logo
246897_65091_grabelnikov_a_a_rabota_zhurnalista

Тема 17. Виды основных отделов, их деловые связи

Отделы газетной редакции можно разделить на несколько групп, различных по своему назначению и задачам:

Главную роль в деятельности редакции играют отраслевые отделы . Каждый из них освещает определенную сферу общественной жизни - промышленность, сельское хозяйство, культуру, быт, науку. Сотрудникам этих отделов необходимо помимо общих знаний, которыми обладает журналист , иметь специальные знания, соответствующие профилю отдела. Работа в отраслевых отделах имеет особенности, связанные со спецификой той или иной отрасли. Деятельность сельскохозяйственного отдела, например, определяется местными природно-климатическими, экономическими условиями, сезонностью сельскохозяйственных работ.

В настоящее время в некоторых редакциях локальные отраслевые отделы укрупняют, создавая структуры смешанного типа, чаще всего -проблемные. Например, вместо отделов промышленности и сельского хозяйства создают отдел экономики или отдел социально-экономических проблем. Это позволяет, как пишет С.М. Гуревич, снять перегородки, разделявшие прежние отраслевые отделы, и усилить освещение общих для них проблем, получающих отражение в публикациях нового отдела

Функциональные отделы -информации, писем, иллюстрации, корреспондентской сети - создаются в редакциях для выполнения тех функций, которые не входят в обязанности отраслевых подразделений. Особенность этих отделов состоит в том, что деятельность каждого из них в собственной плоскости пронизывает все сферы общественной жизни, освещаемые отраслевыми отделами. Так, отдел информации обеспечивает газету оперативными сообщениями из всех сфер действительности. Деятельность некоторых функциональных отделов носит не столько творческий, сколько организационный характер. К ним относится отдел местной корреспондентской сети; основные обязанности которого заключаются в координации работы собкоров с другими подразделениями редакции, а также отдел писем в той части своей работы, которая связана с регистрацией, обработкой поступающей почты, составлением картотек, контролем за работой с письмами в отделах редакции и различных внешних инстанциях, т. е. там, где концентрируется вся техническая работа отдела. Называем же мы его частично функциональным потому, что в большинстве местных газет отделы писем занимаются еще и освещением каких-либо сторон общественной жизни - культуры, быта, искусства, спорта, коммунального хозяйства, сферы обслуживания, здравоохранения, охраны правопорядка. Разумеется, эту деятельность отдела следует рассматривать с точки зрения отраслевого подразделения.

Жанровые отделы - фельетона, очерка - создаются в зависимости от наличия творческих сил в коллективе, владеющих данными жанрами. Отличительная особенность жанрового подразделения - это его литературная деятельность, ограниченная рамками одного жанра, но безграничная в тематическом отношении . Жанровый отдел позволяет сделать регулярными публикации данного жанра в газете, объединить творческие усилия в этом направлении и редакции, и аудитории. Когда в одной из редакций создали отдел фельетонов, что сразу же сказалось на публикациях материалов этого жанра. Пока фельетонисты работали в отраслевых отделах и занимались данным жанром "по совместительству", фельетон появлялся в газете от случая к случаю. Уровень его был невысок, ведь писался он наспех, а от этого слабой оказывалась и действенность публикаций. Организация жанрового подразделения позволила ввести перспективное планирование, создать вокруг отдела широкий авторский актив, наладить регулярность и разнообразие тем выступлений. Фельетон занял постоянное место на газетной полосе, стал появляться дважды в неделю.

Временные отделы создаются на основе временной перестановки кадров редакции и выделения в отдельные структурные звенья сотрудников разных творческих подразделений . Они организуются на период важных политических или хозяйственных кампаний. После выполнения своих задач отделы расформировываются.

В редакциях наряду со штатными действуют нештатные отделы , общественные. Первое такое подразделение появилось в 1956 г. в газете "Коммунист" (г. Минеральные Воды). К жизни оно было вызвано необходимостью широко освещать работу промышленных предприятий города (штатного промышленного отдела в редакции не было). Позже это начинание поддержали в редакциях районных и городских газет, а спустя некоторое время общественные творческие подразделения появились в областных и республиканских газетах.

Создавая нештатные отделы, редакция преследует цель ширить круг освещаемых газетой вопросов, помочь штатным отделам более широко и всесторонне разрабатывать собственную проблематику. Общественные отделы носят в основном отраслевой характер, в проблемно-тематическом аспекте они не дублируют штатные подразделения , а освещают те вопросы, которые остаются за рамками деятельности последних.

При помощи нештатных отделов редакция газеты привлекает к журналистской деятельности большое число авторов, общественных корреспондентов. Такие отделы организуются из наиболее активных авторов издания, специалистов соответствующей отрасли. В рыночных условиях, когда каждая редакция старается минимизировать количество штатных работников, нештатные отделы приносят определенную выгоду: их сотрудники не имеют постоянных ставок, работают только на гонорарной основе.

В областных и республиканских газетах нештатные отделы часто организуются при отраслевых подразделениях для освещения отдельных вопросов или направлений. Общественным отделом руководят журналисты, помогая общественным корреспондентам, авторам в планировании работы, подготовке материалов к печати. При этом план работы нештатного отдела служит составной частью плана отраслевого отдела.

Организация нештатных отделов особенно эффективна в городских и районных газетах, имеющих лишь три штатных отдела. Многие сферы местной жизни, которые нуждаются в освещении на страницах газеты, часто остаются в стороне. Вот тут нештатные отделы оказывают огромную помощь газете, играют роль не меньшую, чем основные подразделения. Создание в районных газетах общественных отделов искусства, физкультуры и спорта, охраны окружающей среды, правового воспитания, здравоохранения и т.д. заметно расширяет их проблематику. Не переоценивая значения таких отделов, скажем, что оно возрастает тем больше, чем ниже уровень издания и меньше штат сотрудников редакции.

Кое-где в редакциях делались попытки отойти от отделов как структурных элементов редакционного аппарата, якобы, изживших себя, и рассредоточить деятельность сотрудников по направлениям-рубрикам. Предполагалось, что каждый творческий работник будет вести определенные рубрики и полностью отвечать за них. Из этих рубрик будут складываться недельные и месячные планы редакции. Сторонники такой редакционной структуры утверждали, что в этом случае можно охватить больше сфер общественной жизни. Однако при этом они не учитывали, что не каждый журналист готов профессионально, политически зрело вести свое направление. Многим необходима помощь более опытных коллег. К тому же чрезмерно усложняется контроль за деятельностью сотрудников. Сейчас он установлен в отделах, а при новой структуре контролировать работу журналистов должен будет, видимо, секретариат, что ему, естественно, не под силу.

Наоборот, практика показывает, что отдельные направления отделов, значимость которых в общественной жизни возрастает, следует преобразовывать в самостоятельные подразделения редакции. Так, например, тема охраны природы ведется во многих газетах разными творческими подразделениями. Материалы поступают из отделов информации, сельского хозяйства (охрана почв), промышленности (лесная промышленность). Но сегодня назрела необходимость более целенаправленно освещать проблемы этой сферы. Создание соответствующего отдела (экологического или охраны природы) позволяет сгруппировать значительные авторские силы (чего нельзя было сделать, когда тема природы освещалась разными подразделениями), регулярно освещать такие направления, как охрана недр, почв, водных источников, воздушного бассейна флоры, фауны, развитие озерного и прудового рыболовства, экологическое воспитание населения.

Создание рассмотренного выше отдела было продиктовано жизненной необходимостью. Порою же новые подразделения организуются без каких-либо глубоких на то причин. В одной из редакций функционировал отдел публицистики. Сотрудники этого отдела называли его отделом качества и видели свою задачу в том, чтобы создавать высокие по мастерству, "гвоздевые" материалы на актуальные темы, которые не входят в рамки тематики других подразделений редакции. Программа его, как видим, была весьма расплывчата. Любой отдел, будь то отраслевой, жанровый или функциональный, имеет ясно очерченный круг своих обязанностей. Без этого элементарного условия невозможны правильная организация труда, долгосрочное планирование творческого подразделения. Отдел публицистики как раз в этом и был уязвим. Он задавал тон тем или иным кампаниям, обсуждениям на страницах газеты, брал на себя создание основных материалов в дни торжеств. Но в сущности своей деятельность его была лишена четких перспектив, выступления носили характер всеядности и случайности. Иногда после того, как проходили праздники, и не было в ближайшей перспективе больших кампаний, сотрудники начинали спешно искать себе работу, о чем бы написать. Здесь-то и проявлялась вся шаткость положения отдела. Сегодня структура редакции устанавливается руководством самой газеты совместно с издателем, что дает возможность постоянно совершенствовать работу аппарата редакции. Поэтому крайне важно подходить к учреждению тех или иных отделов с точки зрения их необходимости изданию , соответствия его основным направлениям, учета их коэффициента полезного действия в редакции. Жизнь не стоит на месте, появляются новые проблемы, нуждающиеся в освещении газетой. Можно создавать новые отделы, можно расширять тематику существующих, организовывать нештатные подразделения. Важно, чтобы в этом деле не было формализма, чтобы на первом месте всегда стояла забота о здоровом функционировании редакционного организма.

Деловые связи отдела. Как элемент редакционной системы отдел находится в непрерывном взаимодействии с другими элементами этой системы - редакторатом, секретариатом, творческими подразделениями, техническими службами. Это диктуется спецификой редакционной деятельности: газета создается общими усилиями творческого коллектива, требующими координации всех звеньев редакции, побуждая их сообща искать наиболее удобные и эффективные пути в решении творческих и производственных задач.

Вне стен редакции отдел имеет непосредственные контакты с различными предприятиями, учреждениями, организациями, родственными отделами других средств массовой информации, с читательской аудиторией, авторским активом. Взаимодействие с обширным кругом социальных институтов, с отдельными людьми позволяет сотрудникам творческого подразделения быть в курсе всех интересующих их явлений. Отсюда они черпают темы своих будущих выступлений, актуальные проблемы общественной жизни. Все эти контакты служат также обратной связью отделу, которая помогает ему совершенствовать свою деятельность. На некоторых из них остановимся.

Отдел - редакторат, редколлегия. Редактор непосредственно влияет на структуру отдела. При необходимости он имеет право увеличить или уменьшить численность сотрудников в нем или создать новое творческое подразделение. От его журналистского опыта и организаторских способностей зависит социально-психологический климат творческих подразделений, поскольку он подбирает и расставляет сотрудников по рабочим местам с учетом их способностей, наклонностей.

Заместители редактора также участвуют в руководстве отделами редакции. Обычно каждому из них поручается курировать одно или несколько творческих подразделений - контролировать, как оно ведет свои основные направления, помогать в перспективном планировании, проверять выполнение планов и т. д. Вместе с тем, заместитель редактора не должен брать на себя функции заведующего отделом. Многоуправляемость мешает работе отдела, сковывает инициативу его руководителя.

В районной газете редактор единолично руководит отделами. В федеральных изданиях эту роль выполняет редакционная коллегия . В областных, краевых, республиканских газетах она выступает как совещательный орган. Связь у отдела с редколлегией - подчинительная. Однако, имея в лице своего заведующего представителя в коллегиальном органе, он получает возможность участвовать в обсуждении всех редакционных дел, дискутировать по поводу принимаемых решений.

На заседаниях редколлегии утверждаются рабочие планы отделов, заслушиваются отчеты их руководителей, решаются кадровые вопросы: перемещение сотрудников из одного подразделения в другое, назначение их на новые должности. Редколлегия утверждает заведующих общественными отделами, организует учебу нештатных авторов в семинарах, лекториях журналистского мастерства, анализирует работу отделов с авторским активом.

Отдел - секретариат. Вышестоящим редакционным звеном, которому непосредственно подчиняется творческое подразделение, является секретариат. Он координирует и направляет деятельность всех отделов и вспомогательных служб редакции. Взаимодействие отдела и секретариата в редакциях высокого уровня складывается в основном в области планирования, выпуска номера. Отделы представляют в секретариат планы своей работы, где на их основе составляется общередакционный план на определенный период. Ежедневно таким же образом секретариат составляет план очередного номера газеты на основании заявок творческих подразделений.

Наиболее тесно связан с секретариатом отдел иллюстраций, который работает под его постоянным руководством, выполняя оперативные задания, планируя темы фотографий на будущие номера. Следует сказать, однако, что в некоторых газетах сложились неправильные отношения между этими звеньями редакции. Руководя работой отдела, секретариат полностью подчинил его себе, лишил самостоятельности в решении производственных вопросов. Заведующий отделом, несмотря на свои полномочия руководителя, не может с уверенностью сказать, пойдут ли те снимки, которые он заказал и отобрал для номера, или нет, так как секретариат часто перекраивает планы творческого подразделения. Обезличенный отдел вместе с собственной самостоятельностью теряет и инициативу. Неуверенность в том, что оригинальные по тематике, композиции снимки пойдут на полосу, заставляет сотрудников отдела идтина фотографические штампы, многократно опробованные в секретариате.

Чтобы избежать разногласий в работе этих двух звеньев, в некоторых редакциях соединяют отдел иллюстраций с секретариатом. Заведующий отделом становится заместителем ответственного секретаря и руководит деятельностью корреспондентов. Работая под единым началом (именно так обстоит дело в районных и городских газетах, где нет отдела иллюстраций, а фотокорреспонденты находятся при секретариате), фотожурналисты и сотрудники секретариата действуют согласованно.

В соединении отдела иллюстраций и секретариата нуждаются редакции детских изданий. С детьми трудно разговаривать сухими серыми столбцами текста. Маленький читатель сначала всегда смотрит на картинки, а потом уже начинает читать. Поэтому чем интереснее рисунки, тем больше надежд на то, что материал будет прочитан. К тому же дети, как известно, читают небольшими кусочками, и здесь опять-таки должны помогать художники - оформлять газетные полосы так, чтобы рисунки вели своих читателей к материалам и по материалам. Чтобы добиться синтеза текста и иллюстрации, художникам и работникам секретариата имеет смысл работать в тесном контакте. Детская газета нуждается в постоянной взаимосвязи отдела иллюстрации со всеми остальными отделами редакции. Чтобы текст и рисунки представляли собой неразрывное целое, делать материалы нужно сообща. Пока наблюдается ординарный подход: к готовому тексту делаются рисунки. Это сковывает иллюстраторов, обедняет газеты, богатые возможности сочетания слова и графики остаются не до конца использованными.

Во многих крупных изданиях под прямым руководством секретариата работает отдел корреспондентской сети. Через него секретариат находится в курсе всех дел собкоров, информирует их о насущных задачах газеты, дает советы в связи с конкретным оперативным заданием.

Отдел - собкоры. Собственные корреспонденты газеты имеют постоянную связь с творческими подразделениями через отдел корреспондентской сети или сотрудника редакции, руководящего их деятельностью (в краевых и областных газетах эту функцию выполняет один из заместителей редактора).Отделы принимают активное участие в планировании работы собкоров. К заявкам, присылаемым корреспондентами в редакцию, они присоединяют собственные задания, руководствуясь географией расположения собкоров, их наклонностями к тем или иным темам, большей или меньшей компетентностью в проблемах отдела, опытом журналистской деятельности.

Для выполнения особо важных заданий отдел командирует в помощь собкору специального корреспондента. Совместная работа с опытным журналистом является для собкора хорошо школой улучшения журналистских навыков. Для повышения журналистского мастерства каждый собкор проходит практику в аппарате редакции в качестве корреспондента отдела. За время стажировки он глубже осваивает проблематику творческого подразделения. Роль сотрудника отдела позволяет ему взглянуть на свою деятельность и работу других собкоров шире, с точки зрения интересов творческого подразделения, редакции в целом.

Большую дезорганизацию в работу собкоров вносят звонки и телеграммы из отделов редакции, в которых сотрудники аппарата заказывают материалы помимо утвержденного плана работы. Каждый отдел считает, что его поручение самое важное, срочное, и требует его безотлагательного выполнения. Это заставляет собственных корреспондентов браться сразу за несколько дел, работать в спешке. Причина такого положения коренится в слабой организации связи редакции с собкорами, ее бесконтрольности. Чтобы корреспондент успешно трудился, ему необходимо создать соответствующие условия: не "дергать" без особой нужды, не перегружать работой, задания должны поступать к нему централизованно - через отдел местной корсети, на который и возложен обязанность управления собкорами, регулирование их связи отделами.

В газете "Известия" в целях улучшения руководства собкоровской сетью были выработаны определенные правила: после утверждения планов работы собкоров редколлегией никто из сотрудников редакции не имеет права заказывать материал корреспондентам, вызывать их в редакцию, кроме отдела корреспондентской сети и главного редактора. Если необходимо дать собкору срочное задание, отраслевой отдел обращается к нему через отдел корсети. Через него же собкорам поступают методические указания, уточнение задания, очередные поручения, а от собкоров - материалы, встречные предложения. Единое руководство обеспечило равномерную загруженность собственных корреспондентов работой, упорядочило связь с отделами редакции, повысило эффективность деятельности тех и других.

Итак, газетная практика подтверждает целесообразность построения аппарата издания по отделам. Каждый отдел служит маленькой творческой лабораторией, в которой сотрудники успешно осваивают определенный круг вопросов, совершенствуют свое профессиональное мастерство. Отдел является важным звеном редакционного управления, позволяющим точно и оперативно планировать, нормировать, координировать и контролировать работу каждого журналиста. Без данного промежуточного уровня управления в аппарате редакции в функционировании журналистского коллектива ощущались бы определенные трудности.

Разнообразие отраслевых, жанровых творческих подразделений позволяет создавать газете широкий авторский актив, устанавливать тесную связь с самыми различными слоями читательской аудитории. С внедрением электронной техники упростился и ускорился процесс выпуск номера. Журналист, вооруженный компьютером, заменил собой машинисток и линотипистов. Творческое подразделение сосредоточило в своих руках практически все стадии подготовки материала - от сбора фактов до выпуска полностью подготовленного к печати текста.