1. Проблемы правового и этического регулирования pr-деятельности в России.
Правовое регулирование - это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических норм.
Саморегулирование, же, не носит обязательный и всеобщий характер, его основным признаком является добровольность следования декларированным нормам. Это более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет общественно опасного деяния. К саморегулированию также, можно отнести общественные устои, мораль, этикет.
Информационное право только начинает складываться, и поэтому говорить о четкой систематизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, преждевременно. Отдельные положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным актам. Это федеральные законы: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об участии в международном информационном обмене» и др., а также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты, призванные регламентировать эту сферу общественных отношений.
создание информации, ее переработка и трансляция подразумевают еще и некоторую манипуляцию. Информация может быть преувеличена, приуменьшена, недосказана, то есть как-то искажена. В этом случае имеет место манипуляция информацией с целью манипуляции сознанием объекта воздействия - обществом, общественностью, обывателем, формировании в их сознании определенного, нужного субъекту-заказчику мнения (действия, отношения). Подобное воздействие называется информационным управлением.
в зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют специалисты (отделы, управления, департаменты) по связям с общественностью, в процесс правового регулирования PR-деятельности включаются отраслевые законодательные акты, причем как различных отраслей промышленности (атомной, авиационной, нефтяной, программного обеспечения и т.д.), так и различных отраслей права (гражданского, трудового, административного и т.д.).
Например. Для брендинга, фирменного стиля, корпоративной культуры очень важно законодательство о правах на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (глава 76 ГК РФ).
Для политического PR - выборное законодательство, регулирующее деятельность политических партий в период предвыборных кампаний и между ними.
Для банковской деятельности - соответственно о банках и банковской деятельности, о ценных бумагах, о ЦБ РФ и т.п.
в процесс правового регулирования PR необходимо включить также законы, охраняющие государственную, служебную и коммерческую тайну. Коммерческая информация, при определенных обстоятельствах и с определенными PR-целями, может быть раскрыта, но решение о ее раскрытии принимает не PR-менеджер, а, возможно по его рекомендации, руководство компании и служба безопасности.
В-четвертых, в российское законодательство постепенно вводятся этические нормы поведения адвокатов, судей, госслужащих. Нельзя исключать, что в дальнейшем и этические нормы PR-служащих также будут регламентированы на законодательном уровне.
В-пятых, важную роль, как для журналистской, так и для PR-деятельности играет законодательство об авторском праве и смежных правах.
Связи с общественностью, PR – разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар определенной фирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом. Понятие «PR» (буквально – «публичные отношения», чаще переводят как «связи с общественностью») первоначально сформировалось в сфере бизнеса. Основным назначением пиара является достижение высокой общественной репутации фирмы (или иной организации либо частного лица, нуждающегося в PR-услугах). Следует отличать пиар от рекламы: хотя и то и другое обеспечивает процесс деловых коммуникаций, однако реклама рассказывает о товаре, а пиар – о фирме-производителе.
В постсоветской России PR первоначально стал развиваться в отношениях не между бизнесом и общественностью, а между правительственными структурами и общественностью. В 1990-е практически каждый федеральный орган управления создал собственную службу по связям с общественностью в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства, пресс-секретаря и т.д. В администрации Президента РФ в 1996 создано Управление по связям с общественностью. В Министерстве финансов РФ функционирует департамент общественных и межрегиональных связей. В административных округах столицы и в Московской мэрии функционируют также департаменты по связям с общественностью. В 1991 создана Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая организует семинары, проводит конференции и иные мероприятия, помогающие отечественным специалистам по PR повышать свой профессиональный уровень. Регулируется смежными законами, своего нет (как о СМИ или о рекламе).
- 1. Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- 2. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др.
- 3. Способы концентрации капитала в зарубежных сми. Виды монополий.
- 1. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 2. Журналистская деятельность а. С. Пушкина. «Литературная газета», «Телескоп», «Современник».
- 3. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 1. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 2. В. Г. Белинский и журналистика 30-х-40-х годов 19 века. «Отечественные записки» и «Современник».
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Новые информационные технологии. Интернет как информационное пространство. Средства массовой информации в глобальной компьютерной сети. Структура сетевых изданий.
- 2. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова, г. З. Елисеева и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868-1884).
- 2. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 века. «Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.
- 3. К. Маркс и ф. Энгельс - журналисты “Новой Рейнской газеты”.
- 1. Особенности работы журналиста в электронных сми. Интерактивная журналистика на современном этапе.
- 2. Вольная русская пресса 19 века за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- 3. Античные ораторы и развитие европейской публицистики. Аристотель – автор «Риторики», теоретик ораторского искусства.
- 1. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.
- 2. Средства массовой информации Франции.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 2. Средства массовой информации Германии.
- 1. Социальная психология и журналистика.
- 2. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 1. Глобализация – появляются глобальные сми, концентрированные горизонтально и вертикально. Это приводит к созданию массового информационного
- 2. Средства массовой информации Великобритании.
- 3. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 1. Журналистика и власть – проблемы взаимодействия
- 2. Правительственные информационные центры стран запада
- 3. Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.
- 1. Современное законодательство России о сми
- 2. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 3. «Русское слово». Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 1. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма.
- 2. Концепции свободы печати в зарубежных странах
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 3. Журналистика и информационное пространство: проблемы оптимизации информационных отношений в условиях рынка.
- 1. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 2. Д.Дефо – журналист.
- 3. Проблемы журналистской деонтологии.
- 1. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 1. Информационные (собственно информационная функция, рекламная);
- 2. Обеспечивающие социальное управление обществом;
- 3. Характер аудитории, ее потребности и интересы, как факторы развития системы
- 1. Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития.
- 3. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 2. Сми конца 20-30 годов в структуре административно-командной системы.
- 3. Журналистский текст и социальная практика
- 1. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм
- 2. Социалистическая журналистика 1917 года.
- 3. Области применения социологических данных в журналистике.
- 1. Система методов журналистского творчества
- 2. Короленко против насилия и произвола.
- 3. Качественные социалогические методы в журналистике
- 1.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 2. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 3. Проблемы доступа журналиста к информации.
- 1. Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- 2. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 3. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 1. Новые информационные технологии и журналистика.
- 2. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 3. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 1. Типология телевизионных программ.
- 2. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 3. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в современных условиях.
- 1. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве.
- 2. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 3. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 1. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения. Информация и дезинформация в журналистике.
- 2. Основные жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 3. Мильтон и концепция свободы печати.
- 2. Средства массовой информации сша.
- 3. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 1. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 2. Журналистика новостей: современные методы творчества.
- 3. Журнал «Русское богадство» н. К. Михайловского и в. Г. Короленко.
- 1. Концепция социальной ответственности журналиста.
- 2. Деловая пресса России: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 3. Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.
- 1. Цензура и борьба за свободу печати.
- 2. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания. Зависимость оформления от типа издания.
- 3. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 1. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 2. Журнал в структуре сми. Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 3. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 1. Сми и информационное общество.
- 2. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 3. Журналистика первого советского десятилетия.
- 1. Журналистика и общественное мнение
- 3. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- 1. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 2. Основные этапы развития рекламы. Факторы развития рекламной деятельности на современном этапе.
- 3. Авторитарная теория печати.
- 1. Творческая индивидуальность журналиста.
- 2. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 3. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 1. Система знаний (энциклопедизм): профессионально-журналистское знание, специальные знания.
- 2. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 3. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 1. Современные классификации рекламной деятельности. Основные сферы рекламной деятельности.
- 1. Профессиональная этика журналиста.
- 2. Э. Э. Киш – публицист.
- 3. Современные коммуникационные технологии в рамках связей с общественностью (работа со слухами, информационные войны, переговорные технологии и др.).
- 1. Проблемы правового и этического регулирования pr-деятельности в России.
- 2. Структура и функционирование редакционного коллектива. Планирование работы редакции.
- 3. 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 3. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.