logo
246897_65091_grabelnikov_a_a_rabota_zhurnalista

Тема 12. Структура редакции

Выступая в качестве элемента системы массовой коммуникации, редакционный коллектив сам, в свою очередь, представляет сложную социальную систему , в которую входят многочисленные структурные элементы.

Основная функция редакционного коллектива - производство общественно значимой информации для определенной аудиторией, которая испытывает в ней потребность - получает конкретизацию в функциях структурных подразделений редакции, а те, в свою очередь, в функциях отдельных сотрудников. Образуется своеобразная функциональная лестница, на вершине которой - целевая функция общества или ее части (социальной или политической группы, слоя, класса), определяющая характер всех нижестоящих функций (целевая функция общества - функция системы СМК - функция редакционного коллектива - функция подразделения редакции - функция журналиста).

В соответствии с функциями, возложенными на редакционный коллектив, создается его структура. Понятие "структура" означает определенную взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, характеризующих строение, устройство чего-либо. Можно сказать, что структурой редакции является определенная взаимосвязь ее творческих и технических подразделений. Цель издателя и редакции - найти такую структурную форму коллектива (количество и взаиморасположение редакционных звеньев, число сотрудников в них т. д.), которая бы оптимально способствовала поставленным перед изданием задачам. Однако структура - это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, подчеркивают философы, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Рассматриваемая структура функционирует в обществе, а не в мире вещей; поэтому в каком бы виде структура ни выступала, пишет В.Г. Афанасьев, она обязательно в конечном счете проявляется в деятельности людей. Из действий людей слагается любая структура, любое отношение в обществе.

На основе сказанного можно сделать вывод: структура редакции зависит от функций , выполняемых ее сотрудниками, складывается из их действий, составляющих последовательный рабочий процесс, из их социальных и индивидуальных особенностей.

Прообраз современной структуры редакции начал складываться с изобретением печатного станка И. Гутенбергом. В отличие от средневековой редакции рукописной газеты, многолюдной из-за большого числа переписчиков новостей, аппарат редакции печатного издания состоял всего из нескольких человек - издателя, который часто выполнял и функции редактора, и его помощников, собиравших и обрабатывавших информацию. Функциональная же структуре коллектива расширилась - появились функции корректора, цензора. В ходе развития газетного дела при капитализме, с увеличение конкуренции между изданиями редакционный коллектив газеты существенно расширил свою структуру за счет увеличения сотрудников по сбору и обработке информации, специализировавшихся на конкретных темах и жанрах, а также за счет технических работников, постепенно превращаясь в частнокапиталистическое предприятие.

Редакционная структура российских газет складывалась на протяжении многих лет. В них соединились структурные элементы дореволюционных изданий (например, одним из первых ввел отделы в структуру русской редакции известный фельетонист Влас Дорошевич, который хорошо знал газетное дело Европы и Америки, работал в западной прессе и лучшие структурные находки перенес в редакцию газеты Ивана Сытина "Русское слово"), газет советского периода и постсоветского времени. Большая часть редакций российских газет, особенно региональных, до сих пор содержит в себе структуру, установившуюся в советский период.

После Октябрьской революции перед рабочей печатью были поставлены новые задачи - экономическое воспитание масс, вовлечение их в общую работу строительства политико-хозяйственной жизни, которые нашли свое отражение в структуре редакций. Для губернских и уездных газет была, например, разработана следующая программа: а) сельскохозяйственное строительство; б) фабрично-заводская промышленность; в) городское хозяйство; г) партийная жизнь; д) народное просвещение; е) красноармейская жизнь. В первые годы советской власти, несмотря на коренное изменение тематики изданий, внутренняя организация редакций находилась еще под сильным влиянием дореволюционной буржуазной прессы. Многие газеты, особенно провинциальные, строили редакционную работу не на отраслевой (по отделам), а на жанровой специализации отдельных журналистов (фельетонист, репортер, хроникер, рецензент и т. д.). Штатное расписание редакций выглядело в ту пору очень разнообразно, писал журнал "Журналист" (1923. № 6). Губернская газета в Полтаве, например, имела одного фельетониста, семь репортеров, корреспондента, обслуживающих всю газету, и четырех сотрудников, пишущих в рабочий отдел. Редакция тульской газеты состояла из двух репортеров, девяти корреспондентов и двух сотрудников рабочего отдела. Одним из первых подразделений, которое начало приобретать черты творческой ячейки, стал рабочий отдел. Для него, как это видно из приведенных выше примеров, выделялся уже не один, а несколько сотрудников, составлявших небольшой коллектив, в котором каждый брал на себя определенную часть работы.

В 20 - 30-х годах творческие группы журналистов, занимающихся близкими по тематике проблемами, окончательно оформились как структурные звенья редакционного аппарата. Редактор газеты "Известия" тех лет Ю. Стеклов писал, что подобно тому, как в стране постепенно появлялись комиссариаты, которые начали распределять между собой отдельные функции, точно так же строилась и наша печать. В редакциях постепенно развивались отделы, появлялись сотрудники конкретных творческих подразделений, заведующие отделами. Каждый из руководителей отдела получал определенное задание, определенную программу, в рамках которой он действовал достаточно самостоятельно. В отделах журналисты имели возможность больше проявлять свою инициативу. Задачей редактора газеты становится координация деятельности творческих подразделении.

После Великой Отечественной войны в связи с увеличением объема газет была установлена конкретная структура аппарата редакции. В газетах союзных республик учреждались отделы партийной жизни, пропаганды, советского строительства, промышленности и транспорта, сельского хозяйства, иностранный, культуры и быта, внутренней информации, писем трудящихся, местной корреспондентской сети. Был установлен штат собственных корреспондентов из расчета два корреспондента на область. В краевых и областных газетах - один корреспондент на два-три района. Количество творческих подразделений здесь было меньше - отсутствовали отделы советского строительства, иностранный, местной корсети.

Спустя некоторое время практика показала, что такое жесткое закрепление отделов за изданием нецелесообразно. Неодинаковые местные условия общественной жизни, развития экономики требовали необходимой перестановки кадров, перегруппировки творческих звеньев для более эффективной работы редакции. Поэтому в 1967 г. редколлегиям и редакторам газет было предоставлено право самостоятельно утверждать штаты редакции в пределах установленных плановых месячных фондов заработной платы по должностным окладам работников редакции, перестраивать ее структуру, чтобы она лучше отвечалазадачам и функциям издания.

Это позволяло своевременно группировать творческие силы, сообразуя их с целями, стоящими перед газетой, укреплять, когда это необходимо, те или иные звенья редакции. В "Правде", например, за счет внутренних перестановок были сформированы отделы международной информации, зарубежных связей, временные творческие подразделения для проведения важнейших газетных кампаний.

Структура редакционного коллектива строилась с учетом типа издания (общеполитические, деловые, отраслевые, специализированные, информационно-коммерческие газеты), его уровня (федеральные, республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные, многотиражные), периодичности выхода (от одного до семи раз в неделю), объема номера, экономических особенностей региона, в котором издается газета, национальных, возрастных и других особенностей читательской аудитории. Вместе с этим многолетняя редакционная практика выработала структурную основу, пригодную для достаточно эффективной деятельности любого аппарата редакции. Она состоит из двух основных звеньев: звена управления, куда входят редакторат (редактор и его заместители), редакционная коллегия , секретариат (ответственный секретарь и его заместители), и звена исполнения, состоящего из отделов редакции, технических служб и корпуса собственных корреспондентов. В зависимости от вышеперечисленных факторов структурные звенья редакций могут быть более развиты или, наоборот, иметь усеченный вид. Так, в местных изданиях - городских и районных газетах - редакторат и секретариат представлены только редактором и ответственным секретарем, технические службы сведены к минимуму, отсутствуют собкоры.

В редакциях региональных общеполитических газет сложился определенный состав творческих подразделений, которые в совокупности охватывают основные сферы действительности. Так, в редакциях краевых и областных газет это политический, экономический, социальный отделы, культуры и быта, писем, информации, местной корреспондентской сети. В каждом подразделении под руководством заведующего трудятся по два-три журналиста.

Чем сложнее задачи, стоящие перед газетой, чем шире охват общественной жизни, больше объем издания, чаще периодичность, тем разветвленнее структура ее редакции . Кроме этого, для проведения долгосрочных политических и хозяйственных кампаний создаются временные отделы.

В структуре редакций качественных газет функционируют отделы по важнейшим проблемно-тематическим направлениям: политики, экономики, сельского хозяйства, международной информации, внутренней информации, науки, культуры, спорта, писем, корреспондентской сети. Они стремятся давать точную и обширную информацию, правильно формулировать проблемы для тех, кто принимает решения. Например, руководство "Независимой газеты", одного из лучших качественных изданий последних лет, создало в структуре редакции отделы политики, экономики, международной жизни, культуры, республик, оперативной информации, региональной корсети, фотоиллюстраций, отделы "Идеи и люди", "Стиль жизни". Помимо творческих подразделений здесь функционируют также отдел международных связей, отдел книгоиздания, компьютерный центр, рекламное агентство "Ренеза", агентство PR и рекламы "Independent".

Массовые бульварные информационно-коммерческие издания не стремятся освещать насущные политические и экономические проблемы. Наоборот, они стараются наполнить страницы развлекательной, скандальной информацией. В таких редакциях на первом месте стоят отделы новостей. Здесь нет особой специализации сотрудников, все пишут обо всем, и глубоко разбираться в вопросах, о которых идет речь, незачем, надо только любой ценой найти и "обыграть" хоть какую-нибудь "изюминку", хоть какой-нибудь курьез.

Деловая, отраслевая, специализированная пресса отличается структурным разнообразием редакций. Так, компьютерный еженедельник "Компьютерра" имеет отделы: новостей, развлечений, писем, иллюстраций, распространения, рекламы, верстка, литературную редакцию. "Редакция ждет ваших писем" - фраза в выходных данных - большая нынче редкость. Читатели ценят это. Им импонирует то, что "это издание единственное, где рядовой пользователь может высказать свое мнение относительно компьютерной сферы. На страницах журнала можно вести полемику по разным вопросам, и вы не отдаете предпочтения ни одной из сторон. В других изданиях этого нет, там профессионал всегда прав" (Компьютерра, 1996, №7). Такой же компьютерный еженедельник "Софт маркет" не имеет литературных отделов, их заменяют два научных редактора. Структура редакции состоит из оформительских и технических подразделений - компьютерной верстки, компьютерного набора, отдела рекламы и маркетинга, отдел распространения.

Издательский Дом "РЦБ", который выпускает журнал "Рынок ценных бумаг", бюллетень "Финансовый рынок", электронный бюллетень "Russiamoney" и содержит консультационное агентство "Соболев", называет свои многочисленные структурные подразделения службами (служба маркетинга и сбора информации, анализа валютно-денежного рынка, корпоративного анализа, долгосрочных исследований, информационной и технической поддержки, производственная служба, коммерческая служба, административно-хозяйственная служба, внештатные консультанты). Другой деловой журнал "Деньги без денег", наоборот, имеет усеченную структуру из трех отделов - аналитического, статистического и отдела рекламы.

Ежемесячный молодежный музыкальный журнал "ОМ" завел себе очень экзотические отделы "Мода", "Безумный мир глазами очевидца", "Тому, кто хочет быть лучше", "Колонки".

Непосредственным образом отражаются на структуре редакции и новые возможности электронно-бумажных изданий. Так, в объединенной редакции "Пушкин/Русский Журнал" нет привычного набора отделов, существующих в обычных редакциях газет, кроме информационного отдела, отделов рекламы и распространения. Зато существуют отделы редактуры и корректуры, Интернет-отдел, административный отдел (наиболее многочисленный).