Тема 15. Функции сотрудников звена управления
Как уже говорилось выше, редакция газеты состоит из двух основных частей -звена управления и звена исполнения. В первое входят руководители редакционного коллектива и его структурных подразделений. От принятых ими решений зависит эффективность функционирования редакции, стиль работы и жизни журналистского коллектива, качество информационного продукта, создаваемого этим коллективом. Известно, что высококачественную продукцию может производить только то предприятие, на котором отлажены все производственные процессы, бесперебойно работает весь технологический механизм. То же самое можно сказать и о редакции. В коллективе, где слабая организация труда, низкая производственная дисциплина, плохой социально-психологический климат , трудно выпуская хорошую газету. Коллектив журналистов в значительной мере сам является создателем определенного психологического климата в социуме. Ведь продукт, производимый СМИ, служит формированию или иных преобладающих и относительно устойчивых настроений в обществе, которые и выражаются понятием "социально-психологический климат". Создавать же здоровый общественно-политический климат в состоянии, вероятно, лишь те социальные институты, внутри которых также господствует положительная атмосфера. Вот почему руководящая деятельность в редакции так важна.
Руководителем редакционного коллектива является главный редактор , который трактуется законом о СМИ как лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средств массовой информации. Главный редактор осуществляет свои полномочия на основе данного закона, устава редакции и договора между учредителем и редакцией. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации законом о СМИ и другими законодательными актами РФ.
Устав определяет правовое положение, юридический статус редакции, содержит основные сведения о редакции (полное и сокращенное официальное наименование, место нахождения, организационно-правовая форма, размер уставного капитала, структуре и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, сведения о филиалах и представительствах редакции). Если редакция зарегистрирована в качестве акционерного общества , то в уставе указывается количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций; правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа); порядок подготовки и проведения общего собрания. Кроме того, устав регламентирует взаимные права и обязанности учредителя, главного редактора, редакционного коллектива, порядок передачи и сохранения прав на название, возможные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей и т.д. В устав могут быть включены любые условия, отражающие специфику деятельности редакции и не противоречащие требованиям законодательства. Практика показывает, что чем детальнее разработан этот документ, тем меньше возникает вопросов между соучредителями и другими партнерами редакции.
Устав редакции принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. В уставе редакции должны быть определены:
-
взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
-
полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;
-
порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
-
основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
-
передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности СМИ, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы.
Главный редактор теперь не может быть снят волевым решением издателя - партийного комитета, как это было в советский период. Его увольнение должно решаться в соответствии с уставом.
Функции главного редактора складываются из нескольких частей. Во-первых, это административно-хозяйственная деятельность, как и у всякого другого руководителя, который должен заботиться о развитии материально-технической базы издания, удовлетворении повседневных нужд коллектива. Во-вторых, организационно-административная работа, которая разделяется на внутриредакционную и внередакционную. Внутри редакции руководитель осуществляет планирующую и контролирующую деятельность, подбор и расстановку кадров, подготовку и выпуск номера. Внередакционная направлена на укрепление и расширение связей с читательской аудиторией, с различными социальными институтами. В-третьих, это творческая работа , которая состоит из редакторской и литературной . В первом случае главный редактор правит материалы своих сотрудников, во втором - пишет собственные.
Редактор в редакционном коллективе - это не только административное лицо. Это еще и творческий лидер, материалы которого должны быть образцом для других сотрудников. Он всегда должен быть готов написать сам. Такой руководитель личным примером поднимает творческую активность, а с нею улучшается и социально-психологический климат. И наоборот, коллективное настроение находится на весьма низком уровне, если редактор профессионально беспомощен, если сам предпочитает не писать, а только требовать, если он правит сданный материал не потому, что этого требует рукопись, а потому, что, как писал журнал " Журналист ", "ему положено всех поправлять, если деловая требовательность подменяется разносом, угрозами, мелочной придирчивостью". Такой руководитель смотрит на своих сотрудников как на подчиненных в узком смысле слова, как на работников, обязанных без особых раздумий выполнять его задания, поручения. Известный журналист Борис Агапов говорил, что при редакторе, который мыслит и действует в таком духе, сделать хорошую газету невозможно. Сотрудник редакции, если он действительно журналист, сам должен ставить актуальные темы и перед самим собой, и перед редактором. Задача же редактора - воспитывать в сотруднике творческое начало, любознательность, инициативу, ответственность за порученное дело, возбуждать в нем интерес к жизненно важным явлениям. Такого же мнения придерживается и польский исследователь А. Матейко. Уровень издания, пишет он, зависит от таланта и энтузиазма коллектива. Поэтому любые методы руководства, которые могли бы подавить журналистские таланты и энтузиазм, чреваты многими опасностями.
В газетах разных уровней функциональные обязанности редактора заметно отличаются. Так в небольшой, районной газете редактору, ввиду малого количества творческих сотрудников, часто приходится заниматься литературным трудом. В крупных изданиях с большим количеством работников он сосредоточивает свои усилия на организаторской, редакторской деятельности.
В новых рыночных условиях на плечи главного редактора легла и забота о бюджете газеты, разработкой которого под его руководством занимаются экономист, бухгалтер, другие специалисты. В некоторых редакциях, в зависимости от ее организационно-правовой формы, редактор берет на себя и исполнение должности генерального директора или исполнительного директора. В документах, касающихся хозяйственной деятельности редакционной организации, он выступает как генеральный директор, а в документах творческого характера - как главный редактор газеты. Специалисты подчеркивают: если название должности руководителя звучит как редактор, это означает, что выпуск периодической печатной продукции является единственным или основным видом деятельности редакционной организации. Если же вместо указанного слова или вместе с ним использовано другое, (генеральный директор, исполнительный директор), это значит, что продукция СМИ является разновидностью редакционной продукции. Совмещение двух по сути разных функций преследует цель экономии финансовых средств. В некоторых редакциях главные редакторы делегируют часть своих полномочия по редактированию газеты или по финансовой деятельности другому работнику редакции (например, своему первому заместителю).
В крупных изданиях контроль за этой стороной дела осуществляет коммерческий директор редакции. Бюджет газеты состоит из двух частей - расходной и доходной. Преобладание второй дает коллективу прибыль, открывает дорогу к дальнейшему развитию газетного предприятия, и наоборот, преобладание расходной части вызывает дефицит финансов, газета становится убыточной и, если руководство не будет искать дополнительных средств для покрытия дефицита, она просто закончит свое существование.
Расходы редакции подразделяются на общередакционные и издательские. В общередакционные , подчеркивает С.М. Гуревич, входят:
-
выплаты по фонду оплаты труда (заработная плата, содержание собкоров внутри страны и за рубежом);
-
фонд материального поощрения (премии, дополнительные оклады, повышенный гонорар, ценные подарки и др.);
-
фонд социального развития ( питание, лечение, проезд на городском транспорте сотрудников и др.);
-
страхование жизни журналистов (в командировках, "горячих точках");
-
командировочные расходы (оплата проезда, проживания, питания);
-
почтовые расходы, оплата телефонов, других технических средств связи;
-
представительские расходы (для укрепления и расширения связей редакции с активом, гостями редакции);
-
оплата маркетинга, рекламы газеты;
-
аренда помещения для редакции (если газета не собственник своего помещения), мебели, техники;
-
страхование здания и имущества редакции;
-
содержание помещений, текущий ремонт, амортизационные расходы;
-
транспортные расходы (содержание редакционных автомашин, ремонт, горючее и т.д.)
-
приобретение материалов, необходимых для деятельности редакции (технические средства, оргтехника, фотоматериалы);
-
подписка на газеты и журналы;
-
отчисления в государственный бюджет (налоги на добавленную стоимость, на прибыль, выплаты по соцстраху, др.);
-
выплата средств учредителям газеты и обслуживающему ее издательству;
-
отчисления в фонд развития газеты;
-
отчисления в резервный фонд газеты.
В издательские расходы входят:
-
стоимость бумаги;
-
стоимость типографских работ;
-
оплата транспортировки и распространения газеты;
-
стоимость прямой рассылки газеты;
-
гонорарная стоимость номера;
-
оплата материалов информационных агентств;
-
налог на рекламу.
Доходная часть бюджета состоит из:
-
выручки от реализации тиража газеты (подписка, разница);
-
выручки от публикации рекламы и объявлений;
-
дохода от издательской деятельности редакции (выпуск приложений, совместных изданий, книг, календарей и т.д.);
-
дохода от коммерческой деятельности редакции (создание информагентств, видеоредакций, турагентств, загрузка компьютерного цеха сторонними заказами, продажа или аренда полос номера).
Редакционная коллегия состоит из руководителей редакционного коллектива - главного редактора, его заместителей, ответственного секретаря, редакторов по отделам (или заведующих главных отделов), некоторых ведущих журналистов. Ее цель - коллективное обсуждение и приятие решений по всем важнейшим вопросам жизни редакции. Редколлегия выполняет руководящие и контролирующие функции по отношению к производственно-финансовой деятельности редакции. Она утверждает планы работы редакции, контролирует их выполнение, решает кадровые вопросы (прием, перемещение, увольнение сотрудников редакции), заслушивает отчеты руководителей отделов, оценивает деятельность собкоров, принимает решение о создании новых творческих подразделений редакции, изменении ее структуры. Редколлегия утверждает также все основные внутриредакционные документы, принимает решение по публикации наиболее важных материалов, держит под постоянным контролем процесс выпуска номера газеты (по каждому номеру дежурную группу возглавляет член редколлегии).
В обязанности коллективного органа управления входит также организация редакционных летучек, на которых обсуждаются номера газеты, вышедшие за определенный период, организация массовой работы редакции, а также организация творческой деятельности журналистов, ее стимулирование и контроль.
Существует два вида редколлегии - руководящая и совещательная. Первая полностью несет ответственность за заботу редакции, вторая выступает в качестве совещательного органа при руководителе газеты, окончательное же принятие решений остается за главным редактором.
Хорошо поставлена работа объединенной редколлегии в "Коммерсанте". На ее ежедневных заседаниях главные редакторы изданий, руководители ключевых структур (секретариат, служба арт-директора и информационный центр) обсуждают очередной номер газеты или журналов. Каждая идея, каждая новая информация проходит своего рода коллективную экспертизу, после чего выносится решение, в каком ключе и в каком из изданий следует подавать информацию читателям
Секретариата редакции осуществляет оперативное руководство газетой. В его обязанности входит:
-
планирование работы редакции;
-
выпуск номера газеты;
-
руководство работой собкоров;
-
руководство работой спецкоров;
-
руководство работой техническими службами редакции;
-
организация творческой работы отделов, координация их деятельности.
Секретариат не случайно называют "штабом" редакции: сюда сходятся все нити в ходе планирования и выпуска номера газеты, контроля за работой творческих подразделений. Здесь макетируются и оперативно формируются полосы издания, вносятся изменения по ходу выпуска газеты. В секретариате, как нигде в редакции, концентрируются все виды журналистской деятельности. Ответственный секретарь, его заместители (в крупных газетах) являются самыми опытными журналистами. Они отлично владеют литературным редактированием, техникой верстки и оформления газеты, знанием газетной полиграфии, всем процессом подготовки и выпуска номера. Чем крупнее газета (большой объем, частая периодичность), тем больше сотрудников работают в секретариате. Каждый заместитель ответственного секретаря выполняет свой круг обязанностей. Один наблюдает за проведением газетных кампаний, за работой группы выпуска газеты, за планирование текущих номеров. Второй ведет недельное планирование, подготовку специальных полос, подборок, руководит отделом проверки, корректорской, другими редакционными службами. Еще несколько заместителей поочередно дежурят по номеру.
В небольшой, районной газете ответственный секретарь самостоятельно выполняет весь объем функций секретариата -редактирует и макетирует материалы, руководит процессом выпуска номера.
Под непосредственным руководством секретариата осуществляются все виды редакционного планирования, начиная от долгосрочного и заканчивая планом номера газеты, контролируется качество текстовых материалов, сроки их подготовки. Секретариат фактически руководит отделом иллюстраций, заказывая фотокорреспондентам оперативную съемку, отбирая фотографии и другие иллюстрации на газетные полосы. Он же следит за графиком верстки полос, выпуска номера. В его ведении находятся все технические службы редакции - машинописное бюро (компьютерный центр), корректорская, бюро проверки, справочная библиотека, архив. Кроме того, секретариат руководит творческой работой в редакции - созывает творческие совещания, которые являются формой учебы и обмена опытом, организует творческие отчеты отдельных журналистов за определенный период их деятельности, проводит творческие конкурсы среди сотрудников - на лучший очерк, репортаж. От степени эффективности организации работы секретариата, без сомнения, зависит и эффективность работы всей редакции.
- Грабельников Александр Анатольевич
- Программа курса работа журналиста в газете
- Раздел I Типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Тема 2. Политическая пресса
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Тема 4. Деловая пресса
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Тема 6. Региональная пресса
- Раздел II Характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Раздел III Структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Раздел IV Организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Тема 17. Виды отделов, их деловые связи
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Раздел V Планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Раздел VI Редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистскойдеятельности
- Раздел VII Организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Раздел VIII Газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Тема 31. Аналитические жанры
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Раздел IX Перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития сми
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Введение
- Раздел I типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Политическая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Деловая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Региональная пресса
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу I
- Раздел II характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Вопросы для самопроверки
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу II
- Раздел III структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу III
- Раздел IV организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Вопросы для самопроверки
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Вопросы для самопроверки
- Тема 17. Виды основных отделов, их деловые связи
- Вопросы для самопроверки
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Вопросы для самопроверки
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IV
- Раздел V планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу V
- Раздел VI редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Вопросы для самопроверки
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VI
- Раздел VII организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VII
- Раздел VIII газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 31. Аналитические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VIII
- Раздел IX перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития прессы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IX
- Список терминов
- Содержание