3. Античные ораторы и развитие европейской публицистики. Аристотель – автор «Риторики», теоретик ораторского искусства.
Риторика, как особый вид словесной деятельности, возникла в античности. Предпосылкой ее возникновения был принцип состязательности, лежавший в основе греческой культуры. Он развился при архонте Драконте в 621 г. до н.э., после записи первых законов и создании Солоном суда присяжных. Публичное слово обрело неведомую доселе роль. В Афинах в суде решались не только межличностные проблемы, и государственные дела, но и дела, непредусмотренные законом. Чтобы защитить в таких делах свое право, нужно было владеть публичным словом, ставшим частью государственной системы.
Начало обучения ораторскому искусству и составления соответствующих пособий античная традиция связывала с судебными процессами, которые сопутствовали падению тирании в Сицилии. В это время два сицилийских ритора - Корак и Тисий - выпустили хрестоматию готовых примеров для заучивания, чтобы вставлять их в произносимую речь, и теоретическое руководство, которое давало рекомендации относительно самой структуры ораторских выступлений. Это первое обобщение ораторского опыта подчинило ораторскую речь обязательным для всякого художественного произведения требованиям цельности и законченности. Она должна была иметь начало и конец, и главная ее часть расчленялась на 2 четких раздела: повествование, в котором излагались события, и спор, где предлагалось доказательство своего мнения и опровержение противного. Горгий и Фрасимах не только продолжили дело Корака и Тисия, составив новый свод образцовых речей и новое руководство, но и существенным образом изменили само звучание ораторской речи, внеся в нее упорядоченную плавность и ритмичность.
Наиболее выдающимися античными ораторами были Лисий, Исократ, Димосфен и, конечно, Аристотель. Лисий сочинял по заказу клиентов судебные речи, был логографом. Основное средство убеждения в его речах - логика и факты. Ему свойственна типизация человека: со знаком плюс или минус. Лисий создал искусство обрисовки характера – из изображения деталей быта рождается характер, который не всегда соответствует действительности, так как на первом плане стоят общие черты. Рождается художественный образ, базирующийся на реальных фактах, но несколько отличный от действительности. Наибольшие последователи Лисия - римляне: Юлий Цезарь, Брут. Исократ создал нормативную греческую прозу. В его время трагедия и поэзия отодвинуты на задний план риторикой и комедией. Человек для эллинов - лишь песчинка в государстве, не несет никакой ответственности за социум и может быть раздавлен государством. Исократ берет на себя роль моралиста, задачу возродить нравственность. В своих публицистических произведениях он строит теоретические схемы, хочет осмыслить историю, сделать на этой основе какие-то рекомендации на будущее, пишет открытые письма, обличения. Демосфен в своих «Филиппиках» обличал всевластие Македонского властью слова. Он знал диктат толпы, вынужден был угождать ее вкусам, умея увлечь аудиторию своим душевным волнением, откровенностью, включая в свои речи о политике народный язык. Аристотель расширил понятие риторики. В своей «Риторике» он пишет, что она имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях, она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности. Раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Аристотель хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается технической стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи о ее построении.
Приемы, которые легли в основу ораторского искусства этих древнегреческих деятелей, будут использоваться и в дальнейшем развитии европейской риторики и журналистики. Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории (например, о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков) и анализ силы используемых в речи доказательств и сейчас применяются журналистами, ведь современная журналистика – это полемика и риторика.
Билет 7
- 1. Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- 2. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др.
- 3. Способы концентрации капитала в зарубежных сми. Виды монополий.
- 1. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 2. Журналистская деятельность а. С. Пушкина. «Литературная газета», «Телескоп», «Современник».
- 3. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 1. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х-40-х годов 19 века. «Отечественные записки» и «Современник».
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Новые информационные технологии. Интернет как информационное пространство. Средства массовой информации в глобальной компьютерной сети. Структура сетевых изданий.
- 2. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова, г. З. Елисеева и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868-1884).
- 2. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 века. «Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.
- 3. К. Маркс и ф. Энгельс - журналисты “Новой Рейнской газеты”.
- 1. Особенности работы журналиста в электронных сми. Интерактивная журналистика на современном этапе.
- 2. Вольная русская пресса 19 века за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- 3. Античные ораторы и развитие европейской публицистики. Аристотель – автор «Риторики», теоретик ораторского искусства.
- 1. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.
- 2. Средства массовой информации Франции.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Средства массовой информации Германии.
- 1. Социальная психология и журналистика.
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 1. Глобализация – появляются глобальные сми, концентрированные горизонтально и вертикально. Это приводит к созданию массового информационного
- 2. Средства массовой информации Великобритании.
- 3. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 1. Журналистика и власть – проблемы взаимодействия
- 2. Правительственные информационные центры стран запада
- 3. Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.
- 1. Современное законодательство России о сми
- 2. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 3. «Русское слово». Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 1. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма.
- 2. Концепции свободы печати в зарубежных странах
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 3. Журналистика и информационное пространство: проблемы оптимизации информационных отношений в условиях рынка.
- 1. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 2. Д.Дефо – журналист.
- 3. Проблемы журналистской деонтологии.
- 1. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 1. Информационные (собственно информационная функция, рекламная);
- 2. Обеспечивающие социальное управление обществом;
- 3. Характер аудитории, ее потребности и интересы, как факторы развития системы
- 1. Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития.
- 3. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 2. Сми конца 20-30 годов в структуре административно-командной системы.
- 3. Журналистский текст и социальная практика
- 1. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм
- 2. Социалистическая журналистика 1917 года.
- 3. Области применения социологических данных в журналистике.
- 1. Система методов журналистского творчества
- 2. Короленко против насилия и произвола.
- 3. Качественные социалогические методы в журналистике
- 1.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 2. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 3. Проблемы доступа журналиста к информации.
- 1. Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- 2. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Новые информационные технологии и журналистика.
- 2. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 3. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 1. Типология телевизионных программ.
- 2. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 3. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в современных условиях.
- 1. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве.
- 2. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 3. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 1. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения. Информация и дезинформация в журналистике.
- 2. Основные жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 3. Мильтон и концепция свободы печати.
- 2. Средства массовой информации сша.
- 3. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 2. Журналистика новостей: современные методы творчества.
- 3. Журнал «Русское богадство» н. К. Михайловского и в. Г. Короленко.
- 1. Концепция социальной ответственности журналиста.
- 2. Деловая пресса России: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 3. Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.
- 1. Цензура и борьба за свободу печати.
- 2. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания. Зависимость оформления от типа издания.
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 2. Журнал в структуре сми. Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 1. Сми и информационное общество.
- 2. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 3. Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Журналистика и общественное мнение
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 2. Основные этапы развития рекламы. Факторы развития рекламной деятельности на современном этапе.
- 3. Авторитарная теория печати.
- 1. Творческая индивидуальность журналиста.
- 2. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 3. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 1. Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания.
- 2. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 3. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 1. Современные классификации рекламной деятельности. Основные сферы рекламной деятельности.
- 1. Профессиональная этика журналиста.
- 2. Э. Э. Киш – публицист.
- 3. Современные коммуникационные технологии в рамках связей с общественностью (работа со слухами, информационные войны, переговорные технологии и др.).
- 1. Проблемы правового и этического регулирования pr-деятельности в России.
- 2. Структура и функционирование редакционного коллектива. Планирование работы редакции.
- 3. 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 3. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.