Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
Переход от единого партийного субъекта управления средствами массовой информации (СМИ) в годы советской власти к многосубъектности в их управлении в годы рыночных реформ существенно расширил типологические характеристики прессы. Вместо однородной партийно-советской печати, которая имела различия в основном по своему иерархическому строению, но почти не отличалась по содержанию и оформлению, появилась пресса самого разнообразного толка с чертами, свойственными СМИ рыночного общества.
Печать разделилась:
-
на качественную, так называемую прессу мнений для интеллектуальной части общества, и на массовую, обслуживающую остальное население;
-
на государственную, дотируемую из казны, и коммерческую, самостоятельно добывающую деньги на свое существование;
-
на официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, которая выражает мнение своего издателя, учредителя, редакционного коллектива;
-
на правящую, ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии властных структур, и оппозиционную, критикующую существующий режим и выдвигающую собственные альтернативные проекты развития общества;
-
на политизированную, сосредоточенную в основном на отражении политической борьбы, самостоятельно ведущую эту борьбу на стороне какой-либо партии или движения, и деполитизированную, содержание которой не затрагивает политических вопросов и баталий;
-
на деловую, экономическую, обслуживающую новый класс бизнесменов и предпринимателей, и на развлекательную, рассчитанную на досуг читателей;
-
на легитимную, официально зарегистрированную в Министерстве печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, и нелегитимную, не признающую над собой властных структур;
-
на национальную, издающуюся в пределах республики, и транснациональную, выходящую в границах ближнего и дальнего зарубежья.
Появились и новые формы печатных изданий - дайджесты, журналы-ревю, семейные журналы, журналы на дискетах, электронные версии газет и журналов, издания, продолжающие тематику телевизионных программ ("2х2", "Я сама", "Смак" и т.д.), русские версии известных западных журналов.
Изменилось также количественное соотношение различных видов изданий. Если в советское время основное место занимала партийно-политическая печать, а отраслевые, литературно-художественные, научно-популярные издания находились как бы на втором плане, то в ходе перестройки и реформ политические издания были потеснены бурно растущей информационно-коммерческой прессой, отраслевой печатью динамично развивающихся секторов рынка - компьютерного, строительного, нефтегазового, автомобильного и других.
Изменились функции СМИ и та роль , которую они, как элемент социальной системы, играли в обществе. Как известно, официальная партийная печать служила агитатором, пропагандистом и организатором масс на конкретные социальные действия. Эти функции считались главными в деятельности СМИ. Таковыми они остались и у нынешней партийной прессы, которая выражает теперь интересы не одной, коммунистической, партии, но и других политических партий, движений, групп, возникших в России в последние годы.
Вместе с тем, получили распространение издания, цель которых не политическое воспитание масс, а их широкое информационное обеспечение во всех сферах жизни. Эти газеты стараются осуществить право граждан на информацию, подают сообщения без идеологического нажима, без четко выраженной идеологической позиции. Появились также еженедельники, журналы, которые вообще стараются обходить стороной политические проблемы. Это рекламные, развлекательные, справочные издания, удовлетворяющие различные досуговые и иные потребности аудитории.
Общественно-политические издания , вырвавшись из-под опеки компартии, наполнились публикациями, которые прежде трудно было себе представить на газетных и журнальных полосах. Это архивные, прежде секретные материалы, реабилитировавшие и восстанавливавшие несправедливо забытые имена деятелей отечественной культуры и науки. Это и освещение преступных действий должностных лиц, бывших ранее вне критики. Это и анализ положения дел в "закрытых" ранее регионах и ведомствах. Толстые литературно-художественные журналы публиковали запрещенные в советское время художественные произведения. Сообщения СМИ изобиловали фактами о различных происшествиях, преступлениях, чрезвычайных ситуациях, которые в прежние времена освещались крайне скупо, чтобы не волновать население. Стремясь помочь народу побыстрее узнать все тайны своего прошлого и настоящего, СМИ, особенно демократического толка, нередко взвинчивали общественные настроения.
Независимая пресса , т.е. не афиширующая своей политической ориентации, увлеченно писала на темы, запретные до той поры в официальных СМИ - о наркомании, проституции, НЛО, рок-музыке, авангардизме, самиздате и т.п., носила свой посильный вклад в стирание "белых пятен" истории, публиковала эмигрантскую публицистику.
С перестройкой были легализованы в России издания русского зарубежья , которых до этого широкая аудитория просто не знала. Сегодня их также необходимо рассматривать как часть системы российских СМИ. За последние годы усилились связи этих газет и журналов с внутрироссийским читателем и СМИ, появились взаимные перепечатки, ссылки, полемика. Журналисты и авторы эмигрантской прессы уже не сторонние наблюдатели того, что происходит на их Родине. Они непосредственно вовлечены в политические процессы, происходящие в России, активно участвуют в них, воздействуя публицистическим словом на ход событий. Российскому читателю сегодня доступны "Новое русское слово", "Посев", "Русская жизнь", "Вече", "Русская мысль", "Континент". В русских изданиях зарубежья, распространяемых и в розницу, и по подписке, с разнообразных точек зрения освещаются проблемы России и бывших союзных республик, роль нашей страны в контексте мировой цивилизации, что делает их актуальными для внутрироссийского читателя.
Пополнилась новыми газетами и журналами отраслевая печать . В 1989-1992 гг. появились новые издания в сфере образования - "Первое сентября", "Педагогический вестник", "Открытое образование", "Поиск"; издания, освещающие правовую тематику - "Юридическая газета", "Юридический вестник", "Щит и меч", "Человек и право"; аграрные издания - "Земля и люди", "Российский фермер", "Землевладелец", "Нива России", "Крестьянская Россия", в других отраслях - "Домострой" (строительство), "Зеленый мир" (экология), "Российская музыкальная газета", "Чрезвычайное происшествие" (охрана труда) и другие. Более подробно об отраслевой прессе будет рассказано в соответствующей главе.
Религиозные СМИ. Религиозная тематика в отечественных СМИ получила развитие в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси. В общеполитической печати, передачах радио и телевидения шло переосмысление роли церкви в обществе, в русской культуре, истории, подчеркивался ее патриотический характер. У аудитории воспитывалась терпимость к убеждениям верующих людей. Религиозные публикации подавались в СМИ еще и как средство от бездуховности, поразившей общество. Все это привело к полному исчезновению атеистических материалов, характерных для бывшей партийно-советской печати. Религиозная же тематика, наоборот, выйдя за рамки отдельных рубрик на полосах общеполитических газет, воплотилась в различных многочисленных периодических изданиях, радио- и телепрограммах.
В их числе столичные газеты и журналы "Десятина", "Жизнь вечная", "Московский церковный вестник", "Православная Москва", "Православная община", "Православное чтение", "Протестант", "Путь православия", "Радонеж", "Русь державная". Многочисленны и провинциальные издания - "Православное слово" (Нижний Новгород), "Воскресный день" (Мурманск), "Троицкая православная газета", "Пензенские епархиальные ведомости", "Благодатные лучи" (Псков), "Православная Тверь", "Православный голос Кубани", "Благовест" (Рязань), "Духовный собеседник", "Благовест" (Самара), "Собеседник православного христианина" (Пермь), "Православный Санкт-Петербург" и другие.
Церковная пресса типологизируется , старается сегментировать свою аудиторию на возрастные, социальные группы. Появились православные издания для семьи ("Семейная православная газета"), для военнослужащих ("Благовест"), для заключенных ("Утоли мои печали"), для студентов ("Татьянин День"). О последней газете следует сказать особо. "Татьянин День" - первое среди российских православных изданий, которое появилось в электронной версии в сети Интернет и выходит в этом виде уже три года. Осваивают мировую информационную систему и другие православные издания - их можно найти на сервере "Православие в России" в разделе "Православная периодика".
Кроме церковных газет выходят журналы "Христианский вестник", "Христианин и время", "Мир библии", "Баптист", "Братский вестник", "Православная беседа", "Путь к себе", "Русский паломник", "Журнал Московской патриархии", "Воронежский епархиальный вестник". Некоторые дореволюционные церковные издания возобновили свой выход в 1990-1992 гг. - молоканский журнал "Духовный христианин", основанный в 1905 г., журнал "Христианин", основанный в 1906 г., "Саратовские епархиальные ведомости", основанные в 1865 г., "Вестник теософии", издававшийся в 1908-1918 гг. Можно подписаться и на русские зарубежные журналы, такие как "Вестник русского христианского движения", издающийся в Париже с 1925 г.
Сегодня собственные газеты имеют уже отдельные церкви, приходы, как, например, церковь Иконы Божьей Матери "Знамение" в Ховрине (Москва), которая издает на добровольные пожертвования восьмиполосную (формата А-3) газету "Лампада" тиражом 35 тысяч экземпляров и имеет свою страницу в Интернете, где публикует материалы из приходской газеты.
Кроме религиозных изданий практикуется и выпуск религиозных приложений в общеполитических газетах. Достаточно назвать "Русь православную" в "Советской России" и "НГ-Религия" в "Независимой газете". Много места православным материалам отводят другие издания, в их числе журнал "Русский дом", выходящий с 1997 г. Его главный редактор Александр Крутов ведет на телевидении одноименную программу, продолжением которой стал журнал.
Пресса для богатых и для бедных. В системе отечественных СМИ появились такие виды газет и журналов, которые трудно было себе представить в советской журналистике: издания для богатых и для социально уязвимых слоев населения. Например, журнал "Executive. Стиль & качество жизни" адресуется людям с высокими доходами и высокими запросами. Для тех, кому не понятно название, в редакционной статье дается пояснение. Экзекьютив - так называют руководителей в любой сфере: государственной власти, бизнеса, общественной жизни, культуры и т.д. На Западе им давно принадлежит роль "цвета нации", чей образ и стиль жизни рекламируется специальными изданиями как идеальный. Кроме того, этим словом сегодня обозначают лучшие товары и услуги - качественные, предпочитаемые, привилегированные, специальные. Журнал не скрывает, что его аудитория - это прежде всего абоненты универсальной системы услуг "Экзекьютив сервис", а главная его цель - познакомить читателя со всеми новинками и лучшими образцами экзекьютив-стиля и помочь ему сделать правильный выбор в отношении покупок, услуг и организации жизни в целом. Издание объединяет интересы покупателей и компаний, реализующих товары и услуги высокого качества.
На противоположном полюсе - издания для бедных или социально уязвимых слоев. В первую очередь это газеты для инвалидов, для безработных. Темы и разделы в них совсем другие. Иное и материально-техническое обеспечение редакций. Так, ежемесячная газета Свердловского областного правления всероссийского общества инвалидов "Голос надежды" (4 полосы формата А-3, тираж 5000 экз., выходит с 1994 г) освещает последние новости из организаций инвалидов, опыт аналогичных зарубежных союзов, оказывает правовую помощь и просвещение, публикует адресную информацию из области медицины, культуры, спорта, ведет обсуждение наиболее острых проблем во взаимоотношениях инвалидов и властей, инвалидов и остального общества, дает возможность выступить на своих страницах всем заинтересованным людям.
Интерес к проблемам социально уязвимых слоев населения достаточно велик. Но лишь со стороны самих слоев. СМИ говорят об этих проблемах глухо и невнятно. Материалы об этом чаще увидишь в местных и зарубежных издания, чем в центральных. По поводу информационного голода данной группы читателей говорит такой факт: правительство Свердловской области в начале 1997 г. приняло постановление о механизме реализации в 1997 г. на территории области федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ". Из сотен изданий, выходящих в области, его напечатала лишь газета "Голос надежды". Писать интересно о социально уязвимых слоях населения - значит занимать стопроцентную конфронтационную политику по отношению к сегодняшним властям
Характерной чертой нынешнего времени стал переход некоторых изданий из одной типологической группы в другую, приспособление под вкусы публики, мимикрия в целях выживания. По этому пути пошла, например, газета "Мегаполис-экспресс". Создавалась она как серьезное политическое издание. Но когда, по словам редактора, мода на политику прошла, тиражи упали, газета круто развернулась в сторону новой моды - "развлекаловки", и сегодня она стоит в числе первых по ужасам, сенсациям, желтизне и бульварности, зато тираж резко пошел вверх, а рядовой обыватель от нее в восторге.
Тем же путем двинулся и журнал "Столица": от политического еженедельника (1990 - 1995) через закрытие и второе рождение в 1997 г. уже как "развлекательно-прикольного" массового журнала для горожан, от которого удовольствие получал не столько читатель, сколько редакционный коллектив, оригинально самовыражаясь и придумывая все новые "ходы". Правда, большой читательской аудитории этим он не собрал, оказался убыточным и даже такой богатый Издательский дом , как "Коммерсантъ", спустя год был вынужден отказаться от неудачного проекта. Третье свое рождение "Столица" отметила в марте 1998 г. как рекламное приложение к газете "Коммерсантъ".
Новым явлением в российской журналистики стали газетно-журнальные издательские дома, которые стараются охватить свою читательскую аудиторию всеми основными типами изданий, чтобы ей уже не понадобились другие газеты и журналы. В 1997 г. по этому пути пошел "Коммерсантъ", предлагая пакетную подписку "Коммерсантъ-плюс" своим читателям. В нее были включены газета "Коммерсантъ", еженедельники "Коммерсантъ-Власть" и "Коммерсант-Деньги", ежемесячные журналы "Домовой" и "Автопилот" для легкого и приятного чтения, рассчитанные на разные интересы членов семьи. А в качестве рекламно-информационного издания - журнал "Столица".
Издательский дом "Крестьянка", известный своими журналами для женщин и приложениями к ним ("Крестьянка", 160 страниц; "Крестьянка. Экспресс-вариант", 48 страниц; "Наша усадьба", "Мода в доме", "Хозяюшка", "Пятнашки" - книжка-игрушка для детей) , решил распространить свое влияние и на мужскую аудиторию с помощью ежемесячного иллюстрированного журнала "Обыватель", который предназначен "для мужчин, не помешанных на политике, умеющих зарабатывать, желающих обустроить быт и хозяйство, быть молодым в любом возрасте, уметь защитить себя и свою семью". Кроме того, для всех подписчиков "Крестьянки" каждый месяц редакция предлагает дополнительное бесплатное приложение "Семейная библиотека".
В 1998 г. появился еще один Издательский дом - "Пушкинская площадь". Здесь выпускают общероссийскую газету "Версты", освещающую жизнь регионов, ежемесячные женский журнал для мужчин и женщин "Ах...", русский деловой журнал для семейного чтения "Ять", а также газета для любопытных "Знаешь алфавит?"
Появление Издательских домов и других информационно-издательских объединений типа концернов или холдингов в середине 90-х гг. было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в новых рыночных условиях отдельному изданию не всегда по силам справиться со всеми проблемами и от этого многие из них так недолговечны на информационном рынке. Во-вторых, объединение нескольких редакций в единую корпорацию более выгодно, поскольку существенно сокращаются затраты на обслуживающие их структуры - рекламные отделы, службы распространения, бухгалтерию, полиграфическое производство и т.д.. В результате, экономия на производстве газет, входящих в корпорацию, может составлять 40-60 %. В-третьих, с такими объединениями более охотно сотрудничают финансовые учреждения, вынуждены считаться и властные структуры. Кризис в августе 1998 г., унесший жизни многих изданий, показал, что Издательские дома выстояли в нем именно благодаря вышеназванным причинам. Убытки, разумеется, были большие, но без летального исхода. "Крестьянка", например, была вынуждена перейти в 1999 г. на выпуск сдвоенных номеров. Потеряв в объеме, она все же сохранила свой качественный уровень и в содержании, и в полиграфическом исполнении, удержав за собой место одного из самых крупнотиражных (331000 экз.) изданий.
Электронные издания в Интернете. Новые экономические отношения заставляют СМИ искать нестандартные пути закрепления на информационном рынке, решительно изменять и расширять свои типологические характеристики. Некоторые издания смело вторгаются в информационное поле родственных СМИ, создавая при себе видеоредакции, которые производят эфирную продукцию (еженедельник "Огонек", "Совершенно секретно"). Другие активно используют Интернет, создавая собственные электронные версии .
Проникновение бумажной российской прессы в новую для нее информационную среду началось в 1996 г., когда в Интернете появилось сразу несколько известных журналов и газет - "Огонек", "Известия", "АиФ", некоторые "толстые" журналы. Решение издателей взяться за освоение сети было продиктовано не столько соображениями непосредственной финансовой выгоды, сколько стремлением "застолбить место" в быстро развивающемся электронном мире. Присутствие версий бумажных изданий в Интернете имеет несколько целей. Во-первых, обозначить свое существование на перспективном рынке. Во-вторых, создать дополнительное рекламное пространство. В-третьих, продавать свою информацию.
Электронная версия некоторых изданий, таких, например, как "Новая газета", не является копией печатного выпуска, а живет своей самостоятельной жизнью. Сайт "НГ" с 1999 г. обновляется ежедневно и ее аудитория может читать свежие статьи в семь раз чаще, чем в печатной газете. Каждый читатель при этом может высказать свое мнение по любой статье, опубликованной в сайте. Даже до появления материала в газете.
Появились журналы и газеты только в электронном виде . Начало им положила американская интерактивная газета "The Electronic Trib", основанная Дэвидом Карлсоном в 1990 г. Многие издатели интуитивно чувствуют, что электронный способ издания сулит большие перемены в сфере СМИ, и уже сегодня предпринимают шаги в этом направлении. Для читателей электронная версия может быть удобнее печатной. Компьютер с его инструментами ориентации и навигации в текстах гораздо выгоднее при целевом поиске информации. Доступ же к электронным архивам издания делает виртуальную версию еще более привлекательной. Быстрота доставки информации потребителю также вне конкуренции с печатными изданиями. Кроме того, она значительно дешевле - не требуются затраты на типографское оборудование, бумагу, распространение. От корректора выпуск попадает прямо в сеть.
Правда, сегодня далеко не всем по карману иметь дома персональный компьютер и Интернет, что пока и сдерживает круг потребителей электронных СМИ. Однако и те, кто уже имеет их, не всегда в состоянии платить деньги за подписку на электронную прессу. Вот почему гораздо больше посещений имеют бесплатные сайты, чем платные.
Удешевление почасового соединения с сетью Интернет ведет к дальнейшему росту электронных изданий, как это происходит в Америке. В начале 1996 г. в сети Интернет, по данным журнала "Эдитор энд паблишер", в США насчитывалось около 450 электронных газет. К 1997 г. их число увеличилось до 832, а за первый квартал 1997 г. достигло 922, т.е. практически каждый день появлялось по одной новой электронной газете. В 1997 г. в сети Интернет в мире насчитывалось 1692 электронных изданий. 982 из них являлись ежедневными изданиями, а 357 - еженедельными. В русскоязычном секторе Интернета в середине 1998 г. журнал "Пресс-тайм" насчитал 730 периодических изданий, из которых около 600 было бесплатными.
Исследователи сетевых изданий провели сравнительный анализ посещаемости сайтов сугубо электронных изданий и электронных дублеров печатных газет. Оказалось, что сайт информационного агентства "Известия" по количеству людей, ежедневно заглядывающих на его главную страницу, вдвое уступает сайту сетевого журнала "Перекресток" (поддерживаемого силами двух человек), а занесенный в книгу Гиннеса за самый большой в мире тираж "АиФ" по популярности следует в четвертом десятке сетевых изданий. Причины этого - с одной стороны, узкий профессиональный и возрастной диапазон потенциальной сетевой аудитории, малое количество русскоязычных пользователей в целом, а с другой стороны, платная подписка на электронные версии газет. Многие редакции бесплатно публикуют только избранные материалы бумажного издания, да и то спустя некоторое время после выхода номера. Видимо, боятся, что сеть отобьет у них читателей. В результате электронный двойник больше выполняет функции рекламной вывески или визитной карточки издания. Исключение из общей картины составляют газеты "Завтра" и "Лимонка", которые публикуются в сети полностью и со всем архивом совершенно бесплатно.
Те, кто решил продавать подписку, не могут набрать большого количества подписчиков, поскольку цены, определяемые высокой стоимостью содержания сервера, слишком велики для частного пользователя, а малое количество подписчиков не позволяет хозяевам электронной прессы снизить плату за подписку. Те же, кто не продает подписку, а лишь содержит электронный дайджест своего издания, не заинтересованы в оживлении сетевого представительства, поскольку это влечет дополнительные расходы, которые могут и не окупиться
Нужно заметить, что сетевые полулюбительские издания успешно конкурируют с известными бумажно-электронными изданиями еще и потому, что они зачастую оказываются интереснее для сетевой аудитории ввиду своей интерактивности, неформальности. К тому же сетевые издатели много внимания уделяли "раскрутке" своих газет и журналов, активно привлекая для этого сетевую рекламу, что практически не делают электронные дублеры бумажных изданий, кроме газет "Иностранец", "Я молодой", журнала "Военный парад" и некоторых других. Специалисты считают, что электронная пресса может быть прибыльным делом тогда, когда она будет ориентироваться на создание больших рекламных площадей, доход от которых позволит делать издание бесплатным для читателя.
В числе преимуществ сетевой журналистики - отсутствие проблемы места на полосах, столь характерной для бумажных изданий, а также оперативность реагирования на события - здесь она не уступает радио и телевидению.
Наряду с бумажно-сетевыми, чисто сетевыми появились и сете-бумажные газеты и журналы , у которых главное издание считается электронным, а дополнительная версия издается в бумажном варианте. В их числе и "Русский Журнал", который был основан 14 июля 1997 г. В качестве своей версии сделал бумажный журнал "Пушкин", который начал выходить спустя три месяца в Москве. За год новому журналу удалось найти своего читателя, свои темы и свой способ их подачи. Его характерная особенность состояла в том, что в конце статей, рецензий, обзоров и других материалов можно было найти электронные адреса их сетевой версии, часто более полной, чем печатный вариант. Авторы тоже указывали свои электронные адреса, приглашая читателей вступать с ними в диалог по поводу прочитанного, предлагать собственные идеи и точки зрения. То есть "Пушкин" активно прививал аудитории то, что называется интерактивной журналистикой. Она отличается от обычной тем, что автор не только пописывает, а читатель почитывает, но они еще и меняются местами, выступая как равноправные субъекты информационного процесса.
Просуществовав ровно год и не выдержав последствий разразившегося в августе-сентябре 1998 г. кризиса, бумажный "Пушкин" на тринадцатом номере вынужден прервать свое существование. К моменту закрытия его тираж составлял 15 тысяч экземпляров. Но благодаря поддержке сетевого двойника журнал оказался в более выгодной ситуации: в отличие от других изданий он не "утонул", а вернулся к своим сетевым истокам. "Русский Журнал" и "Пушкин" слились в единое целое. Практика показала, что в условиях нестабильного общественного развития вариант "электронное издание плюс бумажная версия" себя вполне оправдывает. Оно то "разворачивается" в печатную форму при благоприятных экономических условиях, то "сворачивается" как улитка, в надежде пережить в таком виде тяжелые времена.
Новое тысячелетие начинается с наступления сетевой журналистики . Все больше журналистов вовлекаются в ее орбиту. Те из них, кто имеет дело с Интернетом, давно используют его преимущества в сборе информации. Сегодня многие федеральные и региональные госструктуры, крупные организации имеют собственные Web-странички на серверах провайдеров. Постоянный доступ к ним работников СМИ значительно сокращает время сбора информации, которое они раньше затрачивали на телефонные звонки, пресс-конференции, прием информации по факсу. С помощью компьютера, модема и телефона журналист может получить доступ ко всевозможным библиотекам, центрам и агентствам информации в самых разных точках земного шара. Электронная почта гораздо быстрее, надежнее и дешевле обычной почтовой связи, в отличие от телефона и факса она не требует присутствия людей на каждом конце провода, автоматически рассылается всем адресатам по списку. В Интернете существует довольно много бесплатных информационных ресурсов, которым обязан уметь пользоваться журналист. Например, в русскоязычной сети информационное агентство "Национальная служба новостей" бесплатно предлагает бюллетени "Краткие итоги дня НСН", "Обзор зарубежной прессы" по материалам ведущих ежедневных газет и информационных агентств мира, "Бизнес-новости", обзоры центральной и региональной прессы, а также информацию о предстоящих событиях в России. Официальные материалы пресс-службы Администрации Президента РФ, МИД РФ и многих другие официальных структур тоже предлагаются в сети бесплатно.
В конце 1998 года электронная печать получила свое дальнейшее развитие в виде электронной книги - устройства на основе плоского жидкокристаллического монитора. Американская компания "Нуво Медиа", производящая ее, назвала это устройство "Рокетбук". Оно способно хранить в памяти до 4 тысяч страниц текста и графики, отображаемых на черно-белом экране. Аккумулятор поддерживает работу устройства 45 часов без подсветки экрана или 20 часов с подсветкой. Читатель может делать заметки, подчеркивания или закладки на страницах электронной книги. Новинка не только не вступила в противоречие с традиционным книгоизданием, пишет "Ex libris НГ", но и пользуется благосклонностью крупнейших издательств: электронные книги могут существенно снизить издержки бизнеса.
Подобными проектами занимаются практически все мировые гиганты электроники. Вслед за "Рокетбуком" появился "Софтбук" (его память удерживает до 100 тысяч страниц текста и иллюстраций, скорость загрузки - 100 страниц в минуту, вес 1,3 кг, формат обычной книги, работает пять часов без подзарядки), "Миллениум Ридер" (может быть одновременно загружен десятью книгами среднего объема, весит 0,5 кг, заряд батарей рассчитан на 18 часов), "Эврибук" (имеет цветной экран, предназначен для воспроизведения высококачественных изображений, способен держать в памяти до 100 учебников или 1000 романов и работать без подзарядки 4-5 часов). Загружаются они через компьютер из различных библиотечных узлов Интернета или собственных узлов, через компакт-диски.
Видимо, недалек тот день, когда электронные газеты и журналы так же, как и электронные книги, можно будет читать не в сети, а в трамвае и метро. Впрочем, их и сегодня ничто не мешает загружать в "Рокетбуки" и "Софтбуки". Единственное серьезное препятствие для их широкого распространения - это высокая цена электронных книг - от 200 до 1600 долларов. Но со временем и этот барьер будет преодолен.
- Грабельников Александр Анатольевич
- Программа курса работа журналиста в газете
- Раздел I Типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Тема 2. Политическая пресса
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Тема 4. Деловая пресса
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Тема 6. Региональная пресса
- Раздел II Характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Раздел III Структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Раздел IV Организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Тема 17. Виды отделов, их деловые связи
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Раздел V Планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Раздел VI Редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистскойдеятельности
- Раздел VII Организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Раздел VIII Газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Тема 31. Аналитические жанры
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Раздел IX Перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития сми
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Введение
- Раздел I типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Политическая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Деловая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Региональная пресса
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу I
- Раздел II характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Вопросы для самопроверки
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу II
- Раздел III структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу III
- Раздел IV организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Вопросы для самопроверки
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Вопросы для самопроверки
- Тема 17. Виды основных отделов, их деловые связи
- Вопросы для самопроверки
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Вопросы для самопроверки
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IV
- Раздел V планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу V
- Раздел VI редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Вопросы для самопроверки
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VI
- Раздел VII организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VII
- Раздел VIII газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 31. Аналитические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VIII
- Раздел IX перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития прессы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IX
- Список терминов
- Содержание