Тема: Сообщения для прессы (материалы для прессы). Типы релизов
Все знают, что пресс-релиз - это сообщение, подготовленное компанией для прессы.
Пресс-релизом обычно называют выпуск для прессы. Очевидно, информационный выпуск, претендующий на опубликование.
При этом выпусками для прессы бывают и другие специально созданные для СМИ сообщения. И иногда возникает путаница, что же собственно считать пресс-релизом. Потому что, помимо термина «пресс-релиз», используются и другие обозначения для таких выпусков: «бэкграундер», «ньюслетер», «ньюс-релиз», «медиа-релиз», «факт-лист», «досье», «справка». Очевидно, пресс-релиз имеет в ряду этих сообщений для прессы свою специфику.
Все перечисленные виды сообщений для прессы мы будем называть релизами - это слово тоже употребляется в профессиональной среде.
Итак, релизы бывают трех видов:
• бэкграундер
• ньюс-релиз
• пресс-релиз
Все прочие письменные официальные сообщения для прессы так или иначе принадлежат к одному из этих трех видов.
Рисунок 1
БЭКГРАУНДЕР
Background - фон, задний план, задник. Backgrounder, соответственно, - информационное сообщение, содержащее фоновую, сопутствующую фактуру, досье. Это информационная справка о компании или организации, которая содержит краткие, но достаточно полные сведения о компании или организации, и может быть использована журналистами при подготовке материала. Собственно, в этом и назначение бэкграундера - дать основную справочную информацию. Естественно, эта информация должна не только сочетать полноту и краткость, но и быть интересной.
БЭКГРАУНДЕР —
релиз, создающий информационный фон по теме;
подборка фактов о событии, компании, продукте, персонаже;
фактическая, историческая, деловая справка.
Бэкграундер - пример
Информационная справка о компании «Комус»
Компания создана в 1990 году. <...> По итогам года доля «Комуса» на национальном рынке офисных товаров составила около 29% против 23% в 2003 году.
По итогам 2003 года «Комус» признан лауреатом национальной премии в области бизнеса "Компания года" в номинации «Лучший маркетинг».
Стратегия
Стратегия компании строится на <...>.
Направления деятельности
- продажа канцелярских товаров
- продажа бумаги и картона офисных и полиграфических сортов <...>
Партнеры
Компания является официальным дистрибьютором 110 ведущих производителей 15 стран Америки, Европы и Азии. Среди них - Xerox, <.. .>
География
«Комус» располагает в отрасли крупнейшей розничной сетью в России - 52 фирменных магазина в Москве и регионах. Является лидером на рынке обслуживания корпоративных клиентов товарами для офиса - 52% столичного рынка и 16% регионального рынка. <...>
Персонал
Численность работников - 4000 человек. В компании разработана и используется многоуровневая система обучения персонала, действуют три учебных центра...
Справка по рынку: Емкость российского рынка товаров для офиса оценивается в 1,4 млрд.долларов ежегодно. Развитие участников этого рынка строится на географической, товарной или сбытовой спе- циализации.<...>1
Разновидностью бэкграундера является факт-лист. Эта та же справка, но она организованна, как список, перечень существенных фактов или показателей.
Факт-лист - пример
Корпорация «Глория-Джинс». Факт-лист
Корпорация «Глория Джине» создана в начале 90-х Владимиром Мельниковым.
В 1997 г. примерно 20-процентный пакет акций компании приобрел ЕБРР, однако в 2003 году компания выкупила акции у банка. «Глория Джине» - компания-создатель модных джинсовых брендов, успешно осваивающая сегменты одежного рынка - модный casual и city life style.
Оборот «Глории Джине» в 2002-м году составил более $70, в 2003 г. - 95 млн долл., в 2004 - $127 млн., а в 2005 году - порядка $170 млн. Таким образом, существующий темп развития компании - порядка 40 процентов - позволяет планировать достижение оборота в $1млрд в течение ближайших 10 лет.
На территории бывшего СССР действует десять тысяч торговых точек, в которых продается одежда Gloria Jeans&Gee Jay.
«Глория Джине» активно развивает фирменную розничную сеть. Сегодня в 60 городах России и СНГ работает более 140 магазинов Gloria Jeans & Gee Jay. Планы на 2006 год - открытие 245 магазинов. Обороты продаж розничных магазинов увеличились на 100%. Выручка 2004 года составила $6 млн., 2005-го - $12,6 млн.
В компании работают лучшие специалисты с успешным опытом работы в известных всему миру компаниях.
Очевидно, что такие бэкграундеры и факт-листы бывают удобны именно как справочный материал. Конечно, в таких текстах нет события, только факты. Хотя факты подобранные, выстроенные и поданные определенным управляемым способом - как это выгодно компании. Так, как она хочет видеть себя в общественном мнении. Под сурдинку здесь можно протащить какие-то идеологические или маркетинговые штучки.
Но ожидать, что это видение в таком точно виде найдет отражение на страницах прессы - нелепо. Вероятность этого невелика. Но она есть. Журналисты в подверстках иногда используют формат справки или досье. И такого рода бэкграундер или факт-лист иногда может целиком перекочевать в досье, подверстанное под статью. Не потому, что он хорош, а потому, что редактору надо было забить дыру или разнообразить формат подачи врезами и подверстками.
Очень важно: единственное, чего не хватает в приведенных примерах бэкграундера и факт-листа - выходных данных. Любое сообщение для прессы должно содержать контактные данные - к кому обратиться, чтобы переспросить, каков статус людей, выпустивших эту информацию. Или это «слив»? Возможно, с провокационными целями, чтоб извратить, передернуть информацию о компании.
Контактные данные, подпись автора с телефоном и должностью нужны обязательно. При всей очевидности этого тезиса в почте редактора нередко попадаются анонимные сообщения. Скорее всего, просто по недогляду их авторов. Но всякий нормальный редактор - параноик. Поэтому сообщение без подписи и контактов - это «слив», происки конкурентов, провокация и все такое. В конце концов, если за анонимкой нет злого умысла, то тогда - есть непрофессионализм ее сочинителей.
Но о контактных данных еще будет сказано ниже - эта тема заслуживает того.
- Тема: Сообщения для прессы (материалы для прессы).
- Тема: Сообщения для прессы (материалы для прессы). Типы релизов
- Назначение бэкграундера
- Ньюс-релиз
- Ньюс-релиз:
- Где публикуют ньюсс-релизы
- Конструктор пресс-релиза специфика журналистского текста
- Композиция пресс-релиза
- Заголовочный комплекс
- Основной текст: фактура и вкусные обстоятельства
- Пресс-релиз со справкой - пример
- Драматургия пресс-релиза жесткая и мягкая заметка
- Жесткая заметка - пример
- Мягкая заметка - пример
- Пресс-релиз в стиле мягкой заметки - пример
- Жесткий пресс-релиз с избытком фактуры - пример
- После такой переработки сообщение могло бы выглядеть следующим образом.