1. Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития.
ТВ вытеснило радио после своего появления, так как было намного интереснее своим необычным способом подачи информации. Где-то я читала, что людям сначала было немного сложно слушать радио, то, что там происходило было всем вновинку, хотя раньше информацию только так и передавали – кто—то где-то услышал. А потом людям было странно смотреть телевизор, картинка, плюс звук – высший пилотаж.
Однако оно стало быстро всеобшим любимцем. Люди напрашивались в гости к тем у кого был телевизор и смотрели что это такое.
Изначально ТВ несло лишь развлекательный характер. Там показывали огоньки и т.д потом уже его начали использовать как и информационную единицу. Были запущены новости и образовательные программы. Ну, типо вести с полей, и как убирают рожь.
Новости были все равно инструментом политической агитации народа, даже там нельзя было укрыться от агитации правительства к труду и надою молока . Фигня короче
Стремительно ТВ развивается последние 30-40 лет. Запускаются новые программы, придумываются/перенимаются шоу и проекты.
Однако, ТВ понимает, что эстафету у него перехватывает Интернет. Не знаю как насчет того, что ТВ уйдет в интернет, однако, оно уже поняло как привлекать зрителя там.
В большинстве своем в Интернете вы можете найти архив передач, которые были, посмотреть, пропущенные вами новости. Связаться с редакцией и т.д.
2. Журналистика русского зарубежья 20-40 гг
1918-1920 - гражданская война, после которой раскололось не только общество. В этот период возникает две литературы, две журналистики. Основные направления эмиграции: 1) Запад - через Прибалтику, 2) Крым, 3)Восток. Во всех этих регионах зарубежья было много русских, создавались печатные органы.
Русское зарубежье и ее печать внимательно следили за событиями, происходившими на их далекой Родине. Огромные расстояния, различия в идейно-политических позициях не могли разорвать единый литературно-публицистический процесс. Большая сеть зарубежной русской периодики регулярно освещала события, происходившие в Советской России. В Берлине выходили “Голос России”, “Время”, “Руль”; в Праге - “Воля России”, “Казачий набат”; в Париже - “Бодрость”, “Россия”, “Возрождение” (П.Б.Струве) и др. Заметным влиянием в эмигрантской среде пользовалась газета “Руль”, издаваемая И.Гессеном, А.Каминкой, В.Набоковым с 1920. В 1922 Набокова застрелили покушавшиеся на Милюкова видные деятели русской фашистской печати. Идеи русского фашизма сложились в эмиграции: газета “Нация” (Вонсянский (?) - редактор, идеолог русского фашизма, эмигрировал на Восток).
В “Руле” постоянными становятся две рубрики: “В Берлине”, “В России”. Содержание газеты отражало политическую разобщенность русской эмиграции. Таковой была реальность.
И.Гессен - бывший редактор газет “Право” и “Речь”, депутат государственной Думы, член ЦК кадетов, а после революции и гражданской войны - основатель и бессменный глава берлинского издательства “Слово” и редактор газеты “Руль” - высказывал умеренные суждения, проводил демократические взгляды. Либеральных взглядов придерживался и В.Набоков, непосредственный участник издания газеты, руководитель группы кадетов, сгруппировавшихся вокруг “Руля”. Направление газеты подвергалось нападкам как со стороны большевиков, так и со стороны отдельных эмигрантских организаций.
Читателей привлекала и рубрика “Русская эмиграция”, объединявшая материалы о жизни соотечественников во Франции, Болгарии, Чехословакии, Канаде и других странах.
Очень популярной была газета ^ Александра Федоровича Керенского “Дни” (с 1922, Берлин). С осени 1925 газета издается в Париже. Программа газеты была заявлена с первого номера: не связана ни с какой партией, “возрождение России” и “вера в ее светлое будущее”. Девиз: “Весь наш пафос в свободе, вся наша вера - в народ”. Большевистская пресса в СССР нападала на “Дни”, так как в СССР очень внимательно следили за зарубежной печатью. Главный специалист по нападкам не зарубежную печать - Михаил Кольцов, у которого была своя рубрика в “Правде”. Нападки были и со стороны представителей русского зарубежья.
В среде русской эмиграции во Франции по-прежнему не ослабевал интерес к “Последним новостям”, сохранявшим свое умеренное направление. Редактор - П.Милюков. Газета возлагала большие надежды на либерализацию экономической и политической жизни Советской России.
Позиция изданий социалистических партий и в 30-е оставалась резко отрицательной к коммунистической партии, подчинившей себе всю власть в СССР. Меньшевистская “Заря”, эсеровские “Знамя борьбы” и “Революционная Россия”, “Бюллетень оппозиции” Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатуры власти.
^ В феврале 1929 Троцкий оказался в Турции. Через четыре месяца вышел первый номер “Бюллетеня оппозиции”. Троцкий был не только главным редактором, но и подчас единственным автором, основным публицистом. До 70-80% материалов “Бюллетеня” принадлежали его перу. Всего вышло 87 книжек “Бюллетеня”. Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорарные средства от его публикаций и пожертвований его сторонников.
В истории “Бюллетеня оппозиции” просматриваются несколько периодов: 1929 - 1933/34 - до окончательного прихода к власти Гитлера в Германии и установления личной диктатуры Сталина в СССР; 1933/34 - 1939 (до начала войны); третий период связан с деятельностью троцкистских и примыкавших к ним коммунистических организаций в условиях начавшейся войны.
Главные темы первых двух этапов6 борьба за возвращение к ленинским истокам ВКП(б) и Коминтерна, настойчивая попытка Троцкого создать альтернативный 3-му 4-ый Интернационал. Одновременно с этим в связи с террором в СССР и его окружением, прозвучал призыв Троцкого к “политической революции” в СССР, устранению Сталина. Ведущее место занимала также тема страстной неприязни Троцкого к Сталину.
Основным источником публикаций в “Бюллетене оппозиции”, его постоянной рубрики “Революционные новости из СССР” были материалы советской прессы. Ее содержание второй половины 30-х не оставляло сомнений в том, что в СССР окончательно утвердился тоталитарный режим, а господствующей идеологией стал сталинизм.
^ Послевоенная журналистика русского зарубежья
«Посев», «Грани» - стали выходить в России с 1992. Однако появились сразу же после окончания Великой Отечественной войны (первый в 1945 г. второй в 1946 г.). Сначала журналы издавались в районном городе Лимбург-на-Лане, а с января 1952 г. – во Франкфурте-на-Майне.
Еженедельный журнал «Грани» издается тиражом всего 750 экземпляров. Его основные рубрики: «Публицистика. Пути России», «Интеллигенция и власть» свидетельствуют, что редакция из номера в номер публикует материалы по острым политическим проблемам. Сотрудничали И. Бунинын, 3. Гиппиус, Б. Зайцев. «Посев», как и «Грани» выходит небольшим тиражом, не превышающим трех тысяч экземпляров. Редколлегии этих журналов нередко обращаются к читателям с просьбой о поддержке.
«Новый журнал», вышедший в 1942 г. в Нью-Йорке публиковал самых известных писателей, поэтов, публицистов русского зарубежья довоенной поры: М.А. Алданова, В.М. Чернова и др. Первые номера журнала открывались рассказами И.А. Бунина. В 1970 г. вышла сотая книга «Нового журнала», и его редактор Роман Гуль писал, что редакция с полным правом может отметить этот юбилей, выделив в истории журнала четыре периода: первый – с основания в 1942 г. по 1945 г., второй – с 1945 до «оттепели» (смерти Сталина в 1953 г.), третий – с середины 1950-х до середины 1960-х, четвертый - с половины 1960-х. Каждый из этих периодов отличался характером публикуемого материала: сначала печатались почти только писатели, поэты, публицисты, ученые первой волны эмиграции, потом – после окончания войны – те, кто эмигрировал в послевоенный период, в третий период начали появляться рукописи, приходившие «с оказией» из Советского Союза, в четвертый период печатались рукописи советских писателей, бежавших на Запад от большевистской тоталитарщины. История «Нового журнала» продолжается: в 1995 г. вышел его 200-й номер.
«Континент». Основан В. Максимовым в 1975 г. в Берлине. Цели и задачи журнала в статье «От редакции», открывавшей первый номер, формулировались следующим образом: безусловный антитоталитаризм, безусловный демократизм, безусловная беспартийность, безусловный религиозный идеализм. До 1992 г. редакцию «Континента» возглавлял В. Максимов. В разные годы в редколлегию входили Василий Аксенов, Иосиф Бродский, Игорь Виноградов, Галина Вишневская, Андрей Сахаров. Основными в журнале были разделы: «Россия и современность», «Восток-Запад», «Восточноевропейский диалог», «Литература и время», «Религия в нашей жизни», «Книжные новинки», «Колонка редактора» (острыми статьями на политические темы).
^ Газета «Русская мысль». Еженедельник выходит в Париже с 19 апреля 1947 г. тиражом 50 тыс. экземпляров. В постоянных рубриках газеты «Мир за неделю», «События и размышления», «Россия сегодня», «Взгляды с Запада» находят отражение все важнейшие события в России и в мире. Среди публикаций 2000 года заслуживают внимания статьи «Конец эпохи Ельцина. Первый русский президент ушел в отставку»,
^ Газета «Новое русское слово» издается в Нью-Йорке с 1910 г. Она в основном публиковала произведения эмигрантских писателей, документы самиздата и протесты из СССР
- 1. Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- 2. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др.
- 3. Способы концентрации капитала в зарубежных сми. Виды монополий.
- 1. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 2. Журналистская деятельность а. С. Пушкина. «Литературная газета», «Телескоп», «Современник».
- 3. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 1. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х-40-х годов 19 века. «Отечественные записки» и «Современник».
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Новые информационные технологии. Интернет как информационное пространство. Средства массовой информации в глобальной компьютерной сети. Структура сетевых изданий.
- 2. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова, г. З. Елисеева и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868-1884).
- 2. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 века. «Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.
- 3. К. Маркс и ф. Энгельс - журналисты “Новой Рейнской газеты”.
- 1. Особенности работы журналиста в электронных сми. Интерактивная журналистика на современном этапе.
- 2. Вольная русская пресса 19 века за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- 3. Античные ораторы и развитие европейской публицистики. Аристотель – автор «Риторики», теоретик ораторского искусства.
- 1. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.
- 2. Средства массовой информации Франции.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Средства массовой информации Германии.
- 1. Социальная психология и журналистика.
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 1. Глобализация – появляются глобальные сми, концентрированные горизонтально и вертикально. Это приводит к созданию массового информационного
- 2. Средства массовой информации Великобритании.
- 3. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 1. Журналистика и власть – проблемы взаимодействия
- 2. Правительственные информационные центры стран запада
- 3. Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.
- 1. Современное законодательство России о сми
- 2. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 3. «Русское слово». Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 1. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма.
- 2. Концепции свободы печати в зарубежных странах
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 3. Журналистика и информационное пространство: проблемы оптимизации информационных отношений в условиях рынка.
- 1. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 2. Д.Дефо – журналист.
- 3. Проблемы журналистской деонтологии.
- 1. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 1. Информационные (собственно информационная функция, рекламная);
- 2. Обеспечивающие социальное управление обществом;
- 3. Характер аудитории, ее потребности и интересы, как факторы развития системы
- 1. Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития.
- 3. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 2. Сми конца 20-30 годов в структуре административно-командной системы.
- 3. Журналистский текст и социальная практика
- 1. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм
- 2. Социалистическая журналистика 1917 года.
- 3. Области применения социологических данных в журналистике.
- 1. Система методов журналистского творчества
- 2. Короленко против насилия и произвола.
- 3. Качественные социалогические методы в журналистике
- 1.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 2. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 3. Проблемы доступа журналиста к информации.
- 1. Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- 2. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Новые информационные технологии и журналистика.
- 2. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 3. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 1. Типология телевизионных программ.
- 2. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 3. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в современных условиях.
- 1. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве.
- 2. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 3. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 1. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения. Информация и дезинформация в журналистике.
- 2. Основные жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 3. Мильтон и концепция свободы печати.
- 2. Средства массовой информации сша.
- 3. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 2. Журналистика новостей: современные методы творчества.
- 3. Журнал «Русское богадство» н. К. Михайловского и в. Г. Короленко.
- 1. Концепция социальной ответственности журналиста.
- 2. Деловая пресса России: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 3. Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.
- 1. Цензура и борьба за свободу печати.
- 2. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания. Зависимость оформления от типа издания.
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 2. Журнал в структуре сми. Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 1. Сми и информационное общество.
- 2. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 3. Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Журналистика и общественное мнение
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 2. Основные этапы развития рекламы. Факторы развития рекламной деятельности на современном этапе.
- 3. Авторитарная теория печати.
- 1. Творческая индивидуальность журналиста.
- 2. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 3. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 1. Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания.
- 2. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 3. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 1. Современные классификации рекламной деятельности. Основные сферы рекламной деятельности.
- 1. Профессиональная этика журналиста.
- 2. Э. Э. Киш – публицист.
- 3. Современные коммуникационные технологии в рамках связей с общественностью (работа со слухами, информационные войны, переговорные технологии и др.).
- 1. Проблемы правового и этического регулирования pr-деятельности в России.
- 2. Структура и функционирование редакционного коллектива. Планирование работы редакции.
- 3. 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 3. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.