logo
gos_ijlt_2014_compilated

1. Сми и информационное общество.

Информационное общество – общество знания и информации. Изменение общества предполагает и изменение методов обмена информацией. Его структура предполагает глобализацию и быстрый доступ к информации. Информация превращается в силу, а национальные границы легко преодолеваются с помощью радио, телевидения и интернета. Решающую роль в информационном обществе играет доступность и оперативность информации. И интернет играет в этом важнейшую роль – с помощью оптоволоконных сетей или соединения со спутником можно передавать информацию не только с большой скоростью, но и большому количеству людей. Поэтому многие СМИ сейчас возникают именно в пространстве интернета или имеют там свои странички и версии. Основной особенностью сетевых СМИ является их интертекстуальность. Этот термин ввела в 1967 году теоретик постструктурализма Юлия Кристева для обозначения общего свойства текстов, имеющих связи между собой. Благодаря этим связям тексты или их части могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Значительно возросшая в информационном обществе доступность произведений искусства и массовое образование, развитие средств массовой коммуникации и распространение массовой культуры привели к очень сильной семиотизации, знаковости, человеческой жизни, и интернет в большей степени отражает это. Ощущение того, что все уже сказано, приводит к тому, что если уж в культуре удастся придумать что-то новое, то для самого утверждения новизны необходимо сопоставить новое содержание с тем, что уже было сказано. Если же претензии на новизну нет, то использование для выражения некоторого содержания уже имеющейся формы сплошь и рядом становится престижным указанием на знакомство автора текста с культурно-семиотическим наследием, с «сокровищами семиосферы». В России интертекстуальность преломилась по-своему. В 1990 годах интертекстуальные ссылки, зачастую весьма фривольного характера, стали распространенным приемом построения заголовков газетных и журнальных статей в довольно широком круге изданий, прежде всего тех, которые – при немалых идеологических различиях – подчеркивают свой разрыв с традициями советской журналистики. Это позволило заявить свою культурную, социальную, политическую и эстетическую позицию и нацелить издание на определенную аудиторию, способную все эти ссылки распознать, дискредитировать прошлые ценностей и утвердить альтернативные, к числу которых относятся, например, умение играть с формой текста.