Тема 26. Организационно-массовая работа
Каждое издание надеется найти своего читателя. Раньше, когда отечественный информационный рынок был довольно беден, любая новая газета, журнал воспринимались обществом как большое событие. В начале 90-х гг. на весь Советский Союз выпускалось чуть больше 8 тыс. изданий (3353 журнала и 4863 газеты). Теперь только в России их зарегистрировано 27 тысяч. Нарождающимся СМИ все труднее найти свою информационную нишу. Им всерьез приходится бороться за собственное место на рынке. Прошли те благословенные для российской печати времена, когда о подписке за журналистов думала партия и государство, лимитируя доступ читателей к одним изданиям и стимулируя различными разнарядками среди населения - к другим. В результате многомиллионные тиражи центральных газет и журналов застойных лет стали уже достоянием истории. Подписные тиражи, по данным Минсвязи, (без учета прямых договоров редакций с подписчиками) в январе 1998 г. составили лишь около 26 млн. экземпляров (в 80-е г. только "Аргументы и факты" имели более 30 млн. подписчиков). Теперь же подписной тираж "АиФ" - 1 млн. 816 тыс. экз., "Комсомольской правды" - 570 тыс., "Известий" - 263 тыс., "Литературной газеты" - 26,9 тыс., "Огонька" -21,5 тыс., "Нового мира" - 10,8 тыс. экз. Сравнительно новые издания тоже не пользуются большим спросом.
Для того чтобы укрепить и расширить связи с читателями, редакции разворачивают организационно-массовую работу . В годы советской власти это были выездные летучки, редакции, экспедиции, почтовые ящики газет в учреждениях и на предприятиях, дни открытого письма, общественные приемные, шефство над спортивными, культурными мероприятиями (например, хоккейный турнир на приз газеты "Известия", соревнования по фигурному катанию на приз газеты "Московские новости"). Действенной формой обратной связи с аудиторией считались читательские конференции , на которых читатели высказывали свое мнение о содержании, формах подачи материалов. Они давали возможность журналистам изучить запросы, интересы аудитории, непосредственно получить наиболее достоверную информацию об успехах и недостатках своей газеты.
В годы перестройки и реформ получили распространение такие формы организационно-массовой работы как "горячая линия", экспресс-опрос, зондаж аудитории, праздник газеты, конкурсы, лотереи. Продолжают использоваться деловые клубы, встречи за "круглым столом", клубы друзей издания, читательские конференции . С большим размахом проводит свой праздник газета "Московский комсомолец". В последнее воскресенье июня практически вся территория Лужников отдается под площадки, на которых выступают известные люди, проводятся всевозможные конкурсы. Летом 2000 года "МК" провел здесь футбольный матч между ветеранами Афганистана и сборной журналистов Москвы, петушиные бои, турнир по теннису для всех желающих, турнир поэтов, катание на коньках, фестиваль воздушных шаров, эротическое шоу "Новые амазонки - "Мисс "МК" -2000", выставку пожарной техники, тараканьи бега, дог-шоу, фестиваль актерской песни, водное шоу, велородео, турнир по домино. Работали Аллея книгоманов и Аллея абитуриентов, туристическая ярмарка, семейный клуб "Семь Я", "Социалистический рай" (за советские деньги и по советским ценам продавали колбасы, другие продукты), Страна любителей пива, Мотомир, Автосалун, Авиасалон "МК", и многое другое. Вместе с этим в разных местах Лужников весь день шла подписка на издания "МК". Конечно, не многие редакционные коллективы имеют финансовые средства, чтобы устраивать подобные праздники. Поэтому они используют другие формы.
Особенно ярко борьба за читателя проявляется в период подписных кампаний , но и между ними редакции стараются привлечь внимание населения к своим изданиям. Большой опыт в работе с читательской аудиторией имеют зарубежные газеты и журналы , которые внедряются на российский информационный рынок. Они родились и окрепли в рыночном обществе и в отличие от отечественной прессы владеют богатой палитрой методов и приемов, активно применяемых в российских условиях. Американский журнал "Ридерз Дайджест", издающийся на русском языке, решил облачить подписную кампанию в интересную игру с потенциальным читателям. В 1996 г. москвичи получили по почте конверты из редакции с интригующим посланием. Это был выполненный на высоком полиграфическом уровне сертификат Большого Приза с личным номером и напечатанной фамилией адресата, который гарантировал его владельцу возможность выиграть 25 млн. рублей (в старых ценах). Для этого надо было своевременно прислать этот сертификат в редакцию, что давало право принять участие в розыгрыше призов "Ридерз Дайджест" на общую сумму 67 млн. рублей. Дополнительно можно было выиграть ценный Экспресс-Приз, если ответить "да" на предложение редакции не позднее определенного числа. Более того, владелец сертификата имел право подписаться на журнал "Ридерз Дайджест" на 12 месяцев. Стоимость подписки - 149 тыс. рублей, включая почтовые расходы. Чтобы получатель понял, как ему повезло, редакция напоминала: "Такой шанс получает не каждый. Только от Вас зависит, как Вы воспользуетесь предоставленной возможностью. Внимательно прочтите Письмо и дайте ответ СЕГОДНЯ! Дополнительная премия за срочный ответ - 1 млн. рублей!" Те, кто соглашался поучаствовать в игре, вскоре получали два последних номера журнала и предложение оформить на него подписку. О розыгрыше призов, выигрышах не было ни слова. Зато специально для "дорогого подписчика" был отпечатан и заполнен бланк почтового перевода на годовую подписку.
Обиженные таким отношением к себе, читатели отказывались общаться с редакцией и не отвечали на это предложение. Вскоре им снова приходило письмо из отдела распространения "Ридерз Дайджест", который повторно посылал заполненный бланк. "Воспользуйтесь им, чтобы в самые короткие сроки оплатить заказанную Вами подписку, - и Вы сможете воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставляет Вам подписка на "Ридерз Дайджест" - самый популярный журнал в мире." О том, что это за преимущества, ничего не сообщалось. Если и не этот раз читатель не присылал перевод, ему снова приходил конверт все с тем же почтовым переводом и серьезным письмом: "Уважаемый подписчик! Ваша подписка на "Ридерз Дайджест" числится неоплаченной, хотя Вы подтвердили свое согласие на подписку; Вы уже получили несколько подписных номеров; Вы неоднократно получали наши напоминания об оплате. Мы сможем восстановить Ваши данные в списках получателей журнала только в единственном случае - в 5-дневный срок Вы должны проинформировать нас о произведенном платеже".
"Ридерз Дайджест" настойчиво предлагал подписчику выполнить свое обещание, забыв в то же время, что сам обещал ему вначале призы и выигрыши, а затем даже не удосужился сообщить, что, мол, ваш сертификат ничего не выиграл. Зато упрекал его в черной неблагодарности: два номера получил, а не подписывается! Хотя никто его не просил присылать эти номера. Понятно, что эта рассылка делается в рекламных целях, чтобы показать, так сказать, товар лицом. В редакции не дают себе труда даже усомниться в том, что он может не понравиться читателю содержанием или оформлением и именно поэтому он и отказывается от подписки.
Не всякий устоит перед такой методичной обработкой. Регулярно с мая по ноябрь журнал посылал письма тем, чьи фамилии и адреса каким-то неведомым образом попали в редакцию и в сертификат и кто передумал подписываться на "Ридерз Дайджест" (как выяснилось, многих москвичей и жителей других российских городов, получивших послания от "Ридерз Дайджест", объединяет одна общая особенность: все они в прошлом обменяли свои ваучеры на акции небезызвестной нефтяной компании "Гермес-Союз", оставив там свои паспортные данные и адреса). Вот у кого стоит поучиться рыночной хватке - ради 149 тысяч рублей редакция более полугода уговаривает подписчика. Теперь неудивительно, что этот журнал называет себя самым популярным в мире, распространяется на 19 языках тиражом свыше 27 млн экземпляров.
Навязчивость "Ридерз Дайджест" такова, что спустя несколько лет "недообработанные" читатели опять могут получить конверты с новыми предложениями (ведь их адреса остаются в редакционном компьютере!). Например, поучаствовать в розыгрыше автомобилей ВАЗ-2104, 2107, 2110 (основные характеристики этих марок прилагаются к письму) при условии подписки на "замечательную книгу Издательского Дома Ридерз Дайджест ВЕЛИКИЕ ТАЙНЫ ПРОШЛОГО".
Заманчивые рекламные проспекты распространяет и итальянский журнал "Четыре лапы": "Уникальная возможность! Подпишитесь на журнал "Четыре лапы" - получите в подарок ошейник против блох Bayer и примете участие в розыгрыше потрясающих призов "Четыре лапы"! Можно выиграть среди разыгрываемых призов золотые часы Rolex стоимостью 10 000 долларов!" Чтобы подогнать подписчика, журнал сообщает, что ошейник стоимостью 5 долларов против блох для собак и кошек - самое надежное и эффективное средство - получит в виде подарка только первая тысяча подписчиков.
Российские журналисты, глядя на то, как лихо западные собратья по перу перехватывают их потенциальных подписчиков, тоже стараются найти неординарные подходы в читателям. Теперь каждая газета или журнал, помимо строчки в подписном каталоге, старается придумать еще и что-нибудь оригинальное, чтобы выделиться в море периодики, привлечь к себе внимание небогатого в своей массе российского подписчика, который не в состоянии, как это было в застойные времена, выписывать сразу по несколько газет и журналов, удовлетворяя разнообразные информационные интересы всех членов семьи.
В подписной кампании 1997 г. "Известия", например, выдвинули девиз: "Завтрашний номер - сегодня вечером". Под ним в Москве проходила альтернативная подписка на газету. Оформить ее можно было во всех филиалах Московского банка Сбербанка РФ и в нескольких десятках библиотек города. По пути более дешевой подписки в сбербанках пошли также "Финансовая Россия" и "Деловой мир". Кроме того, "Известия" учредили лотерею, в которой разыгрывали трехкомнатную квартиру в Москве, автомобиль "Жигули", зарубежные туры, импортные фотоаппараты, магнитолы, альбомы компакт-дисков. Главное условие, что бы стать ее участником, - подписаться на газету и выслать в адрес редакции ксерокопию подписного абонемента. Для региональных подписчиков семи областей вокруг Москвы была организована "Лотерея - Золотое Кольцо", где также разыгрывался автомобиль "Ока", две турпоездки в Испанию и три японских телевизора.
"Новые Известия" с первого же номера объявили конкурс, призовой фонд которого составил 100000 долларов. Изо дня в день, заявила редакция, в газете будут печататься вырезные купоны с номерами от 1 до 100. Кто соберет все сто купонов и пришлет в редакцию, получит право на участие в розыгрыше крупных денежных призов. Таким образом редакция, у которой пока еще не было своей устоявшейся аудитории, надеялась заполучить себе на ближайшие сто номеров какую-то часть постоянных потребителей газеты.
Некая компания "Аэробус", тоже хорошо усвоив приемы зарубежных фирм и добыв адреса москвичей, рассылала им письма с радостным сообщением, что компьютер отобрал их в Финал Большого Тиража, который позволяет выиграть 116600 долларов. Для этого достаточно оформить подписку на одно из следующих периодических изданий: "VIP-premier", "Планета Красота", "Няня", "Финансист", "Медведь", "Я сама".
Газета "Сегодня" привлекала к себе подписчиков с помощью телекомпании "НТВ плюс". Оформив полугодовую подписку на газету, читатели получали, заверяли газетчики, 15 % скидку на стоимость комплекта оборудования "НТВ плюс". Для тех, кто не заинтересуется этим предложением, газета придумала "специальное летнее предложение" - по подписному купону можно трижды бесплатно разместить свою информацию в разделе "Частные объявления" в любой из рубрик в любом оформлении.
Ищут неординарные пути к своему читателю и местные газеты. Чтобы расширить подписку, тверской еженедельник "Караван + Я" учредил приз автору самого интересного вопроса месяца. В каждом номере публикуется полоса читательских вопросов и ответов на них газеты.
К сожалению, не все издания так активно ведут борьбу за своего читателя. Многое зависит здесь от напористости, инициативности главного редактора. Бывает, что его нерасторопность, неорганизованность в привлечении читателей оборачивается для редакционного коллектива большими потерями. Так случилось в частной коммерческой газете "Купец и К". Программа издания была достаточно продуманной, оно имело все основания занять свою информационную нишу, обслуживать многочисленную аудиторную группу, связанную со средним и мелким бизнесом. Главное, что нужно было сделать - хорошо организовать ее распространение, рекламную кампанию, чтобы газету заметили. Но этого-то как раз и не было сделано. Редактор понадеялся на то, что все произойдет само собой. Нужно сказать, что это уже его третья попытка выпускать газету "Купец и К". Первая была еще в 1991 г. Каждая из них заканчивалась неудачей уже через несколько номеров, потому что не была продумана самая важная часть технологической цепочки - распространение газеты. А информация , как известно, скоропортящийся товар. Приступая в третий раз к выпуску этого несчастливого издания, редактор должен был, на наш взгляд, обеспечить прежде всего процесс реализации информационного продукта. Именнона этом он постоянно спотыкался. Но, увы, на собственных ошибках он не учится. История повторилась.
Отказ от борьбы за читателя сегодня равноценен гибели издания. Самотеком эта проблема уже не решается. Нужна активная, целеустремленная, напряженная работа. Такая, например, какая ведется в "Российской газете". Редакция уделяет очень большое внимание читательской аудитории. Благодаря специальным исследованиям, она хорошо знает категории своих читателей. По данным социологов, ее регулярная аудитория - около 3 млн. человек, нерегулярная - около 6 млн. человек. 56% - с высшим образованием, 31% - со средним. Эта газета для людей, принимающих решения. Им необходимы все официальные документы. Читатель хорошо поддерживает газету подпиской.
Редакция стремится, чтобы в каждом номере обязательно были читательские письма. Разумеется, "Российская газета" тоже устраивает различные оригинальные мероприятия для своих потенциальных подписчиков в дни подписных кампаний. Так, в 1997 г. она организовала праздник газеты на территории Всероссийского выставочного центра: провела здесь первый Московский фестиваль уличных музыкантов, состязания художников-шаржистов с Арбата, которые не брали плату с гостей газеты. Совместно с газетой "Русская водка" объявила конкурс "Ерш", в котором на дегустационной площадке сошлись ликероводочные и пивоваренные заводы Москвы, Владимира, Курска, Чебоксар, Архангельска, Саратова, Барнаула и других российских городов. Но не это главное в ее работе с аудиторией в отличие от вышеназванных изданий. Общение с читателями здесь ведется постоянно.
Сегодня многие газеты добровольно отказались от обратной связи со своей аудиторией. И лишь в период подписки журналисты вдруг развивают бурную активность, начинают спешно устраивать всякие мероприятия, разыгрывать призы, широко используя один из хорошо зарекомендовавших себя факторов советской печати - организационно-массовую работу. Оказывается, не все старое было плохим. Думается, что и восстановление регулярной обратной связи с аудиторией с помощью обычной ли, электронной почты, иных средств связи поможет многим редакциям создавать постоянный круг своих читателей, укреплять собственную нишу на информационном рынке.
- Грабельников Александр Анатольевич
- Программа курса работа журналиста в газете
- Раздел I Типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Тема 2. Политическая пресса
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Тема 4. Деловая пресса
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Тема 6. Региональная пресса
- Раздел II Характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Раздел III Структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Раздел IV Организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Тема 17. Виды отделов, их деловые связи
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Раздел V Планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Раздел VI Редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистскойдеятельности
- Раздел VII Организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Раздел VIII Газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Тема 31. Аналитические жанры
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Раздел IX Перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития сми
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Введение
- Раздел I типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Политическая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Деловая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Региональная пресса
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу I
- Раздел II характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Вопросы для самопроверки
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу II
- Раздел III структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу III
- Раздел IV организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Вопросы для самопроверки
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Вопросы для самопроверки
- Тема 17. Виды основных отделов, их деловые связи
- Вопросы для самопроверки
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Вопросы для самопроверки
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IV
- Раздел V планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу V
- Раздел VI редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Вопросы для самопроверки
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VI
- Раздел VII организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VII
- Раздел VIII газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 31. Аналитические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VIII
- Раздел IX перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития прессы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IX
- Список терминов
- Содержание