития сми
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Введение
- Раздел I типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Политическая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Деловая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Региональная пресса
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу I
- Раздел II характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Вопросы для самопроверки
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу II
- Раздел III структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу III
- Раздел IV организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Вопросы для самопроверки
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Вопросы для самопроверки
- Тема 17. Виды основных отделов, их деловые связи
- Вопросы для самопроверки
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Вопросы для самопроверки
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IV
- Раздел V планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу V
- Раздел VI редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Вопросы для самопроверки
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VI
- Раздел VII организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VII
- Раздел VIII газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 31. Аналитические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VIII
- Раздел IX перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития прессы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IX
- Список терминов
- Содержание