logo
246897_65091_grabelnikov_a_a_rabota_zhurnalista

Тема 25. Работа с авторским активом

Газетная практика показывает: чем больше у редакции авторов (вне штата редакции), тем легче ее работать и освещать разнообразные стороны текущей действительности. Выше уже говорились о деятельности собственного корреспондента. Без хорошо налаженной сети местных информаторов, консультантов, журналистов, которые и составляют его авторский актив, он не сможет вовремя собрать и передать в редакцию необходимую информацию. Именно эти помощники позволяют журналисту экономить свое время, рационально используя его на освещении жизни региона. То же самое можно сказать и о сотруднике, работающем в штате редакции. Тематические направления, которые он ведет, будут освещаться на должном уровне только в том случае, если он привлечет знающих, компетентных специалистов. В одиночку, даже будь он семи пядей во лбу, журналисту не справиться со всем объемом работы. Вот почему так ценятся опытные журналисты, которые наработали за время пребывания в редакции широкие авторские связи. Они в любой момент могут найти человека, который напишет для редакции необходимый материал. Это их профессиональный, творческий капитал, который наживается годами. Уходя из одной газеты в другую, такой сотрудник уносит с собой и весь свой "авторский багаж", оголяя в газете целые участки и направления.

В редакционной текучке эта деятельность называется весьма буднично - организационная и редакторская работа с авторским активом . Она не так заметна, как личное литературное творчество. Журналист долго работает с автором, объясняя ему цель газетного выступления, его желательное содержание, форму, затем правит принесенный материал и, возможно, неоднократно, добиваясь от автора глубины отражения темы, точности, ясности и образности языка. Бывает, что на подготовку авторского материала времени уходит гораздо больше, чем на написание собственного, но этот труд остается читателем незамеченным, потому что под материалом на полосе будет стоять фамилия автора.

В годы реформ многие газеты отошли от серьезной работы с авторами. Журналисты старались обо всем писать сами, публикуя по несколько собственных материалов на одной полосе и зарабатывая на гонорарах. Такая практика особенно распространилась в массовых информационно-коммерческих газетах, где не надо было глубоко вникать в сложные социальные, экономические, политические проблемы. Здесь не требуют аналитических материалов, главное лицо редакции - разбитной репортер, работающий в информационных жанрах, вовремя приносящий жареные факты, информацию о скандалах, светской жизни, всевозможных тусовках и т.д. Именно сюда хлынули непрофессионалы, увидев, как легко работать в журналистике.

Серьезные газеты, наоборот, увидели в расширении авторских связей дополнительные возможности закрепления на рынке периодических изданий . Они активно используют советский багаж форм работы с редакционным активом (корректируя его в связи с требованиями сегодняшнего дня), осваивают новые формы и методы , появившиеся в условиях рынка. Часть из них - суды над газетой, "живые газеты" - уже давно стала историей (их функции в определенной мере выполняют читательские конференции, устные выпуски журналов). Другая часть - рабселькоровские посты и рейды, общественные приемные, бюро по расследованию жалоб трудящихся, выездные редакции - исчезла с началом реформ. А вот авторские советы, нештатные отделы и корреспондентские пункты, общественные редколлегии, фотоклубы, литературные студии, нештатные социологические отделы и секторы продолжают действовать и сегодня.

Авторский совет - совещательный орган при отраслевом отделе, состоит из специалистов данной отрасли. Помогает сотрудникам редакции в перспективном тематическом планировании работы отдела, активно участвует в обсуждении актуальных проблем отрасли. Члены совета обычно являются нештатными корреспондентами газеты.

Нештатный отдел дает возможность расширить круг освещаемых газетой вопросов, помочь штатным подразделениям более широко и всесторонне разрабатывать собственную проблематику. Этот отдел организуют из наиболее активных авторов, специалистов той отрасли, которую призван освещать отдел.

Нештатный корреспондентский пункт создается в районе, городе, где редакция не имеет своего штатного собкора. Нештатные корреспонденты принимают на местах посетителей, расследуют факты, сообщаемые читателями. Редакция поручает им конкретные задания.

Общественная редколлегия - совещательный орган при редакторе многотиражной, районной, городской газеты, состоит из авторитетных людей, активных авторов газеты, чье мнение учитывают при разработке редакционных планов, обсуждении важных будущих публикаций.

Фотоклуб - объединение фотолюбителей при редакции. Его цель - развитие их репортерских способностей, художественного вкуса, мастерства, обеспечение с их помощью широкого притока разнообразных фотоиллюстраций на газетные полосы.

Литературная студия - объединение самодеятельных поэтов, прозаиков, которые организуют выпуски литературных страниц в газете.

Нештатные социологические отделы и секторы - в них участвуют профессиональные социологи, которые помогают газете проводить те или иные социологические исследования, касающиеся главным образом изучения читательской аудитории.

Авторский актив редакции складывается из нескольких групп:

Роль авторского актива особенно велика в местной и низовой прессе - районной, городской, многотиражной газете. Небольшие по численности редакционные коллективы не в состоянии без помощи актива полноценно освещать окружающую действительность. В некоторых фабрично-заводских, вузовских многотиражных газетах в штате значится лишь одна должность - редактора. Он должен так организовать работу редакции, чтобы редакционный портфель имел определенный запас материалов, чтобы газета была наполнена содержательными публикациями, выделялась привлекательным графическим лицом. Основной творческий резерв в таких газетах - местные авторы. Они фактически выполняют работу корреспондентов, занимаются подготовкой и выпуском издания, начиная от планирования и заканчивая вычиткой сверстанных полос. Вот почему во многих редакциях уделяют большое внимание учебе авторского актива, начиная от индивидуальной работы журналиста с автором над материалом и заканчивая коллективными формами обучения - тематическими семинарами, отраслевыми совещаниями при редакции.

Каждый журналист по мере необходимости создает вокруг себя собственный круг авторов. В него входят люди разных возрастов, разных профессий, чаще всего тех, которые соответствуют профилю отдела. Так, у сотрудников сельскохозяйственного отдела в авторском активе будут агрономы, животноводы, руководители колхозов и совхозов. В числе авторов отдела культуры и искусства - работники учреждений культурны, художники, артисты. Таким образом, каждое творческое подразделение выступает в качестве основного организатора авторского актива по определенной тематике. Чем шире круг авторов, тем легче и оперативнее отдел собирает необходимую информацию, тем разностороннее факты, которыми он оперирует. В зависимости от профиля отдела в составе его авторов может быть больше тех или иных специализаций. Так, больше всего информаторов у отделов новостей, информации и спорта. С отделами науки, экономики активно сотрудничают консультанты. Отраслевые отделы создают широкую сеть авторов. Общественные корреспонденты заняты в нештатных подразделениях редакции.

Для того, чтобы автор быстро выполнял задание отдела, хорошо знал требования, которые предъявляются к материалу, с ним важно беседовать лично или вести переписку, т.е. держать постоянно связь. Опытным авторам с большим стажем сотрудничества редакция, зная их творческие возможности, прямо заказывает материалы на интересующие ее темы, в конкретных жанрах. В качестве таких опытных авторов часто выступают журналисты, вышедшие на пенсию, но не порывающие связей со своим коллективом, со своей профессией. Нередко главный редактор поручает им возглавить какое-либо нештатное подразделение редакции, например, общественную приемную, отдел по проверке действенности публикаций, консультационный пункт.

Чтобы расширять и укреплять свой авторский актив, редакция стимулирует его деятельность. Наиболее активные авторы ко Дню печати награждаются подарками, денежными премиями, победители творческих конкурсов - призами. И это не случайно - каждый главный редактор и журналист знают, что автор - основная опора газетчика.