Способна ли медиакритика быть информационным ресурсом? (на материалах публикаций “fair
(FAIRNESS AND ACCURACY IN REPORTING)”)
В современном медиатизированном социуме одной из областей общественной жизни, в наибольшей степени подверженных медийным воздействиям, является политика. О значении массовой информации в политической жизни сегодняшних дней свидетельствуют масштабное политическое имиджетворчество через СМИ, информационные войны с преимущественной опорой на медийные ресурсы, растущее разнообразие форм политического контроля правящих элит над печатной и электронной прессой даже в государствах мира с развитыми демократическими традициями.
Ввиду чрезвычайно важного значения СМИ в современной политике закономерен вопрос о политическом потенциале такой сравнительно новой области журналистики как медиакритика. Установлено, что медиакритика охватывает не только аспекты функционирования СМИ, связанные с журналистикой, с деятельностью журналистских коллективов и редакционной политикой, но охватывает широкий круг проблем, постановка которых предполагает изучение и оценку медийного контента, интеракции средств массовой информации с их аудиторией и обществом в целом [1, с. 29]. Безусловно, имеются в виду и политические интеракции.
В данной статье мы будем пользоваться определением медиакритики, введенным А. П. Короченским, как наиболее объективно отражающим относительно новое явление современной журналистики. Так, под медиакритикой понимается современная область журналистики, обеспечивающая общение с аудиторией, в ходе которого на основе анализа, интерпретации и оценки всего комплекса медийного содержания и жанрово-стилевых форм его воплощения оказывается влияние на восприятие этого содержания публикой, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании получателей информации. При этом изучается и оценивается не только творчество создателей медийных произведений и содержание СМИ, но также “движущийся” комплекс многообразных взаимоотношений печатной и электронной прессы с аудиторией и обществом в целом. Это позволяет определить предмет медиакритики как актуальное многоаспектное социальное функционирование средств массовой информации [2, с. 35].
Российские и зарубежные исследователи (А. П. Короченский, И. В. Аношина, Э. В. Хмеленко, Р. П. Баканов и др.) отмечают наличие у медиакритики принципиальной возможности влиять на политические процессы. Учитывая это, закономерна постановка вопроса: обладает ли медиакритика особенной политической функцией? Способна ли она реально выступать в роли нового информационно-политического ресурса, дополняющего традиционные формы политической борьбы на информационном поле? И каким образом медиакритика может воздействовать на политику? Необходимо отметить, что существующие исследования не предлагают достаточно аргументированные ответы на данные вопросы, что подтверждает актуальность и научную новизну их особого рассмотрения. Так, например, не представляется убедительной попытка Э. В. Хмеленко, предпринятая на материале украинской медиакритики: заголовок её статьи “Медиакритика на Украине: информационно-политический ресурс?” не случайно сопровождается знаком вопроса [3, с. 263-265].
В рамках данной статьи предпринята попытка изучить воздействие медиакритики на политическую жизнь на примере медиакритической деятельности гражданских групп мониторинга СМИ (media watch groups) США – главным образом, на примере организации FAIR (Fairness and Accuracy in Reporting). Исследования FAIR, выполненные И. В. Аношиной, не содержат изучение политических аспектов активной медиакритической деятельности этой организации, поскольку в них рассматривается роль организации в интеракциях гражданского общества со СМИ.[4, с. 275-281].
Организация “Fairness and Accuracy in Reporting” (“Честность и точность в информировании”) занимает в США особое место среди гражданских структур, специализирующихся на медиамониторинге и медиакритике. FAIR, основанная в 1986 г., сегодня называют одним из важнейших демократических проектов в США. За время существования организации FAIR ее сотрудники проделали исключительную работу в области гражданского медиамониторинга и медиакритики, проводя основательные исследования печатной и электронной прессы и публикуя хорошо документированные, доказательные, аналитические критико-журналистские работы по различным проблемам функционирования СМИ.
“Занимая активную гражданскую позицию, FAIR воздерживается от политической ангажированности, избегая лоббирования интересов какой-либо из партий. Своей главной задачей организация провозглашает отстаивание свободы слова и прессы через утверждение действительного плюрализма идей и мнений в средствах массовой информации. FAIR подчеркивает, что действует в полном соответствии с Первой поправкой к Конституции США – и, в отличие от правоконсервативных сил, не требует исключения из общественных дебатов каких-либо точек зрения и сведений, а вносит вклад в расширение публичного диалога в СМИ, выступая за включение в него новых идей и мнений, в том числе альтернативных.
Одной из своих основных целей сотрудники FAIR декларируют противодействие силам, выступающим с нападками на журналистов, честно исполняющих свой профессиональный и гражданский долг, раскрывая неприглядную правду о нищете и неравноправии, правительственной коррупции и несправедливой внешней политике США. Полагая, что в демократическом государстве средства массовой информации должны служить, прежде всего, интересам граждан, а не правительства или корпоративных элит, сотрудники FAIR апеллируют к репортерам и редакторам, владельцам СМИ и деятелям информационной индустрии, определяющим медиаполитику. FAIR ведет непрерывный диалог с журналистами по всей стране, подвергая прессу конструктивной критике, когда это необходимо, и поощряя честную и достоверную журналистику [1, с. 277-278].
“Обеспокоенность FAIR вызывает тот факт, что, несмотря на провозглашаемую независимость прессы по отношению к правительству, американские СМИ зачастую проводят официальную линию Вашингтона. Это, в частности, отчетливо проявляется в освещении внешней политики, особенно военных акций США. Например, критико-журналистские публикации FAIR убедительно демонстрируют связь между крупнейшими СМИ и правительством при освещении действий американских войск в Афганистане и Ираке.
Решения президента США Б. Обамы об окончательном выводе войск из Ирака и существенном сокращении военных расходов США вызвали обвальную критику со стороны правого крыла американских СМИ. В медиакритическом журнале “EXTRA!”, издаваемом организацией “FAIR” при анализе реакции американских СМИ на план Обамы, предусматривающий масштабное сокращение военных расходов в пользу социальных программ, журналисты-противники этого плана были обвинены в недальновидности. Аргументированной критике подвергаются не сами оппоненты плана Обамы, а выразители их взглядов – правые журналисты и СМИ, оказывающие большое влияние на общественное мнение. Такое косвенное воздействие на ход политической борьбы с стороны FAIR усиливает позиции Обамы в условиях начавшейся президентской предвыборной кампании.
“С 1996 г. FAIR ведет исследование “Think-Tank Monitor” с целью выявить, представители каких политических сил чаще всего выступают в СМИ в качестве экспертов по обсуждаемым общественно значимым проблемам. В своих медиакритических публикациях FAIR убедительно доказывает, что ведущие средства массовой информации обычно тиражируют экспертные мнения правых и центристских научно-экспертных групп, в то время как представители левого крыла привлекаются в качестве экспертов значительно реже. К числу исследований FAIR, получивших наибольший публичный резонанс, относится 40-месячное наблюдение за содержанием популярного общественно-политического телешоу “Nightline”, показавшее, что в качестве экспертов на эту передачу приглашались в основном официальные лица и представители корпоративных структур, а в дискуссиях не был представлен полный спектр мнений гражданского общества и игнорировались многие важные проблемы.
“FAIR выпускает еженедельную радиопрограмму “CounterSpin”, которая транслируется более чем сотней некоммерческих радиостанций в США и Канаде. Программа предоставляет слушателям критические обзоры медийного освещения важнейших новостей, принципов их отбора и способов подачи, а также обращает внимание на подробности событий, о которых ведущие СМИ случайно или намеренно не сообщали. В передачах “CounterSpin” поднимаются и обсуждаются такие проблемы, как политическая тенденциозность и цензурирование новостей, узость спектра политических мнений в теленовостях и др.
Приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что организация американской гражданской медиакритики демонстрируют способность быть политическим ресурсом для поддержания лево-либеральных сил США опосредованно, завуалировано, поддерживая политический курс Обамы.
- Література
- Анотація
- Рубрика “медіаконтент” у журналі “телекритика”
- Література
- Анотація
- Символіка назв газетних видань на луганщині у сталінський період та її вплив на масову свідомість
- Література:
- Анотація
- Доцільність функціонування есе в регіональних та всеукраїнських друкованих змі
- Література
- Анотація
- Обзоры прессы в международной журналистике: теория, типология, специфика
- 4 Ноября 2011 г. Демографическая ситуация в России: так ли все страшно?
- 31 Октября 2011 г. Запад доволен выборами в Киргизии. Россия тоже. Недовольны узбеки
- Аннотация
- Способна ли медиакритика быть информационным ресурсом? (на материалах публикаций “fair
- Литература
- Аннотация
- Проблеми мігрантів у німеччині з погляду фахівців з інтеграції
- Література
- Анотація
- Українська військова преса 1912 – 1945 років
- Література
- Анотація
- Виникнення партійної преси на теренах україни
- Література
- Анотація
- Поетика знімку в журнальних виданнях україни
- Література
- Анотація
- Британские институты саморегулирования и их типы
- Литература
- Сетевые ресурсы
- Аннотация
- Висвітлення соціальних проблем в регіональній періодиці (на прикладі суспільно-політичної газети “луганская правда”)
- Економіка і політика
- Соціальний захист населення
- Безробіття
- Безпека
- Транспорт
- Література
- Анотація
- Утвердження морально-етичних цінностей у регіональній пресі
- Література
- Анотація
- Жанрові особливості рубрик сучасних футбольних видань
- Література
- Анотація
- Жанрова модифікація авторських колонок юрія макарова
- Література
- Анотація
- Сучасні регіональні теле-, радіокомпанії і перспективи розвитку
- Луганське радіо в системі всеукраїнських змі: історія виникнення та тенденції розвитку
- Література
- Анотація
- Специфіка роботи радіоведучого в авторських програмах
- Література
- Анотація
- Телевизионное шоу “детектор лжи”: суррогат традиционных ценностей в новом формате
- Литература
- Аннотация
- Розвиток українського телебачення в період перебудови
- Література:
- Анотація
- Луганське обласне телебачення: регіональні особливості розвитку
- Література
- Анотація
- Гендерні стереотипи в структурі українського телебачення
- Література
- Анотація
- Медіакритика про сучасне телебачення
- Література
- Анотація
- Проблеми інтернет-медіа у сучасному інформаційному суспільстві
- Медіаконвергенція та мультимедійність як специфічні особливості функціонування сучасних інтернет-змі
- Література
- Анотація
- Twitter в діяльності журналіста
- Література
- Анотація
- Компаративний аналіз інформаційного й мережевого суспільства
- Література
- Анотація
- Інтерактивність як одна із визначальних властивостей регіонального інформаційного агентства cxid.Info
- Література:
- Анотація
- Інтернет-комунікації в політичному аспекті
- Література
- Анотація
- Мова регіональних змі в соціокультурному просторі країни
- Образ японии в произведении в. Я. Цветова “пятнадцатый камень сада рёандзи”
- Литература
- Сленг у мовленні розважальних телеканалів
- Література
- Анотація
- Образ журналіста в сучасній художній літературі як феномен соціальної комунікації
- Література
- Анотація
- Відомості про авторів