logo
gos_ijlt_2014_compilated

1. Журналистика и власть – проблемы взаимодействия

Правовое регулирование деятельности СМИ обеспечивают международные Законы о СМИ – это Всеобщая декларация прав человека (провозглашает свободу печати и свободу учреждений, сбора и распространения информации и идей любыми средствами, независимо от государственных границ) и Европейская конвенция прав человека (несколько ограничивает свободу слова и дает человеку право на защиту от СМИ). Помимо этого есть Законодательство национальное и местное - доп законы регулирования деятельсности : о государственной тайне, об угрозе государственной безопасности, клевете. Так же регулируется и подчиненность СМИ гос-ву (США - полная независимость СМИ от гос/Англия - влияет Парламент, назначая комиссии по жалобам/ Франция - СМИ подчиняются Конституции, и Правительство, и Парламент имеют право воздействовать на них/ Германия - подчинение СМИ федеральным законам)

Основа гос.политики в СМИ - законодательство и др. нормативные акты. В России – Закон о СМИ 1991 года , как и советский, поддерживает свободу печати. Позже появились законодательные акты, дополняющие его: О СМИ", "О ТВ и РВ", "О праве на информацию", "Об авторском праве и смежных правах", "Об участии в межд.инф.обмене", "О рекламе", "Об информации, информатизации и защите информации" «о гос тайне» и др. + нормы, зафиксированные в "Уголовном" и "Гражданском" кодексах и др. Закон "О СМИ" гарантирует свободу учреждения (лицензирования), владения, пользования и распоряжения СМИ.

Госполитику в СМИ вырабатывают и реализуют: в сфере законодательства - парламентские и президентские структуры, в сфере управления - Госкомпечать, Федеральная служба ТВ и РВ и др. Госполитика - это и контроль за деятельностью СМИ в целях соблюдения законодательных норм. Предварительной цензуры нет. Последующий контроль осуществляется по закону многими госинститутами - Госкомпечать, ФСТР, Антимонопольный комитет и др.

Влияние гос-ва на прессу: 1) экономическим способом (налоги, субсидии, гос реклама (при выборах/вооруженных сил/гос учреждений), рассылка прессы, скидка на почтовые тарифы и тд). Государство, в зависимости от своей налоговой политики, может содействовать или препятствовать развитию печати. 2)С помощью регулирования доступа к инфо. 3) Манипулирование инфо потоком: гос учреждения сами зачастую создают новостную ситуацию (режесура публичных выступлений деятелей гос-ва, постоянное снабжение СМИ инфо (система аккредитации в разных ведомостях, пресс релизы для журналистов)). 4) Гос-во - соучредитель ИТАР - ТАСС, ВГТРК (+ РИА - Новости), ОРТ. В госсобственности каналы связи, полиграфические предприятия .

Но наряду с законодательством, есть Этические нормы саморегулирования ж-ки. Это кодексы - вырабатанные журналистами и имеющие международное значение (Международная федерация журналистов, Международная организация издателей, Международная организация главных редакторов). В каждой стране есть собственные жур-ие организации со своими кодексами, которые журналисты должны соблюдать (в США - национальные Ассоциации издателей и вещателей /в Германии - Союзы журналистов и полиграфических работников)