2. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 века. «Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.
Печать последней трети 19 века многочисленна и очень влиятельна. Характеризуется полемикой с государством и друг с другом, признанием необходимости реформ, либеральностью.
«Вестник Европы» (1866-1918) – один из авторитетных и долговечных журналов России второй половины XIX века. Его редактор – М.Стасюлевич, бывший профессор истории Петербургского университета, отсюда историческая направленность журнала. Первая часть отдавалась беллетристике и очеркам научного характера, вторая называлась “Хроника” и содержала внутренние и иностранные сообщения, литературные обозрения, библиографию. Он повторяет название журнала Карамзина, закрывшегося в 30-тые годы. Если для Карамзина журнал был литературный, то теперь он – провозвестник либерально-буржуазных идей Европы. Главная идея – “дело, труд, знание”. Никакие революции не могут привести к благим изменениям, только путем реформ можно идти к прогрессу. С журналом сотрудничали Салтыков-Щедрин, Тургенев, Гончаров, Островский, А.Толстой, Плещеев, Апухтин, Вл. Соловьев. Эмиль Золя печатал здесь свои «Парижские письма» и небольшие художественные очерки и рассказы. Также в журнале выступали русские ученые: Сеченов, Мечников. Журнал был закрыт большевиками в 1918 году.
«Русские ведомости» (1863-1918) - ведущая московская газета 70-80-х гг. умеренно-либерального направления. С первых ее шагов ее поддерживала профессура Московского университета. Среди ее тем – защита интересов крестьян и рабочих в рамках законодательства, стремление к принятию конституции. Кроме того, на ее страницах была хорошая беллетристика. Все это делало ее популярной в интеллигентской среде. Ее деятельность способствовали формированию кадетских взглядов.
С газетой сотрудничали Г.Успенский, П.Лавров, Михайловский, Короленко, Тимирязев, академик Анучин, музыкальный критик Ларош. Для восполнения недостатка в московской информации “Русские ведомости” пригласили в 1882 из “Московского листка” Гиляровского. Но как простой человек, Гиляровский несколько тяготился сухой, академической атмосферой газеты. Самый знаменитый его репортаж - “Катастрофа на Ходынском поле”, 1896, посвященный празднованию коронации Николая 2. Гиляровский оказался в толпе на Ходынке, сумел выбраться целым только благодаря своей физической силе. Это был единственный репортаж в то время, посвященный происшедшей катастрофе. Вся пресса потом повторял об этом эпизоде уже вслед за Гиляровским. Просуществовала до 1918.
«Русский вестник» (1856-1916) – либерально-консервативное издание М.Н.Каткова. В канун реформ он выступал за отмену крепостного права, но при сохранении царской власти и господствующего положения дворян-помещиков. Журнал активно выступает против демократов, в частности, против Герцена и Чернышевского. Издание имеет ярко выраженную патриотическую и государственную направленность – на его страницах критикуются все антирусские действия и намерения иностранных государств. Отстаивает интересы России и российского государства. С журналом сотрудничали многие крупные литераторы: Тургенев, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Л.Толстой, Достоевский, Крестовский ученые Вл.Соловьев, Н.Тихонравов, Ф.Буслаев. Это было авторитетное проправительственное издание, пользовавшееся вниманием читающей публики. Закрыто после смерти М.Каткова.
- 1. Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- 2. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др.
- 3. Способы концентрации капитала в зарубежных сми. Виды монополий.
- 1. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 2. Журналистская деятельность а. С. Пушкина. «Литературная газета», «Телескоп», «Современник».
- 3. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 1. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х-40-х годов 19 века. «Отечественные записки» и «Современник».
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Новые информационные технологии. Интернет как информационное пространство. Средства массовой информации в глобальной компьютерной сети. Структура сетевых изданий.
- 2. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова, г. З. Елисеева и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868-1884).
- 2. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 века. «Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.
- 3. К. Маркс и ф. Энгельс - журналисты “Новой Рейнской газеты”.
- 1. Особенности работы журналиста в электронных сми. Интерактивная журналистика на современном этапе.
- 2. Вольная русская пресса 19 века за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- 3. Античные ораторы и развитие европейской публицистики. Аристотель – автор «Риторики», теоретик ораторского искусства.
- 1. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.
- 2. Средства массовой информации Франции.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Средства массовой информации Германии.
- 1. Социальная психология и журналистика.
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 1. Глобализация – появляются глобальные сми, концентрированные горизонтально и вертикально. Это приводит к созданию массового информационного
- 2. Средства массовой информации Великобритании.
- 3. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 1. Журналистика и власть – проблемы взаимодействия
- 2. Правительственные информационные центры стран запада
- 3. Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.
- 1. Современное законодательство России о сми
- 2. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 3. «Русское слово». Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 1. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма.
- 2. Концепции свободы печати в зарубежных странах
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 3. Журналистика и информационное пространство: проблемы оптимизации информационных отношений в условиях рынка.
- 1. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 2. Д.Дефо – журналист.
- 3. Проблемы журналистской деонтологии.
- 1. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 1. Информационные (собственно информационная функция, рекламная);
- 2. Обеспечивающие социальное управление обществом;
- 3. Характер аудитории, ее потребности и интересы, как факторы развития системы
- 1. Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития.
- 3. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 2. Сми конца 20-30 годов в структуре административно-командной системы.
- 3. Журналистский текст и социальная практика
- 1. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм
- 2. Социалистическая журналистика 1917 года.
- 3. Области применения социологических данных в журналистике.
- 1. Система методов журналистского творчества
- 2. Короленко против насилия и произвола.
- 3. Качественные социалогические методы в журналистике
- 1.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 2. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 3. Проблемы доступа журналиста к информации.
- 1. Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- 2. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Новые информационные технологии и журналистика.
- 2. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 3. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 1. Типология телевизионных программ.
- 2. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 3. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в современных условиях.
- 1. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве.
- 2. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 3. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 1. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения. Информация и дезинформация в журналистике.
- 2. Основные жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 3. Мильтон и концепция свободы печати.
- 2. Средства массовой информации сша.
- 3. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 2. Журналистика новостей: современные методы творчества.
- 3. Журнал «Русское богадство» н. К. Михайловского и в. Г. Короленко.
- 1. Концепция социальной ответственности журналиста.
- 2. Деловая пресса России: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 3. Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.
- 1. Цензура и борьба за свободу печати.
- 2. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания. Зависимость оформления от типа издания.
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 2. Журнал в структуре сми. Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 1. Сми и информационное общество.
- 2. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 3. Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Журналистика и общественное мнение
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 2. Основные этапы развития рекламы. Факторы развития рекламной деятельности на современном этапе.
- 3. Авторитарная теория печати.
- 1. Творческая индивидуальность журналиста.
- 2. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 3. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 1. Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания.
- 2. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 3. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 1. Современные классификации рекламной деятельности. Основные сферы рекламной деятельности.
- 1. Профессиональная этика журналиста.
- 2. Э. Э. Киш – публицист.
- 3. Современные коммуникационные технологии в рамках связей с общественностью (работа со слухами, информационные войны, переговорные технологии и др.).
- 1. Проблемы правового и этического регулирования pr-деятельности в России.
- 2. Структура и функционирование редакционного коллектива. Планирование работы редакции.
- 3. 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 3. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.