logo
Тема Сообщения для прессы

Где публикуют ньюсс-релизы

  1. Классические ньюслетеры - внутрикорпоративные издания, стенгазеты, многотиражки, клиентские журналы, то есть издания, выпускаемые самой компанией для собственного персонала, клиентов, партнеров, инвесторов или потребителей

  2. Отраслевые издания

  3. Деловые издания общего профиля - в отраслевых подборках и обзорах

Иногда редакторам надо забивать дыры или просто разнообразить подачу информации, придавать своей работе видимость глубины и охвата. Например, подготовили обзор полиграфической отрасли - почему бы не подбить его подборкой новостей полиграфических фирм. Вот тут и пригодится ньюс-релиз об установке тигельного пресса в Волгодонске.

Назначение ньюс-релиза

НЬЮС-РЕЛИЗ лучше всего подходит:

Задача - проинформировать деловое окружение фирмы

Деловые и массовые СМИ общего профиля вряд ли опубликуют ньюс-релиз, так как в нем мало общественной значимости.

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Пресс-релиз - сообщение для прессы, содержащее общественно-значимую информацию о деятельности фирмы или организации. Таким образом, не только о фирме (как бэкграундер), не только корпоративная новость (как ньюс-релиз), но - общественно-значимое сообщение. Это такое сообщение, значимость которого выходит за рамки самой компании или даже отрасли. То есть сообщения об установке тигельного пресса - не подходят.

Естественно, очень часто общественную значимость можно симулировать, то есть формировать искусственно. Собственно говоря, в этом чаще всего и состоит задача пресс-секретаря, когда он пишет пресс-релизы - придать своему релизу общественную значимость, простимулировать интерес общественности. Для этого существует определенный набор приемов, которые будут рассмотрены ниже.

Пресс-релиз

ПРЕСС-РЕЛИЗ - сообщение, содержащее общественно-значимую информацию о деятельности фирмы, событии, продукте или услуге

Поскольку в текущей деятельности компании мало общественно значимых событий, то общественную значимость события для пресс-релиза часто симулируют, «натягивают», создают специальными приемами.

ПРЕСС-РЕЛИЗ - журналистское произведение, выполненное в жанре заметки. В идеале он уже пригоден для опубликования в СМИ. Это очень удобно для редакторов.

Очень важно, что пресс-релиз - это готовое журналистское произведение. Часто этого не учитывают.

Если бэкграундер - это некоторое досье, он может быть вообще подан в форме тезисов, то пресс-релиз - это готовый текст. И он должен быть исполнен по канонам журналистского произведения как с точки зрения формы (композиции), так и с точки зрения содержания (отбора и подачи материала).

В идеале пресс-релиз должен быть уже пригоден для публикации - должен иметь заголовок, определенное композиционное строение, определенный зажигательный стиль. У каждого редактора в почте или специальной папке лежит кипа пресс-релизов. Нередко бывает, что редактору нужно заткнуть дыру, дать подверстку или быстро сделать тематическую подборку новостей. Вот тут чаще всего и наступает звездный час хорошего пресс-релиза. Если редактор видит, что в этом пресс-релизе почти ничего не надо резать или править, как будто текст написан собственным журналистом, то такой пресс-релиз получает все шансы быть опубликованным полностью. Именно для этого пресс-релиз должен выглядеть, как журналистское произведение, то есть быть журналистской заметкой.

Многие удивятся, но журналистская заметка - это отчетливый жанр журналистского произведения, существующий в системе жанров журналистики. Да, такая система жанров есть и она изучается в рамках науки о журналистике.

Теория жанров СМИ обязательно применяется в практике журналистов и редакторов, а типология СМИ - в практике редакторов и издателей. Поэтому соответствующие теоретические основы весьма полезно было бы знать и пресс-секретарям, а также прочим пиарщикам - как для работы с текстами для СМИ (теория жанров), так и для работы с самими СМИ (типология СМИ).

Так вот, теория жанров СМИ выделяет три группы жанров с соответствующим набором жанров в каждой.

Жанры журналистики

Информационные жанры

Аналитические жанры

Публицистические жанры

Заметка

Корреспонденция

Очерк

Анонс

Комментарий

Фельетон

Репортаж

Интервью

Памфлет

Отчет

Опрос

Колумн

Беседа

Обзор

Рецензия

Статья

Расследование

Таким образом, заметка - вполне определенный жанр, со своим назначением и своим атрибутами, о которых подробнее будет сказано ниже.

Пресс-релиз должен быть исполнен в формате журналистского произведения. Усвоение этого непростого, на самом деле, тезиса очень сильно помогает понять, почему те или иные пресс-релизы не публикуются или публикуются. И, соответственно, как делать такие пресс-релизы, которые публикуются с высокой степенью вероятности.

Назначение пресс-релиза

ПРЕСС-РЕЛИЗ подает новости компании как общественно-значимые, чтобы они были опубликованы в СМИ. Новость компании протискивается в СМИ под видом журналистики. К такой, якобы «журналистской», новости — выше доверие общества

Задача - проинформировать общественность

ПРЕСС-РЕЛИЗ может быть использован в качестве:

Вот достаточно хороший пресс-релиз, который может послужить примером именно с точки зрения подстановки сообщения компании в общественно-значимый контекст.

Пресс-релиз - пример

РОССИИ НУЖЕН ЗАВОД ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ФАЛЬШИВЫХ ЛЕКАРСТВ За последние четыре года число зарегистрированных Минздравом РФ случаев фальсификации лекарств возросло в десять раз. Количество фальшивок достигло таких масштабов, что в Свердловской области проектируется завод по их уничтожению.

Сравнительно недавно сотрудниками ОБЭП была изъята крупная партия (более 5 миллионов таблеток) поддельного анальгина. Это лишний раз доказывает, что проблема лекарственного фальсификата не решена окончательно. Поэтому сегодня многие фармацевтические компании предпочитают не рассчитывать на государственные контролирующие органы, а используют уже известные средства защиты от подделок или применяют свои собственные оригинальные разработки для различных форм выпуска препаратов.

Доля контрафактной продукции на рынке не уменьшается и остается высокой, несмотря на принимаемые меры, отметили участники конференции «Производители против подделки: стратегии победы» (23.11.05, Москва, Центр международной торговли). Евгений Примаков, президент ТПП РФ, в послании участникам конференции подчеркнул, что распространение контрафактной и фальсифицированной продукции наносит непоправимый вред здоровью и благополучию миллионов людей.

<...> Сегодня одним из эффективных способов защиты лекарства от подделки остается постоянное совершенствование его упаковки и использование для ее производства дорогостоящих материалов. Например, компания Boots Healthcare International для упаковки популярного обезболивающего препарата Нурофен применяет дорогую серебряную краску и фольгу, а также вводит рельефные элементы (изображение мишени на упаковке, детские силуэты на Нурофене для Детей). <...>

Помимо «прямой», важна «косвенная» защита препаратов от подделки. Так, «Нурофен для Детей» снабжен брендированным мерным шприцем, при помощи которого точно отмеряется необходимая доза лекарства, а также специальной мембраной на горлышке флакона.

На сегодняшний день такие меры безопасности позволяют защитить интересы и производителей,

и потребителей. Однако крупнейшие фармацевтические компании не намерены останавливаться на достигнутом и продолжают вкладывать серьезные средства в разработку новых способов защиты своей продукции от подделки. <Контактные данные>

И по форме, и по содержанию этот релиз выполнен как журналистский материал. Поднимаемая тема - фальсификация лекарств - достаточно остра. Все знают, что в аптеках продается огромное количество подделок, и почти все с этим так или иначе сталкивались и страдали от этого. В заметке фигурируют еще несколько тематических раздражителей общественного мнения - выводится криминальная подоплека (ОБЭП), упоминаются известные люди (Евгений Примаков). Это правильные крючочки и наживочки. В тексте есть любопытная статистика, как бы призванная ориентировать людей в реальности (а это одна из функций журналистики). И потом в этом контексте идет рассказ про замечательный «нурофен для детей» - как он противостоит проблеме подделки лекарств.

Не надо думать, что если авторы пресс-релиза так ловко симулируют общественную значимость, то пресс-релиз тут же будет опубликован на первых страницах деловых газет. Конечно, нет. И дело не в том, что уши производителей нурофена торчат из текста. Даже если бы нурофен был спрятан получше, редакторы бы все равно увидели бы его и раскрыли замысел автора этого пресс-релиза. Редакторы большей частью все-таки не дураки, и к тому же они весьма подозрительны на предмет размещения тайного нурофена между строк. И, как все параноики, редакторы, конечно, весьма внимательны к деталям и увидели бы в тексте нурофен, даже если бы он там шел 25-м кадром. Если дорабатывать этот пресс-релиз до идеала, то надо... как раз таки не прятать нурофен, а просто его дозировать или балансировать другими препаратами. Пусть уши торчат, но в границах приличия.

Единственный чересчур заметный журналистский недостаток этого релиза - первая фраза «сравнительно недавно сотрудниками ОБЭП была изъята..». Такая приблизительная свежесть в информационном жанре никуда не годится. Лучше уж опускать привязку к дате вообще, чем давать ее неопределенной - новизна не может быть неопределенной. Можно было написать «В Москве сотрудниками ОБЭП была изъята...» и все. Указание места и само по себе действие уже придают необходимый динамизм, симулирующий оперативность сообщения. В конце концов, параметр «когда» здесь нужен весьма условно.

Этот пресс-релиз хорош в качестве примера именно потому, что его авторы постарались приподнять общественную значимость своего сообщения. И нашли верный контекст. За эту попытку - зачет. Даже с учетом вопиющей выпуклости нурофена в тексте, такой пресс-релиз вполне имеет неплохие шансы на опубликование в непритязательных или отраслевых изданиях. Желающие могут ввести фрагмент текста этого релиза в поисковую систему Яндекс, чтобы убедиться, что по крайней мере в сети он был перепечатан весьма обильно.

Еще один пример пресс-релиза, в котором достаточно удачно симулируется социальная значимость сообщения.

Пресс-релиз - пример

Из СИЗО на Олимпиаду

20.02.2006

Работница московского следственного изолятора отправляется болеть за наших на Олимпиаду в Турин.

Решив попробовать погасить свой кредит через терминал оплаты Элекснет, Адриашкина Наталья и не подозревала, что получит возможность поехать на XX Олимпийские игры в Турин.

16 февраля в торжественной обстановке ей был вручён главный приз из рук Оливера Хьюза, главы представительства Visa international в России и Сергея Кузина, председателя Совета Директоров компании Элекснет.

Путёвка на Олимпиаду разыгрывалась с 21 по 31 декабря в рамках продвижения уникальной услуги пополнения карточного счёта VISA через терминалы самообслуживания крупнейшей в России сети «Элекснет». Для этого нужно было пополнить карточный счёт через терминал.

Фактически любой человек, может внести деньги на карточный счёт Visa любого российского банка буквально по дороге: более 800 московских терминалов стоят в самых удобных местах для оплаты: магазинах, торговых и развлекательных центрах, в крупнейших сетях супермаркетов, ВУЗах, АЗС, вокзалах.. При этом не нужно ни идти в банк, ни планировать на это время (ведь все терминалы работают круглосуточно), ни стоять в очереди, ни заполнять квитанции.

Что это означает? Это означает: 1 теперь можно погасить кредит российского банка-участника сети Visa International, что при достаточной раскрутке может спасти банков от кризиса неплатежей <...>

О терминальной сети «Элекснет» Элекснет является крупнейшей сетью терминалов самообслуживания в России, а также единоличным лидером Московского региона по числу банковских розничных переводов. Образована в 2000 году. Объединяет около <...> <Контактные данные>

Замысел автора релиза понятен, он отражается в весьма удачном для пресс-релиза заголовке. Заголовок замечательный, очень точно воплощает принцип читабельности, жрецами которой небезосновательно считают себя редакторы и журналисты. Можно с высокой степенью уверенности сказать, что любой редактор, получив релиз с таким заголовком, по крайней мере пробежит его глазами. И даже оценит находчивость пресс- секретаря. Больше того, сам факт, что сотрудница СИЗО в результате розыгрыша призов некой компании поедет на Олимпиаду - может стать поводом для отдельной заметки. Это, конечно, не передовица, но вполне любопытный факт. Публикуя который - ладно уж - редактор может оставить и упоминание про «Элекснет».

Типология релизов

Тип

сообщения

Назначение

Наличие новости

Жанровые особенности

Бэкграундер

Проинформировать журналиста

по всем возможным вопросам (досье)

Не содержит новости

Максимально «объективно». Деловая справка, иногда в виде тезисов (факт-лист)

Ньюс-решз

Проинформировать

отраслевую

общественность

о событии в компании

Содержит новость, значимую для фирмы и отрасли

Сухое деловое сообщение с технич. подробностями. Связный текст

Пресс-релиз

Проинформировать

широкую

общественность

о главном

Содержит общественно- значимую новость

В жанре журналистской заметки, отказ от технических деталей ради впечатления, претензия на значимость повода.

В подготовке пресс-релизов, как и любых материалов для прессы, важна адекватность, причем во многих смыслах. Пресс-релиз - не ставка в казино, тут на последние две копейки джек-пот не сорвешь. Работа с прессой - это системный процесс вообще, и подготовка пресс-релизов - системный процесс в частности. Соответственно, результат должен быть адекватен усилиям и масштабу исходных данных.

Например, на понижение результативности общения с прессой работает малый масштаб компании или организации, ее отраслевая «заурядность». На повышение результативности общения с прессой в любом случае будут работать креативность, системность, последовательность. Результат - это некоторое сальдо, баланс многих факторов.

Для того, чтобы сделать успешный пресс-релиз, прежде всего нужно... дезавуировать миф о том, что всякий пресс-релиз достоин опубликования. Любой человек очень любит результат своего труда, поэтому пресс-секретарь, сотворив нечто, ожидает от общества восторгов. Эти ожидания часто завышены, даже если результат труда неплох. В этом смысле перед конкретным пресс-релизом надо ставить адекватные задачи. Релиз - всего лишь один из способов общения с прессой, пусть и самый распространенный. Но даже в наборе материалов, которые компания готовит для прессы, пресс-релиз - далеко не единственный элемент. Наличие текста вовсе не означает его публикации. Надо спокойнее относиться к результату творческого акта, когда речь идет о конвейере. А работа пресс-службы - конвейер.

Зацикленность пресс-службы и болезненную зацикленность пресс-секретарей на своих драгоценных пресс-релизах надо лечить простым терапевтическим приемом - созданием медиа-кита компании. Пресс-служба, создавшая полноценный медиа-кит, более адекватно относится к своим пресс-релизам, а ее пресс-релизы становятся более эффективными. Просто возникает правильное понимание масштаба тех или иных усилий, их адекватности и вклада в общий успех.

С точки фения предложенной нашей классификации сообщений для прессы, большинство направляемых в СМИ релизов - это ньюс-релизы, сообщающие корпоративные новости компаний даже без какой-либо попытки симулировать общественную значимость этой новости. Достаточно зайти в Интернете на какое-нибудь кладбище пресс-релизов (есть специальные сайты - коллекторы пресс-релизов), чтобы убедиться, что почти все эти релизы сообщают внутрикорпоративные новости, иногда совсем мелкопоместного масштаба.

Объяснений тому несколько. Очень часто пресс-секретари испытывают по отношению к своей компании и своему начальству трепетные чувства, и считают, что все, что произошло «у нас», автоматически достойно общественного ажиотажа. Поэтому дают новость, как есть, не осознавая безразличия внешнего мира. Как дали бы ее в собственную стенгазету, где, безусловно, любая внутрикорпоративная новость вполне уместна.

Такие пресс-секретари не делают различий между сообщениями для своей стенгазеты и сообщениями для внешних СМИ. Поэтому на выходе получается всего лишь ньюс-релиз, а не пресс-релиз, если судить по требованиям приведенной выше классификации.

Другая возможная причина, по которой из компании идет, по сути, поток малозначимых внутрикорпоративных новостей, связана с невысоким уровнем требовательности к своим текстам, который, в свою очередь, связан с неверием в возможность пробить защиту СМИ. Установилась некоторая привычка слать в СМИ внутрикорпоративные новости - и пресс-служба исправно поддерживает регулярную работу этого непритязательного конвейера. Мол, все так делают, и мы тоже должное исполняем, регулярный поток сообщений в прессу идет.

Между тем стоит немного довернуть, переключить регистр, привесить правильный бантик - и ньюс-релиз заиграет другими красками, начнет претендовать на общественную значимость. И из корпоративного спама в ящике редактора превратится в некоторое вполне сносное сырье для журналистской публикации.

Как сделать этот доворот? Как превратить ньюс- релиз (а в реальности большинство релизов - это ньюс- релизы) в журналистский материал, каковым и должен быть пресс-релиз?

Для трезвой оценки значимости своего сообщения пресс-секретарь прежде всего должен уметь разлюбить свою компанию и своего шефа. Хирург руководствуется не любовью, а пользой. А функции пресс-секретаря чем-то схожи с функциями хирурга. Правда, пластического.

Профессионализм должен возобладать над религиозными чувствами или непритязательной рутиной конвейера.

Медиа-кит

....

Медиа-кит - пакет материалов для прессы. Он включает следующие виды материалов:

Пресс-релиз

Бэкграундер (справка о мероприятии, компании)

Факт-лист (факты в тезисах)

Фичер (занимательная статья или заметка)

Биографическая справка (о руководителе)

Рекламный буклет

Newsletter (корпоративный вестник)

Иллюстративные материалы (фото руководителя, фото предприятия)

Оформляется в виде пакета, папки или брошюры

В дальнейших рассуждениях мы будем опираться на предложенную типологию релизов, которая сама по себе достаточно условна и даже оторвана от реалий, но помогает понять важные и достаточно высокие требования к пресс-релизу, из которых ключевыми являются два:

1. пресс-релиз - это сообщение, которое реально претендует на общественную значимость;

2. пресс-релиз является журналистским произведением.

Соответственно, даже хотя бы стремление выполнить эти требования позволяет улучшать результат. И дальше речь идет не о том, как описать внутреннюю новость компании и создать ньюс-релиз, а о том, как создать пресс-релиз высокой пробы с высокой вероятностью его использования в СМИ.

Очевидно, что ньюс-релиз и пресс-релиз создают два полюса на некой шкале значимости релиза. Если корпоративная новость совсем никчемная, значимость ее невозможно натянуть, для чего иногда не хватает желания, способностей. Следовательно, сообщение о такой новости останется ньюс- релизом - сообщением о внутрикорпоративной новости, которое вряд ли кому интересно за пределами компании.

Если же приложить определенные усилия, повысить значимость новости, значимость отображения новости в тексте, улучшить журналистские характеристики текста, воткнуть в тесто текста изюминки, то такое сообщение начнет двигаться по шкале от ньюс-релиза к пресс-релизу. То есть в сторону сообщения, имеющего общественную, а не внутрикорпоративную значимость.

Но, конечно, надо отдавать в себе отчет в том, что не каждая внутрикорпоративная новость может быть раздута до масштаба хедпайнов (заголовков) мировых агентств. Бывают новости безнадежные, вроде семинара региональных дилеров. Хотя... в мировые заголовки, может, вытащить и не удастся, но пробиться в отраслевые и в общеделовые СМИ...