1. Журналистика и общественное мнение
Журналистика и общественное мнение находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Журналистика – это процесс, определенная структура, профессиональная деятельность, которая отвечает за сбор, переработку, оформление в соответствии с установленными стандартами, передачу и распространение важной информации в общественных кругах с целью решения определенных задач в дистанционном режиме на постоянной основе. Журналист с помощью средств и способов журналистики помогает выразить общественное мнение, которое представляет собой конгломерат мнений, интересов, симпатий, взглядов, антипатий и поведения в обществе. Журналистика и общественное мнение проявляют друг к другу взаимный интерес, так как общественное мнение позволяет окунуть журналиста в мир мнений, которые свидетельствуют о социуме, а журналистика помогает выразить обществу его мнение и проинформировать о его существовании.
Чтобы изучить общественное мнение журналисты используют различные способы, такие как анкетирование, опрос, интервью.
Журналистика позволяет сгруппировать общество и повлиять на его создание. Журналистика – это своеобразная система внедрения в массовое сознание социальных оценок, то есть оценок актуальных происшествий, которые попадают в поле зрения общества.
В статьях и интервью журналист, раскрывая тот или иной материал, неведомо или заведомо формирует общественное сознание и мнение. Журналистика вступает во взаимодействие с социальными группами, институтами, организациями и с обществом в целом. Журналистика – это главный источник познания общественной жизни. В свою очередь, общественное мнение позволяет сформировать социальную культуру журналиста, обогатить его инструментарий.
2.Техническая база СМИ на современном этапе. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
В 1985 году появилась первая настольная издательская система и вместе с ней термин “допечатный процесс”.
Допечатная подготовка издания включает в себя:
1. Набор текста
2. Сканирование иллюстративного материала. В зависимости от первоисточника (бумага или слайд) применяются два типа сканеров - планшетные и барабанные.
3. Верстка - пространственная организация материала
4. Вывод фотоформ (“пленок”). Если издание черно-белое - одна фотоформа, если полноцветное - четыре (для черного - b, пурпурного - m , голубого - c, желтого - y).
Типография:
1. Изготовление печатной формы, состоящей из гидрофильных и гидрофобных элементов.
2. Печать (в подавляющем большинстве случаев - офсетная).
3. Фальцовка.
4. Разрезка.
5. Вкладка (если многостраничное издание)
Основные тенденции развития:
• Самая древняя печать - высокая (проблема в некачественном воспроизведении иллюстраций). Высо́кая печа́ть в полиграфии — способ печати, отличающийся от плоской и глубокой печати тем, что печатающие элементы на форме расположены выше пробельных, так что при печати пробельные элементы бумаги не касаются. Исторически этот способ, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования изображений (именно его, например, использовал Иоганн Гуттенберг, тот же принцип лежит в основе конторской печати)
• Глубокая печать (с сер. XIII века, неоправданно дорогой способ).
• Плоская (виды: литография, фототипия и офсет). Офсет (с 1904 г.) - самый распространенный способ.
• Последняя тенденция - цифровая печать. В настоящее время на рынке представлено два типа машин цифровой печати. С развитием информационных технологий увеличивается оперативность передачи информации, облегчается ее поиск и доступ к различным источникам через интернет.
• Современные редакции переходят на “безбумажный” выпуск печатной продукции.
Техническая база СМИ является их материальной основой. Она представляет собой Комплекс технических средств — это набор технических средств, не¬обходимых для поддержки деятельности пользователей — сотрудников редакции или издательства. К таким средствам относят:
– станция набора текста;
– графическая станция;
– станция верстки;
– выводные устройства;
– локальные и внешние сети и т. д.
Рассмотрим элементы редакционного комплекса отдельно.
Станция набора текста. К ее функциям относятся набор текстов, прием текстов на внешних носителях, создание таблиц, графиков, диаграмм, внесение правок текстов, вывод текстов на бумагу для корректуры и редактуры, передача готовых текстов на станцию верстки.
Графическая станция. К ее функциям относятся подготовка графики, как растровой, так и векторной.
Станция верстки. Сюда стекаются все материалы, предназначенные для очередного номера издания.
Выводные устройства. К ним относятся принтеры и фотонаборные автоматы (ФНА). Назначение. Лазерный принтер занимает свою нишу в ряду выводных устройств.
Особенности технической структуры современной редакции. Информационные технологии связаны с процессами сбора, обработки, хранения и целенаправленной передачи разнообразных данных, организованными на базе современных вычислительных машин и систем, прогрессивных сетевых технологий, технологий банков и баз данных и знаний, разнообразного системного, а также прикладного проблемно-ориентированного программного обеспечения.
Характерной особенностью информационных технологий является то, что они не только позволяют автоматизировать сложные, включающие элементы творчества, технологические процедуры, но и качественно преобразуют саму технологию издательского производства.
Можно выделить две стратегии использования новых информационных технологий в редакционно-издательских системах:
1. Информационные технологии приспосабливаются к существующей организационно-технологической структуре редакций или издательств, и осуществляется в основном локальная модернизация сложившихся методов работы и основных технологических процедур.
2. Организационно-технологическая структура модернизируется таким образом, чтобы информационная технология давала максимальный эффект. Основной стратегией является внедрение новых компьютерных технологий, коренным образом изменяющих традиционные издательские технологии, что вполне реально в связи со стремительным расширением возможностей современных компьютерных технологий и успешным их внедрением в издательскую деятельность.
Состояние полиграфии, телерадиокоммуникаций и другие технические проблемы сдерживают развитие позитивных перемен в инфосфере России. Так, свыше 40% мощностей крупных типографий и около 70% местных полиграфических предприятий — это устаревшая высокая печать. Само оборудование изношено на 80%. Отсюда невысокое качество полиграфических работ и стремление многих редакций обращаться к зарубежным полиграфистам.
Отставания в использовании новых технологий телевидения и радиовещания существенным образом влияют на СМИ.
В конце XX столетия произошли ключевые изменения в технике СМИ, это было связано с бурным развитием наукоемких технологий в области вычислительной техники. Появился Интернет и первая настольная издательская система, в корне изменившая основы издательского дела: глобальная сеть сделала возможным появление «параллельных» или электронных изданий. Интернет позволяет расширить провинциальным журналистам их кругозор, который до этого питался только давно не обновляемым фондом местной библиотеки да чередой постановлений местной администрации.
Компьютер предоставил совершенно новые возможности для поиска и передачи информации, мультимедийные средства дали новизну ощущений, но необходимость отфильтровывать и анализировать поток данных осталась неизменной. Общество не может мыслить, если утратит способность читать.
Модернизация технического парка печати может стать важным стимулом развития информационной сферы и, прежде всего повышения качества информационных продуктов.
- 1. Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- 2. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др.
- 3. Способы концентрации капитала в зарубежных сми. Виды монополий.
- 1. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 2. Журналистская деятельность а. С. Пушкина. «Литературная газета», «Телескоп», «Современник».
- 3. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 1. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х-40-х годов 19 века. «Отечественные записки» и «Современник».
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Новые информационные технологии. Интернет как информационное пространство. Средства массовой информации в глобальной компьютерной сети. Структура сетевых изданий.
- 2. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова, г. З. Елисеева и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868-1884).
- 2. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 века. «Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.
- 3. К. Маркс и ф. Энгельс - журналисты “Новой Рейнской газеты”.
- 1. Особенности работы журналиста в электронных сми. Интерактивная журналистика на современном этапе.
- 2. Вольная русская пресса 19 века за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- 3. Античные ораторы и развитие европейской публицистики. Аристотель – автор «Риторики», теоретик ораторского искусства.
- 1. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.
- 2. Средства массовой информации Франции.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Средства массовой информации Германии.
- 1. Социальная психология и журналистика.
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 1. Глобализация – появляются глобальные сми, концентрированные горизонтально и вертикально. Это приводит к созданию массового информационного
- 2. Средства массовой информации Великобритании.
- 3. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 1. Журналистика и власть – проблемы взаимодействия
- 2. Правительственные информационные центры стран запада
- 3. Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.
- 1. Современное законодательство России о сми
- 2. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 3. «Русское слово». Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 1. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма.
- 2. Концепции свободы печати в зарубежных странах
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 3. Журналистика и информационное пространство: проблемы оптимизации информационных отношений в условиях рынка.
- 1. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 2. Д.Дефо – журналист.
- 3. Проблемы журналистской деонтологии.
- 1. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 1. Информационные (собственно информационная функция, рекламная);
- 2. Обеспечивающие социальное управление обществом;
- 3. Характер аудитории, ее потребности и интересы, как факторы развития системы
- 1. Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития.
- 3. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 2. Сми конца 20-30 годов в структуре административно-командной системы.
- 3. Журналистский текст и социальная практика
- 1. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм
- 2. Социалистическая журналистика 1917 года.
- 3. Области применения социологических данных в журналистике.
- 1. Система методов журналистского творчества
- 2. Короленко против насилия и произвола.
- 3. Качественные социалогические методы в журналистике
- 1.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 2. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 3. Проблемы доступа журналиста к информации.
- 1. Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- 2. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Новые информационные технологии и журналистика.
- 2. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 3. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 1. Типология телевизионных программ.
- 2. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 3. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в современных условиях.
- 1. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве.
- 2. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 3. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 1. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения. Информация и дезинформация в журналистике.
- 2. Основные жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 3. Мильтон и концепция свободы печати.
- 2. Средства массовой информации сша.
- 3. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 2. Журналистика новостей: современные методы творчества.
- 3. Журнал «Русское богадство» н. К. Михайловского и в. Г. Короленко.
- 1. Концепция социальной ответственности журналиста.
- 2. Деловая пресса России: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 3. Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.
- 1. Цензура и борьба за свободу печати.
- 2. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания. Зависимость оформления от типа издания.
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 2. Журнал в структуре сми. Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 1. Сми и информационное общество.
- 2. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 3. Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Журналистика и общественное мнение
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 2. Основные этапы развития рекламы. Факторы развития рекламной деятельности на современном этапе.
- 3. Авторитарная теория печати.
- 1. Творческая индивидуальность журналиста.
- 2. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 3. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 1. Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания.
- 2. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 3. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 1. Современные классификации рекламной деятельности. Основные сферы рекламной деятельности.
- 1. Профессиональная этика журналиста.
- 2. Э. Э. Киш – публицист.
- 3. Современные коммуникационные технологии в рамках связей с общественностью (работа со слухами, информационные войны, переговорные технологии и др.).
- 1. Проблемы правового и этического регулирования pr-деятельности в России.
- 2. Структура и функционирование редакционного коллектива. Планирование работы редакции.
- 3. 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 3. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.