Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
Трудовой коллектив редакции - сложное, неоднородное по своей структуре объединение людей. В одних редакциях к трудовому коллективу относятся все работники редакции, включая ее администрацию, при этом чаще употребляется понятие " редакционный коллектив", в других под трудовым коллективом понимается объединение работников, находящихся в трудовых отношениях с редакцией. Это связано с тем, что в действующем законодательстве нет четких определений на этот счет. В Законе о СМИ отсутствует понятие "трудовой коллектив редакции", а понятие " редакция " не отражает полностью сути трудового коллектива. В законе говорится лишь о творческой части редакционного коллектива - о журналистах. Однако, подчеркивают специалисты, исходя из трудового законодательства, можно сказать, что трудовой коллектив редакции - это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность в редакции, на основе трудового договора. Другими словами, членами трудового коллектива, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, являются все, кто заключил с редакцией трудовой договор (контракт).
Количественный состав трудового коллектива редакции может насчитывать от одного до нескольких сотен человек. В его составе могут действовать и редакции приложений к основному изданию (на правах подразделения - без образования юридического лица). Так, редакция еженедельника "Аргументы и факты" имеет более десяти приложений со своими редакциями, большая часть которых находится на правах подразделений редакции основного издания. В ходе функционирования редакции количество сотрудников тоже может существенно меняться. Редакция газеты "Деловой Петербург" в начале своей деятельности в 1990 г. состояла из пяти человек, но за десять лет работы число сотрудников возросло в десять раз.
Трудовой коллектив среднестатистической российской редакции, подчеркивает С. Давтян, фактически не является полноценным субъектом трудовых отношений. Каждый член трудового коллектива сам представляет (защищает, отстаивает) свои интересы. В некоторых редакциях слова "коллективный договор", "профсоюзная организация" вызывают отторжение со стороны редакционных администраций. Произошедшие за последние пять лет в некоторых редакциях события показали на практике истинное правовое положение трудовых коллективов. Например, в "Известиях" некоторые члены трудового коллектива стали причиной раскола редакции. Стремясь получить выгоду, они продали свою долю редакционных акций нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", которая, овладев контрольным пакетом акций, стала диктовать свои правила игры.
Структура редакции, как и любого другого трудового коллектива - производственного или творческого, если ее рассматривать с точки зрения социальной психологии, складывает из нескольких локальных подструктур:
-
функциональной,
-
организационной,
-
социально-психологической
-
социально-демографической,
активно влияющих на эффективность деятельности редакционного коллектива.
Функциональная подструктура - это такое распределение труда между членами коллектива, при котором функции каждого сотрудника определяют его место в данной структуре. Исследователи выделяют несколько типов функциональной подструктуры:
-
"цепь" - рабочий процесс разбивается на ряд последовательных операций, каждая из которых выполняется отдельным работником;
-
"звезда" - каждый член коллектива выполняет свою работу независимо от других, но конечные результаты ее стекаются в общий центр;
-
"круг" - конец одной операции становится началом следующей.
Функциональная подструктура редакции и каждого ее творческого отдела строится по типу "звезды". Каждый сотрудник в отделе и каждый отдел в редакции выполняет определенный объем работы независимо от других. Труд его в подавляющем большинстве случаев не становится началом или продолжением работы кого-то еще, а как готовый продукт поступает в единый интегрирующий центр (в отделе - к заведующему, в редакции - к ответственному секретарю)
Функциональная подструктура редакционного коллектива многообразна, так как функции сотрудников редактората, секретариата (организационно-управленческие), корреспондентов (литературная, редакторская, организаторская работа), вспомогательных служб (техническая работа) различны. Существует значительная разница даже в функциях корреспондентов, например, фотокорреспондента и сотрудника отраслевого отдела, жанрового отдела.
Родственные отделы (например, экономические) в газетах разных уровней также имеют неодинаковую структуру. Чем выше уровень издания, тем сложнее задачи журналистского коллектива, тем конкретнее различаются между собой обязанности сотрудников, тем больше появляется журналистских специальностей. В районной газете, где численность отдела один-два человека, сотруднику необходимо знать всю тематику собственного отдела, выступать по любому ее вопросу и в любом жанре. В крупных, федеральных газетах с большими штатами отделов журналисты имеют возможность специализироваться по определенным темам, проблемам, в определенных жанрах.
Становится очевидным, что на сотрудника отдела районной газеты возлагается выполнение значительно большего количества функций, чем на журналиста крупного издания. Резервы во времени, в физических, моральных и прочих возможностях остаются у каждого почти одни и те же. Отсюда качество исполняемых функций будет различным.
Научная организация труда предполагает расширение функциональной структуры, учреждение новых должностей для выполнения функций, выдвигаемых газетной практикой.
Новые функции, которые приходится выполнять редакционному коллективу в условиях рыночного общества, непосредственным образом отражаются в его функциональной структуре. Так, желание выжить заставляет газеты и журналы публиковать в больших объемах рекламные объявления, что вводит в функциональную структуру обязанности рекламных агентов, сотрудников рекламного отдела или агентства при редакции, которые занимаются сбором и оформлением рекламы. Нежелание пользоваться крайне невыгодными услугами монополистов в деле распространения периодики диктует многим редакциям выполнение функции распространителей собственной информационной продукции своими силами, создавать отделы распространения.
Редакционные коллективы, которые дорожат репутацией своих изданий, следят за тем, чтобы их тексты отличались точностью, достоверностью, высокой степенью компетентности. Для этого им приходится вводить в редакции функции научных редакторов, как это делают в журнале "Софт Маркет", или внештатных консультантов, которые работают в журнале "Рынок ценных бумаг".
В иллюстрированных журналах, широко использующих графику, фотографии, цвет, кроме работников секретариата для оформления полос требуются художник, а также бильд редактор - сотрудник, занимающийся редактированием фотографий, т.е. их кадрированием, отсечением всего лишнего на снимке для его большей выразительности, художественный редактор. В некоторых изданиях введены функции арт-директора (журналы "ОМ", "Нефть и Капитал").
Свободное плавание в рыночном море дает изданиям и полную свободу в формировании функциональной подструктуры. Кто-то вводит менеджера по связям с общественностью (журнал "Бизнес класс"), кто-то референта-переводчика (журнал "Деньги без денег"), кто-то тестовую лабораторию (журнал "Compuniti"), кто-то рекламно-маркетинговую службу (журнал "Русская недвижимость"). Весь вопрос упирается в их финансовое обеспечение. Ведь для выполнения каждой новой функции необходимы соответствующие кадры сотрудников, которых нужно обеспечить зарплатой, производственными площадями, оргтехникой и т.д. Поэтому многие редакции в целях экономии средств стараются выполнять работу меньшим числом сотрудников, возлагая на них не одну, а несколько рабочих функций, что не всегда оправдывает себя, т.к. ведет к снижению качества труда.
Организационная подструктура определяет основные профессиональные роли, нормы и правила деловых взаимоотношений сотрудников, обеспечивает их выполнение при помощи трудового законодательства, устава редакции. Она выражается в системе должностей, в документах, фиксирующих права и обязанности работников, правила, которые они обязаны соблюдать в процессе своей деятельности, дисциплинарные нормы и санкции и т.д. Организационная подструктура определяется функциональной подструктурой, строится так, чтобы обеспечить четкое выполнение и координацию функций каждого работника.
Эта подструктура отражена в штатном расписании редакции. Она складывается из главного редактора, его заместителей, коммерческого директора (в иллюстрированных изданиях также - арт-директора или арт-редактора), ответственного секретаря, его заместителей, художника, дизайнеров-оформителей, выпускающих, заведующих отделами, (в крупных отделах также заместителей зав. отделами), корреспондентов отделов, собственных корреспондентов газеты за рубежом и в регионах, сотрудников технических служб, отделов рекламы, маркетинга, распространения.
Бывает, что функциональная подструктура не подкреплена организационной. Например, журналисты-фельетонисты в штатном расписании многих редакций не предусмотрены. Сотрудники, специализирующиеся в данном жанре, в организационной структуре отделов и редакции занимают самые различные должности, не соответствующие функциям, которые они выполняют. Они числятся репортерами, заместителями ответственных секретарей, сотрудниками отдела писем, корректорами и т.д., что, разумеется, не способствует их плодотворной творческой деятельности. Во-первых, фельетонисту нередко приходится выполнять функции той должности, на которой он закреплен, это отбирает время, которое можно было потратить на подготовку сатирических материалов. Во-вторых, он также теряет и в зарплате. В-третьих, такое неопределенное положение в коллективе негативно сказывается на его психологическим самочувствии. Наиболее приемлемый выход из сложившейся ситуации - создать в штате редакции соответствующую должность, очертить конкретный круг обязанностей для ее исполнителя.
Социально-психологическая подструктура отражает психологические связи сотрудников - симпатии, антипатии, авторитет отдельных членов коллектива, общность интересов и т. д. Если организационная подструктура отражает формальные, официальные отношения между сотрудниками в процессе исполнения ими своих служебных обязанностей, то социально-психологическая - неформальные, эмоциональные связи (эти подструктуры называют также внешней и внутренней, формальной и неформальной).
Жизнедеятельность коллектива во многом зависит как от внешней подструктуры, так и от внутренней. Роль формальной подструтуры растет по мере увеличения коллектива. Главное в нем - четкое распределение прав и обязанностей каждого работника. В маленьком же коллективе такое распределение может сложиться неформально, естественным ходом событий.
Во многих редакционных коллективах обычно царят неформальные отношения, как в любой творческой среде. Журналистский труд требует бережного подхода к индивидуальности сотрудника, вместо авторитарного стиля руководства в редакции предпочтительнее демократический стиль. Для хорошей сработанности коллектива важно, чтобы неформальная структура приближалась к формальной, чтобы служебная роль журналиста соответствовала его творческим и деловым качествам, чтобы мнение о нем руководства не расходилось с мнением остальных членов коллектива.
В каждом коллективе есть опытные журналисты, превосходящие своих коллег в мастерстве. Это выражается в росте их авторитета, уважении их мнения не только в рамках отдела, но и всей редакции. Эти сотрудникам, наиболее способным и инициативным, нужно поручать участки работы, соответствующие их деловым качествам. Благодаря такому подходу, служебная роль журналиста будет соответствовать его творческим и деловым способностям, а также мнению о нем не только руководства, но и всех членов коллектива. Постоянное совмещение внешней и внутренней структур отдела и редакции является источником для качественного улучшения коллектива и его успешного функционирования.
Социально-демографическая подструктура дает представление о составе сотрудников редакции с точки зрения пола, возраста, профессии, социального положения и т.д. Она тоже играет определенную роль в эффективной деятельности коллектива. На первый взгляд кажется, что однородный состав редакции в возрастно-половом отношении более мобилен, организован, лучше справляется с редакционной работой, чем коллектив, в котором трудятся женщины и мужчины, молодые и пожилые сотрудники. Однако, по мнению исследователей, более слаженно трудится коллектив, в котором представлены лица разного возраста и пола. Б. Ананьев, например, считает, что в структуре любого коллектива должно быть определенное соответствие молодых и старых работников для соединения высоких потенций развития и жизненного опыта.
В сложившейся газетной практике есть свои определенные традиции. Например, в большинстве редакций в политическом, экономическом отделах, как правило, работают мужчины. В отделах писем, культуры и быта - женщины. Такое разделение, пожалуй, привносится в стены редакции устоявшимися жизненными понятиями о разделении производственных сфер между полами.
Как показывает практика, издержки в деятельности однородного по возрасту коллектива иногда проявляются в редакциях молодежных газет. Часто заведующий отделом и по возрасту, и по опыту равен своим сотрудникам. С одной стороны, здесь быстро устанавливаются дружеские, неформальные отношения. С другой стороны, авторитет заведующего как руководителя коллектива остается низок, поскольку он не подкрепляется ни большим опытом, ни особенными творческими и организаторскими способностями, ни официальным статусом, т.к. в молодежных редакциях менее всего почитается формальная структура. В результате нет достаточно хорошо организованного коллектива, нет налаженной работы.
Соответствие функциональной и организационной, организационной и социально-психологической подструктур, правильное регулирование социально-демографической подструктурой коллектива открывают дополнительные резервы для повышения организации редакционной работы, улучшения качества и эффективности журналистской деятельности .
- Грабельников Александр Анатольевич
- Программа курса работа журналиста в газете
- Раздел I Типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Тема 2. Политическая пресса
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Тема 4. Деловая пресса
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Тема 6. Региональная пресса
- Раздел II Характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Раздел III Структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Раздел IV Организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Тема 17. Виды отделов, их деловые связи
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Раздел V Планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Раздел VI Редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистскойдеятельности
- Раздел VII Организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Раздел VIII Газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Тема 31. Аналитические жанры
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Раздел IX Перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития сми
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Введение
- Раздел I типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Политическая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Деловая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Региональная пресса
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу I
- Раздел II характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Вопросы для самопроверки
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу II
- Раздел III структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу III
- Раздел IV организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Вопросы для самопроверки
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Вопросы для самопроверки
- Тема 17. Виды основных отделов, их деловые связи
- Вопросы для самопроверки
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Вопросы для самопроверки
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IV
- Раздел V планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу V
- Раздел VI редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Вопросы для самопроверки
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VI
- Раздел VII организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VII
- Раздел VIII газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 31. Аналитические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VIII
- Раздел IX перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития прессы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IX
- Список терминов
- Содержание