Тема 25. Работа с авторским активом
Газетная практика показывает: чем больше у редакции авторов (вне штата редакции), тем легче ее работать и освещать разнообразные стороны текущей действительности. Выше уже говорились о деятельности собственного корреспондента. Без хорошо налаженной сети местных информаторов, консультантов, журналистов, которые и составляют его авторский актив, он не сможет вовремя собрать и передать в редакцию необходимую информацию. Именно эти помощники позволяют журналисту экономить свое время, рационально используя его на освещении жизни региона. То же самое можно сказать и о сотруднике, работающем в штате редакции. Тематические направления, которые он ведет, будут освещаться на должном уровне только в том случае, если он привлечет знающих, компетентных специалистов. В одиночку, даже будь он семи пядей во лбу, журналисту не справиться со всем объемом работы. Вот почему так ценятся опытные журналисты, которые наработали за время пребывания в редакции широкие авторские связи. Они в любой момент могут найти человека, который напишет для редакции необходимый материал. Это их профессиональный, творческий капитал, который наживается годами. Уходя из одной газеты в другую, такой сотрудник уносит с собой и весь свой "авторский багаж", оголяя в газете целые участки и направления.
В редакционной текучке эта деятельность называется весьма буднично - организационная и редакторская работа с авторским активом . Она не так заметна, как личное литературное творчество. Журналист долго работает с автором, объясняя ему цель газетного выступления, его желательное содержание, форму, затем правит принесенный материал и, возможно, неоднократно, добиваясь от автора глубины отражения темы, точности, ясности и образности языка. Бывает, что на подготовку авторского материала времени уходит гораздо больше, чем на написание собственного, но этот труд остается читателем незамеченным, потому что под материалом на полосе будет стоять фамилия автора.
В годы реформ многие газеты отошли от серьезной работы с авторами. Журналисты старались обо всем писать сами, публикуя по несколько собственных материалов на одной полосе и зарабатывая на гонорарах. Такая практика особенно распространилась в массовых информационно-коммерческих газетах, где не надо было глубоко вникать в сложные социальные, экономические, политические проблемы. Здесь не требуют аналитических материалов, главное лицо редакции - разбитной репортер, работающий в информационных жанрах, вовремя приносящий жареные факты, информацию о скандалах, светской жизни, всевозможных тусовках и т.д. Именно сюда хлынули непрофессионалы, увидев, как легко работать в журналистике.
Серьезные газеты, наоборот, увидели в расширении авторских связей дополнительные возможности закрепления на рынке периодических изданий . Они активно используют советский багаж форм работы с редакционным активом (корректируя его в связи с требованиями сегодняшнего дня), осваивают новые формы и методы , появившиеся в условиях рынка. Часть из них - суды над газетой, "живые газеты" - уже давно стала историей (их функции в определенной мере выполняют читательские конференции, устные выпуски журналов). Другая часть - рабселькоровские посты и рейды, общественные приемные, бюро по расследованию жалоб трудящихся, выездные редакции - исчезла с началом реформ. А вот авторские советы, нештатные отделы и корреспондентские пункты, общественные редколлегии, фотоклубы, литературные студии, нештатные социологические отделы и секторы продолжают действовать и сегодня.
Авторский совет - совещательный орган при отраслевом отделе, состоит из специалистов данной отрасли. Помогает сотрудникам редакции в перспективном тематическом планировании работы отдела, активно участвует в обсуждении актуальных проблем отрасли. Члены совета обычно являются нештатными корреспондентами газеты.
Нештатный отдел дает возможность расширить круг освещаемых газетой вопросов, помочь штатным подразделениям более широко и всесторонне разрабатывать собственную проблематику. Этот отдел организуют из наиболее активных авторов, специалистов той отрасли, которую призван освещать отдел.
Нештатный корреспондентский пункт создается в районе, городе, где редакция не имеет своего штатного собкора. Нештатные корреспонденты принимают на местах посетителей, расследуют факты, сообщаемые читателями. Редакция поручает им конкретные задания.
Общественная редколлегия - совещательный орган при редакторе многотиражной, районной, городской газеты, состоит из авторитетных людей, активных авторов газеты, чье мнение учитывают при разработке редакционных планов, обсуждении важных будущих публикаций.
Фотоклуб - объединение фотолюбителей при редакции. Его цель - развитие их репортерских способностей, художественного вкуса, мастерства, обеспечение с их помощью широкого притока разнообразных фотоиллюстраций на газетные полосы.
Литературная студия - объединение самодеятельных поэтов, прозаиков, которые организуют выпуски литературных страниц в газете.
Нештатные социологические отделы и секторы - в них участвуют профессиональные социологи, которые помогают газете проводить те или иные социологические исследования, касающиеся главным образом изучения читательской аудитории.
Авторский актив редакции складывается из нескольких групп:
-
инфоматоры - люди, которые сами не выступают в газете, а лишь сообщают журналистам о событиях, которые могут быть интересны для редакции, о новостях в различных сферах общественной жизни. Благодаря информаторам отдел новостей вовремя освещает те или иные факты, события, а газета шагает в ногу с жизнью, успешно конкурируя с другими изданиями. Своих информаторов редакция старается иметь во всех основных государственных органах управления, общественных организациях, в других структурах, которые представляют общественный интерес. Сегодня услуги информатора редакция оплачивает, причем иногда довольно высоко, так как его сообщения в новых рыночных условиях представляют собой ценный информационный товар;
-
консультанты - люди, компетентные в различных областях знания, эксперты, к которым сотрудники редакции обращаются за консультацией, советом при подготовке материала к печати, когда у редакции не хватает собственных знаний или возникают какие-либо сомнения. Консультанты могут выступать и авторами публикаций, темы которых связаны с их профессиональными занятиями и интересами. Их статьи, как правило, пользуются авторитетом у читательской аудитории;
-
авторы - люди, постоянно выступающие с публикациями в газете по определенной тематике, в которой они компетентны. Редакционные работники часто обращаются к ним с просьбой подготовить оперативное сообщение - заметку, корреспонденцию, написать статью на актуальную тему, принять участие в дискуссии на страницах газеты, прислать отклик на какое-либо выступление газеты. Авторы, благодаря тесному сотрудничеству с редакцией, имеют определенный опыт в газетных жанрах, владении пером, что упрощает редактирование их материалов;
-
общественные корреспонденты - наиболее подготовленная часть авторов, которые активно участвуют в работе редакции, ее нештатных подразделений - отделов, корпунктов, общественных редколлегий, фотоклубов, литобъединений. В районных, многотиражных газетах они являются тем резервом, из которого редакция готовит себе кадры штатных работников.
Роль авторского актива особенно велика в местной и низовой прессе - районной, городской, многотиражной газете. Небольшие по численности редакционные коллективы не в состоянии без помощи актива полноценно освещать окружающую действительность. В некоторых фабрично-заводских, вузовских многотиражных газетах в штате значится лишь одна должность - редактора. Он должен так организовать работу редакции, чтобы редакционный портфель имел определенный запас материалов, чтобы газета была наполнена содержательными публикациями, выделялась привлекательным графическим лицом. Основной творческий резерв в таких газетах - местные авторы. Они фактически выполняют работу корреспондентов, занимаются подготовкой и выпуском издания, начиная от планирования и заканчивая вычиткой сверстанных полос. Вот почему во многих редакциях уделяют большое внимание учебе авторского актива, начиная от индивидуальной работы журналиста с автором над материалом и заканчивая коллективными формами обучения - тематическими семинарами, отраслевыми совещаниями при редакции.
Каждый журналист по мере необходимости создает вокруг себя собственный круг авторов. В него входят люди разных возрастов, разных профессий, чаще всего тех, которые соответствуют профилю отдела. Так, у сотрудников сельскохозяйственного отдела в авторском активе будут агрономы, животноводы, руководители колхозов и совхозов. В числе авторов отдела культуры и искусства - работники учреждений культурны, художники, артисты. Таким образом, каждое творческое подразделение выступает в качестве основного организатора авторского актива по определенной тематике. Чем шире круг авторов, тем легче и оперативнее отдел собирает необходимую информацию, тем разностороннее факты, которыми он оперирует. В зависимости от профиля отдела в составе его авторов может быть больше тех или иных специализаций. Так, больше всего информаторов у отделов новостей, информации и спорта. С отделами науки, экономики активно сотрудничают консультанты. Отраслевые отделы создают широкую сеть авторов. Общественные корреспонденты заняты в нештатных подразделениях редакции.
Для того, чтобы автор быстро выполнял задание отдела, хорошо знал требования, которые предъявляются к материалу, с ним важно беседовать лично или вести переписку, т.е. держать постоянно связь. Опытным авторам с большим стажем сотрудничества редакция, зная их творческие возможности, прямо заказывает материалы на интересующие ее темы, в конкретных жанрах. В качестве таких опытных авторов часто выступают журналисты, вышедшие на пенсию, но не порывающие связей со своим коллективом, со своей профессией. Нередко главный редактор поручает им возглавить какое-либо нештатное подразделение редакции, например, общественную приемную, отдел по проверке действенности публикаций, консультационный пункт.
Чтобы расширять и укреплять свой авторский актив, редакция стимулирует его деятельность. Наиболее активные авторы ко Дню печати награждаются подарками, денежными премиями, победители творческих конкурсов - призами. И это не случайно - каждый главный редактор и журналист знают, что автор - основная опора газетчика.
- Грабельников Александр Анатольевич
- Программа курса работа журналиста в газете
- Раздел I Типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Тема 2. Политическая пресса
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Тема 4. Деловая пресса
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Тема 6. Региональная пресса
- Раздел II Характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Раздел III Структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Раздел IV Организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Тема 17. Виды отделов, их деловые связи
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Раздел V Планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Раздел VI Редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистскойдеятельности
- Раздел VII Организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Раздел VIII Газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Тема 31. Аналитические жанры
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Раздел IX Перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития сми
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Введение
- Раздел I типология современной прессы
- Тема 1. Типологические изменения печати в рыночных условиях
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Политическая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3. Информационно-коммерческая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Деловая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Отраслевая пресса
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Региональная пресса
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу I
- Раздел II характер и условия газетного труда
- Тема 7. Субъекты управления прессой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Особенности журналистской работы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 9. Виды журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Работа редакции при социализме
- Вопросы для самопроверки
- Тема 11. Работа редакции в условиях рынка
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу II
- Раздел III структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива
- Тема 12. Структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 13. Структура редакции как трудового коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Тема 14. Редакционный коллектив в системе социальных связей
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу III
- Раздел IV организация работы журналистов в редакционных подразделениях
- Тема 15. Функции сотрудников звена управления
- Вопросы для самопроверки
- Тема 16. Отдел в системе редакционного аппарата
- Вопросы для самопроверки
- Тема 17. Виды основных отделов, их деловые связи
- Вопросы для самопроверки
- Тема 18. Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе
- Вопросы для самопроверки
- Тема 19. Организация работы журналиста
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IV
- Раздел V планирование работы редакции
- Тема 20. Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Тема 21. Виды редакционных планов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 22. Бизнес-план редакции
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу V
- Раздел VI редакция и аудитория
- Тема 23. Рынок потребителей информации
- Вопросы для самопроверки
- Тема 24. Работа редакции с читательской почтой
- Вопросы для самопроверки
- Тема 25. Работа с авторским активом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 26. Организационно-массовая работа
- Вопросы для самопроверки
- Тема 27. Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VI
- Раздел VII организация процесса выпуска номера газеты
- Тема 28. Редакционный процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Тема 29. Типографский процесс выпуска номера
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VII
- Раздел VIII газетные жанры
- Тема 30. Информационные жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 31. Аналитические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Тема 32. Художественно-публицистические жанры
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу VIII
- Раздел IX перспективы развития журналистской деятельности
- Тема 33. Модели развития прессы
- Вопросы для самопроверки
- Тема 34. Пресса и другие сми в социально-политическом управлении обществом
- Вопросы для самопроверки
- Тема 35. Журналист как организатор массового информационного производства
- Вопросы для самопроверки
- Литература к разделу IX
- Список терминов
- Содержание