logo search
шпоры1

9. Жанровая структура телевидения в аспекте развлекательности (инфотейнмент, сериалы, ток-шоу, реалити-шоу).

Инфотейнмент: появление и особенности на современном этапе:

Infotainment — совмещение «серьезных» новостей и чисто развлекательных моментов. Такое смешение жанров рождает пограничные форматы и новую аудиторию.

Николай Картозия:

Термин "infotainment" придумали американцы в середине 1980-х. Тогда рейтинги новостей общефедеральных каналов США стали падать, и пришлось менять принцип отбора информации: меньше официоза, больше социальных тем, культурных событий. Методы подачи информации тоже менялись. Если сообщалось о каком-нибудь государственном визите, журналисты старались избегать формулировок вроде "конструктивное обсуждение двусторонних проблем"; стали обращать внимание на детали, интересные всем зрителям, — цвет галстука, непротокольные выражения.

Николай Зорков:

Термин «возник в результате аббревиатуры: информация (information) и развлечение (entertainment) и выражает стремление продюсеров подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности».

*Инфотейнмент базируется на традициях интеллектуальной «игры», когда с помощью специальных приемов зритель незаметно втягивается в процесс. Например, намеренное дробление новости на отдельные факты, образы, мнения, заставляет аудиторию самостоятельно выстраивать полную картину события на основе предоставленного журналистом набора отдельных деталей. А важнейшей особенностью игры, отличающей ее от других видов человеческой деятельности, является свойство доставлять удовольствие от самого процесса действования. При этом игра способствует развитию человека.

* тенденция: социальные и политические изменения начинают иллюстрироваться через изображение конкретного («частного») человека. На уровне предъявления информации заметны следующие приемы: визуализация проблемы, яркая образность, преднамеренное упрощение информации, обыгрывание кадра, повышение роли репортера (он и сам становится частью репортажа). Важную роль в подаче материала играют лингвистические приемы – языковая игра и ирония. Также можно отметить драматизацию репортажей, когда в них вводится элемент интриги, и сравнительно быстрый темп подачи информационных сообщений. (программа «Времена»: игровые элементы (интрига, распределение ролей, соревновательный момент) сочетаются со статистическими данными и результатами экспертных исследований). * ирония и самоирония, интертекстуальность, языковая игра, лежащие в основе эстетики постмодернизма, прочно вошли в журналистскую практику вместе с ценностями масскультуры. Поэтому даже в ежедневных новостных программах, провозглашающих объективность и отстраненность в подаче информации, сегодня все заметнее становится присутствие игрового начала. Это свойство современной жизни вообще.

Сериал как форма репрезентации реальности и способ конструирования мира: культурная гибридность, упрощение, штампы, новая мифология (противопоставление образа «Новой России» России времен «лихих 90-х». артикуляция государственных идеологических приоритетов, примирение с советским прошлым):

Зверева:

Российское телевидение 2000‑х гг. можно изучать как среду возникновения и бытования гибридных культурных форм. На телеэкране сосуществуют и конкурируют различные системы представлений и языки описания, на основе которых выстраиваются вербальные и визуальные медиатексты. Способы репрезентации реальности в телевизионных программах также носят черты гибридности: образцы, усвоенные из европейских и американских СМИ, переводятся на языки российской медиакультуры, синтезируются с востребованными формулами советского телевидения, соединяются с новыми мифологиями изобретенного прошлого.

В России сериалы — сравнительно новое явление. Советскому зрителю были хорошо знакомы многосерийные телефильмы, но само представление о сериале как особом жанре сложилось вместе с проникновением западных программ на российские экраны во времена перестройки. Освоение этого жанра в российской медиакультуре происходило в 1990‑е. Мелодраматические, детективные, полицейские, комедийные и даже мультипликационные сериалы латиноамериканского или европейского производства несли с собой новый культурный опыт.

Сериал опирается на устойчивые сюжетные ходы, визуальные и вербальные клише. Его текст составлен из вариаций стандартных ситуаций; он ориентирован на привычное, легко опознаваемое, такой фильм должен потребляться с комфортом.

90-е: Авторы первых отечественных сериалов располагали отработанными «заготовками» из западной поп-культуры, а так же образцами советских и перестроечных произведений. Просмотр ранних отечественных серий вызывал смущение, когда герои из «нашей действительности» должны были действовать подобно персонажам из самореферентной реальности латиноамериканской «мыльной оперы».

Во второй половине 1990‑х в области производства сериалов сложилась новая ситуация; ее начало связано с выходом на экраны милицейского фильма «Улицы разбитых фонарей», который обращался к аудитории на языке современных культурный реалий.

В 2000‑е гг. именно отечественные сериалы оказались наиболее востребованными зрителями. В России сложился собственный «сериальный бизнес». Частично форматы и идеи заимствуются у американцев («Бедная Настя», «Моя прекрасная няня», «Бальзаковский возраст»), часто в основу фильмов кладутся и оригинальные сценарии.

Культурная гибридность — в сериалах: столкновение и смешение новых российских, советских, европейских и американских культурных образцов. Одним из важных заимствований в России 1990‑х годов было усвоение самой формы сериала — с его специфической структурой нарратива (рассказ), разбивкой повествования на серии, выходящие в одно и то же время, расчетом на закадровое бытование фильма, его обсуждение, домысливание продолжения.

Штампы: В современных российских сериалах многие ходы аналогичны штампам западных телефильмов (например, влюбленные ссорятся из-за серии нелепых ошибок; сыщик устраивается в школу под видом учителя для проведения расследования, и т. п.). Эти заготовки, не имеют четкой связи с конкретным культурным контекстом.

В новых российских сериалах активно осваиваются повествовательные шаблоны «розового романа». В «Не родись красивой» героиня пишет в дневник слова, которые могли бы прозвучать в любом из близких по жанру произведений. Задействован набор штампов, классических для женских романов (непонимание между героем и героиней, искушенность героя-начальника, превосходящего женщину по возрасту и статусу и т. п.). А в «мужских» сериалах в качестве сюжетообразующих берутся формулы боевика, криминальной драмы, триллера.

!!! На телевидении РФ 2000‑х, в особенности последних двух-трех лет, формируется комплекс новых мифологий. «Новая Россия» (с такими качествами как «сильное», «стабильное» государство) противопоставляется стране 1990х гг. (этот период интенсивно вытесняется из коллективной памяти россиян и описывается в медиа в черных тонах как время «национальной катастрофы»). Версии «позитивной» идентичности в официальных телесообщениях: уверенность россиян в президенте, силовых структурах, надежды на постепенное повышение уровня жизни, настороженное отношение к западным странам и бывшим советским республикам.

Комплекс таких идей выражен в ряде сериалов, в которых успешный «новый русский» телебизнес задействован для артикуляции государственных идеологических приоритетов. Это фильмы, посвященные правоохранительным органам и силовым структурам («Спецназ», «Спецназ по-русски», «Операция «Цвет нации» и др.). Звучат темы мобилизации и изоляционизма, «одиночества» России, ее инаковости по отношению к «остальным странам», нагнетается тревожность из-за неназванных врагов, «черных сил», от которых граждане берегут власть, милиция и армия.

Текст телесериала как многомерное пространство:

Вакурова:

Сериал или «мыльная опера» — название прижилось после первых же сериалов, показ которых сопровождался обильной рекламой, в основном стирального порошка и мыла (т.к. сериалы были адресованы домохозяйкам). Для удешевления сценария сериал иногда изготавливается как телеверсия известного литературного произведения или даже кинофильма, например, «Два капитана» и «Остров сокровищ».

*Дешевизна изготовления

*ставка на множественность серий и внешние данные актеров

*сниженные требования к качеству игры и режиссуре

*множественные смысловые повторы для невнимательного зрителя

*статичные длинные диалоги и полилоги, минимум игрового движения в кадре

*почти полное отсутствие экстерьерных съемок и изысков ракурса

*многолетние съемки практически без дублей и репетиций с заменой актеров.

Зайцева:

телесериалы - самое массовое по охвату аудитории зрелище со своим «языком», своим «текстом».

Текст сериала - многомерное пространство, это набор текстов — дискурсов, цитат, ни один из которых не является исходным. Создание интертекста — это создание двойственности знака, который одновременно принадлежит и создаваемому интертексту, и текстам, в него включаемым, и реальности, и квазиреальности, что позволяет утверждать многообразие прочтения и понимания создаваемого интертекста. Текст ТВ-сериала - способ репрезентации действия и взаимодействия квазилюдей в пределах жанра ТВ-сериала.

Язык ТВ-сериала можно определить как инструмент материализации смыслов, причем материализация может измеряться двумя параметрами — как деструктурирующая, деформирующая и как конструирующая, формообразующая тот или иной смысл.

Телесериал сопоставим с таким же мощным явлением современной медиакультуры, как реклама — еще одна разновидность мифомышления в массовом сознании и составная часть так называемой «клип-культуры» (video clip — короткий сюжет со специально снятым изображением, используемый как вставной номер в телепередаче).

Телесериал как разновидность мифомышления в массовом сознании: см. про штампы – прямая связь. Штампы образуют мифы, мы им верим, считаем, что это и есть реальность.

Ток-шоу как популярный жанр: параметры гибкости тематических полей и глубокой вовлеченности адресата в процесс коммуникации:

Вакурова: Ток–шоу — разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show. В настоящее время является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров. Элементы ток–шоу могут иметь даже информационные программы, и почти всегда — информационно–аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения. Жанр ток–шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории чреват скукой и потерей адресности.

Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский: Перенесенное с подмостков эстрады в телевизионные павильоны ток-шоу завоевало широкую популярность у зрителей уже в 60-е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец, во всем мире.

Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу.

!!! Ток-шоу Познера или Юлии Меньшовой на одном полюсе, Елены Ханга - на другом – свидетельствует о необычайной тематической и функциональной широте этой жанровой разновидности. Но ее интенсивная экспансия (расширение зоны обитания)–следствие коммерциализации СМИ - борьбы за массового зрителя (как потребителя рекламы) любой ценой.

!!! Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям. В некоторых ток-шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору – по телефону и «громкой связи» в студии. Более сложные ток-шоу строятся как обсуждение видеорепортажей. Возможен двусторонний диалог разных аудиторий (такие ток-шоу получили название «телемост»). Иногда термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана или радиоэфира.

Из ответов по Казакевич:

Опра Уинфри. Пошла по пути индивидуального общения с участниками. Разговоры о жизни. Шоу не привязано к политике. Говорит о близких темах. В начале карьеры делала упор на сенсационность, затем сосредоточилась на обыденности. Со Стивеном Спилбергом обсуждала формы носа. Майкла Джексона спрашивала, почему он себя трогает за «причинные» места (провокация). Она стала делать имена тем, кого приглашала в студию.

Познер: «Ток-шоу – одна из самых демократических форм, позволяет простым людям участвовать в записи программы».

С 90-ых гг. – экспансия иностранных жанров на ТВ России (викторины, телесериалы, видеоклипы и т.д.). Жанр ток-шоу был лидером. Со временем их становится больше. Появляются дневные ток-шоу, ориентированные на домохозяек. Попытки создания собственных шоу, реалити. Успех часто зависит от харизматичного ведущего. Существуют модераторы: поднимают таблички «аплодисменты», раздают заранее вопросы аудитории.

Ток-шоу – самые рейтинговые передачи. Высокие и низкие ток-шоу – аналитика и скандальность. Считается, что «Школа злословия» не имеет конкурентов среди интеллектуальной публики (качество дискурса).

Реалити-шоу: создание искусственной среды, выполняющей специальные функции обучения, посвящения частного человека в необходимые ему правила жизни:

Реалити-шоу (англ. reality – действительность, реальность) – разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке. Начало: США, 40-е, шоу «Скрытая камера».

В России первым опытом показа реалити-шоу были проекты «За стеклом» и «Последний герой», за которыми последовало множество других. Одним из самых любимых и, по мнению зрителей, интересных реалити было шоу «Голод» канала ТНТ. На сегодняшний день реалити-шоу «Дом 2» транслируется уже более 6 лет.

Суть: группа участников (иногда постоянного, иногда переменного состава) постоянно живёт в ограниченном пространстве. События этой жизни постоянно снимаются телекамерами и показываются по телевидению (ещё и в Интернете, например, Дом-2). Проект обычно имеет какую-то вполне определённую заданную цель, в нём, по крайней мере, теоретически, можно победить, получив за это весомый приз. Участники, таким образом, являются не просто соседями, но и соперниками в борьбе за этот приз. Как правило, участники проекта периодически выбывают из него. Результаты съёмки могут обрабатываться, но иногда они идут в эфир напрямую, без обработки, или даже в реальном времени. В других случаях съёмка ведётся традиционным образом, а лучшее потом монтируется в передачи.

Хотя зрителям предлагается считать, что происходящее на экране – реальные события, это обычно не вполне соответствует действительности. Даже при отсутствии явного сценария менеджеры шоу обычно достаточно жёстко управляют происходящим, добиваясь, чтобы зрители не теряли интереса к проекту. Вследствие этого поощряются склоки, скандалы, образование и соперничество группировок внутри коллектива участников.

Типология

1. Шоу подглядывания, в котором удовлетворяется присущая абсолютному большинству населения Земли страсть подглядывания и подслушивания. Необходимо, чтобы в характере участника присутствовали разные, но в то же время типичные для общества характеры. Ценными являются способности сыграть, произвести впечатление, привлечь к себе внимание. Примеры: «Большой Брат», «За стеклом», «Голод».

2. Шоу выживания отличается невыносимыми для нормальной жизни условиями, в которых участники проекта бьются за победу. Именно на чрезвычайных и экстремальных испытаниях проверяется выносливость участников, устойчивость к восприятию неожиданных препятствий и быстрая реакция на их преодоление. «Последний Герой»

3. Шоу обучения, кроме развлекательной функции, несёт и практическую выгоду, как для зрителей, так и для участников. Перед участниками ставится задача по освоению новой профессии или повышению профессионального уровня, а у зрителей появляется возможность получить практические знания. «Фабрика звёзд», «Супер-модель».

4. Шоу игры сочетает в себе вышеперечисленные направления и вызывает наибольший интерес у зрителей тем, что невозможно предугадать сюжет и события, которые обычно носят случайный характер. Нелинейный сюжет, зашифрованные миссии, поиск нестандартных решений и неожиданный результат – основные особенности шоу игры. Заранее сами участники не знают о том, как пройти следующее задание и что ждёт их в будущем.

Реалити-шоу исходят из коммерческих целей. Они не развивают вкус у зрителей. Проблема: пересечение нравственности и скандальности.

Развлекательность как среда, в которую погружены все жанры:

Зверева:

Если смотреть на «сплошной поток» передач на телевидении, видно, как строятся контексты: все поглощает «развлекательность», она есть та среда, в которую погружены все жанры, включая информационные передачи. Но ответ все равно логично вытекает из всего, что сказано о сути и причинах инфотеймента и коммерционализации СМИ. Т.Е.: Развлекательность сейчас везде, т.к.:

- человек живет в стрессе и ему это необходимо

- государство таким образом уводит его от проблем в стране

- больше развлекательности – больше зрителя – больше рекламы.