logo
gos_ijlt_2014_compilated

3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.

Экономическое положение после войны было катастрофическим. Разрушенное хозяйство, разрушенные города и села, нехватка мужских рук в промышленности и сельском хозяйстве, голод – все это было реальностью и создавало непростые условия для работы журналистики. ВКПб звала народ на новые подвиги – на экономическом фронте, призывала не жалеть сил на восстановление разрушенного, обязывала самоотверженно трудиться. Это и стало важнейшей задачей журналистики наряду с усилением идеологической пропаганды. Была восстановлена довоенная структура прессы – центральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские издания. Качество плохое - нехватка кадров. Стали выходить и новые газеты и журналы, отвечающие идеологическим задачам партии: “За прочный мир, за народную демократию”, “Проблемы мира и социализма”. Не последнюю роль играл факт создания так называемого “социалистического лагеря” стран народной демократии (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия, Румыния, ГДР и др.), где необходимо было перестраивать жизнь на социалистический лад. Многие материалы газет и журналов строятся по принципу защиты идей и образа жизни социализма. Нередки в печати статьи-опровержения любых критических выпадов в адрес СССР.

В 1945 г. начинаются работы по усилению роли электронных средств массовой информации в стране. Возобновляется телевизионное вещание в Москве. В 1947 г. выдвинут лозунг радиофикации всей страны. Получают дальнейшее развитие местные студии радиовещания. В 1951 г. началось ежедневное телевизионное вещание в Москве. Его работа строилась по аналогии с работой редакций газет. Политические и экономические материалы, рассказ и показ успехов и достижений работников промышленности, строительства и сельского хозяйства – главная задача телевидения.

Дальнейшее развитие радио, в том числе и беспроводного, ставит перед партией задачу ограничить идеологически чуждое влияние западных радиостанций, вещающих на СССР. Эта задача особенно обострилась с началом в 1946 г. “холодной войны” (войны идей, за умы людей). Ведется активное глушение западных радиостанций. Используются другие методы борьбы против инакомыслия за единомыслие. Организовывается система пропаганды советского образа жизни за рубежом посредством издания советских СМИ на иностранных языках.

Действительность приукрашивалась, герои публицистических произведений идеализировались.

Билет 8

Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций.

Социология это — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Как и журналистика, социология имеет дело с обществом, с людьми. Общество для них – это постоянно меняющаяся динамическая социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями. Чтобы понять и осмыслить эти отношения, журналистика и социология исследуют общественное мнение.

Общественное мнение – это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества, суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни. «Общественное мнение» как термин почти всегда несет в себе элемент неопределенности именно в том смысле, который придавал ему в физической теории Вернер Гейзенберг, введший это понятие в научный оборот. Действительно, есть не так уж много вещей в мире социальных явлений, по поводу которых люди имеют вполне определенные, устойчивые взгляды, да и то суждения о них, как правило, выходят за пределы того, что обычно называют общественным мнением. Это представления и взгляды, отражающие принципы, ценности, нормативные высказывания. В большинстве же случаев мнения людей носят весьма приблизительный, условный характер и в значительной мере зависят от способа выявления этого мнения и контекста. Кроме того общественное мнение не имеет естественного механизма самообнаружения. В качестве механизма его выявления выступает социологическая исследовательская процедура. Действительно, того, что мы обозначили вначале как суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу тех или иных событий в обществе, в реальности просто не существует. Таким образом, можно утверждать, что общественное мнение в том виде, в котором мы привыкли его представлять, есть в значительной степени продукт применения социологической исследовательской процедуры, в создании которого принимает участие не только субъект, носитель общественного мнения, но и его исследователь.

Многие социологические методы сбора данных, такие как наблюдение, документальные источники, анкетные опросы и интервью, некоторые психологические процедуры, используются и в журналистике. Но здесь роль исследователя пожалуй больше, чем в социологии. Ведь даже документальные источники, не говоря уже об анкетных данных и опросах, журналист может подобрать так, как ему надо.