1 Пресс-службы в органах государственной власти
Пресс-службы органов власти современной России являются одним из основных инструментов в реализации информационной политики государства. Пресс-службы информируют граждан о работе власти, таким образом, их деятельность во многом определяет степень доверия населения властным органам.
Информационная деятельность высших органов власти осуществляется специальными подразделениями администрации Президента РФ (информационное управление, пресс-служба), аппарата Правительства РФ (пресс-центр, управление правительственной информации) и обеих палат Федерального Собрания РФ (пресс-служба Государственной Думы РФ и пресс-служба Совета Федерации РФ).
Одновременно создавались пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах исполнительной и законодательной власти российских регионов. Региональные подразделения, работающие с прессой, могут иметь разные названия: информационное управление, информационно-аналитический комитет, департамент информации и др. Но практически все они, а иногда и несколько подразделений, не объединенных в одну структуру, фактически выполняют функции пресс-службы.
В мае 1995 г. на 24 российских министерства приходилось 29 структур, которые по статусу можно сравнить с пресс-службой, хотя некоторые из них были внештатными. Например, в Министерстве связи РФ было три пресс-службы (центральная пресс-служба министерства, пресс-служба госкомиссии по радиочастотам и пресс-служба госкомиссии по электросвязи) и одна пресс-группа (Федерального управления фельдъегерской связи). В структуре Министерства транспорта РФ был отдел информации и общественных связей и шесть внештатных служб общественных связей в департаментах и комиссиях министерства. Только шесть федеральных министерств ограничились введением в штатное расписание должностей пресс-секретаря министра без формирования структур пресс-служб. Это свидетельствует об отсутствии единых требований к структуре и названиям подразделений, работающих со средствами СМИ.
Пресс-службы также созданы в Конституционном суде РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Центральном банке РФ, Пенсионном фонде РФ, Центральной избирательной комиссии.
В каждом комитете и фракциях Государственной Думы РФ введены должности пресс-секретарей руководителей фракций и комитетов.
К маю 1995 г. в 89 российских регионах была создана многоуровневая сеть пресс-служб.
По линии исполнительной власти: на республиканском уровне – 9; на уровне краев и областей – 35; на уровне автономных округов – 1; на уровне администраций столичных городов – 17.
По линии законодательной власти: на республиканском уровне – 2; на уровне краев и областей –11; на уровне законодательных собраний столичных городов – 7.
При этом практически у каждого руководителя законодательной и исполнительной власти в регионе, а также главы администрации столичного города есть свой личный пресс-секретарь или советник по связям с общественностью.
Мощным толчком к формированию такой разветвленной сети информационных и PR-структур российской государственной власти послужили парламентские выборы 1993-1995 гг., представляющие собой первые широкомасштабные избирательные кампании.
Обновление государственного аппарата России 1993-1995 гг. повлекло замену кадров, шли поиски нового стиля работы аппаратов власти. Именно в этот период в пресс-службы и подразделения по связям с общественностью в структуре органов власти приходят профессионалы – авторитетные и талантливые журналисты.
Общие характеристики российских пресс-служб органов власти:
1. Создание пресс-служб в органах власти является результатом демократизации процессов государственного управления в стране. Пресс-службы в органах власти занимают лидирующее положение, являются поставщиками официальных мнений и комментариев со стороны государственных органов управления.
2. На всех уровнях государственного управления созданы и действуют пресс-службы. На уровне местного самоуправления они возникают в зависимости от выделенных средств (в администрациях и представительных органах городов, отдельных сельских районов).
3. Как правило, пресс-служба в органах власти является частью системы управления общественными связями, которая представлена несколькими подразделениями.
4. Многие пресс-службы, информационные центры органов государственной власти имеют определенные документы (положения, инструкции), в которых зафиксированы нормы их функционирования.
5. Проблема информационной открытости пресс-служб по-разному решается в различных структурах. Часто это зависит от стиля руководства, от особенностей политической ситуации в субъекте федерации.
Взаимодействие государственных учреждений с общественностью представляет собой специализированное направление PR – public affairs. Это информирование различных общественных групп о деятельности органа власти, которое осуществляется самим органом власти, а также налаживание обратной связи с гражданами.
Информирование населения о деятельности органа власти и его подразделений, как правило, является основным направлением работы пресс-служб. Одновременно в аппарате правительства или региональной администрации могут существовать и другие структуры, которые взаимодействуют с общественностью. Эффективность данной работы во многом зависит от ее координации.
К основным направлениям деятельности пресс-служб органов государственного управления относятся:
– оперативное информирование населения о деятельности организации;
– подготовка материалов для СМИ о деятельности организации;
– организация и проведение брифингов, пресс-конференций;
– организация выступлений, интервью представителей органов власти;
– мониторинг СМИ;
– создание информационных поводов для СМИ;
– организация конкурсов для журналистов;
– креативные формы работы с журналистами и общественностью.
В последнее время также начинают использоваться новые методы и формы работы:
– приемы для журналистов, которые обычно устраивают в связи с государственными, профессиональными праздниками, или другими значимыми событиями, заслуживающими внимания;
– налаживание обратной связи с населением: прямые линии руководителей в теле- и радиоэфире, публичные выступления руководителей органов исполнительной власти и депутатов, издание справочной и разъяснительной литературы, специальных журналов с полезной информацией;
– создание региональными и муниципальными органами власти собственных СМИ (учреждение новых или приобретение права учредителей в ранее созданных СМИ);
– организация встреч представителей власти с различными категориями общественности, проведение открытых лекций в учебных заведениях;
– использование Интернет – практически все государственные структуры имеют свои web-сайты. Таким образом решается проблема оперативности и доступности информации;
– конкурсы грантов для общественных организаций.
Пресс-службы органов власти, как правило, не ограничиваются взаимодействием с журналистами и выполняют более широкий спектр функций, в том числе – организуют публичные массовые кампании по вовлечению граждан в процессы управления территорией (села, города, региона). Массовые публичные кампании и акции позволяют донести до населения основные направления политики органа власти, позиции ее лидеров.
Организация подобных мероприятий предполагает системный подход и включает следующие этапы:
– формулирование миссии органа власти;
– формирование стратегии, обозначение ее в доступных и емких выражениях (лозунгах);
– создание программ по реализации стратегии;
– вовлечение групп общественности в реализацию программ;
– информирование о содержании программ, пропаганда программ;
– отчетность органа власти о ходе выполнения программ.
При взаимодействии органов власти и общественности в России используются различные методы и формы:
1. Создание ассоциаций и советов общественности. Чтобы согласованно предъявлять органам власти свои интересы и предложения, субъектам деятельности приходится объединяться. Например, общественность хотела бы изменить ситуацию с налогами или создать более льготные условия для спонсоров. Для этого необходимы законодательные инициативы на разных уровнях, и, соответственно, объединение нескольких или многих организаций в одну мощную ассоциацию, к требованиям и мнению представителей которой прислушаются с большей долей вероятности.
2. Гранты из бюджета для третьего сектора, представляющие собой финансовую поддержку общественных организаций за счет бюджетных средств. Впервые за Уралом подобные конкурсы муниципальных грантов для общественных организаций проходили в Тюмени, Омске. В настоящее время они проводятся на уровне органов власти субъектов федерации.
3. Участие общественности в стратегическом планировании развития территорий, в подготовке и принятии решений органами власти – обеспечивает все большую открытость власти, прозрачность ее механизмов. В последнее время все активнее внедряется так называемая «общественная экспертиза» проекта решения. Заключается она в следующем: при подготовке важного решения администрация приглашает представителей общественных организаций, которые участвуют в обсуждении и высказывают свои предложения.
4. Участие некоммерческих организаций в конкурсах на муниципальный заказ – организация тендеров используется для повышения эффективности использования бюджетных средств. Во многих администрациях созданы департаменты муниципального заказа. Некоторые общественные организации имеют все необходимые возможности и ресурсы, чтобы выполнять тот или иной заказ (в сфере услуг или социальная работа). Тем более, нередко некоммерческие организации качественнее и дешевле оказывают услуги, чем коммерческие или бюджетные муниципальные предприятия.
5. Проведение ярмарок, выставок, презентаций проектов общественных организаций – данные мероприятия необходимы для собственного развития некоммерческих организаций, для отчета перед спонсорами и для приобретения новых контактов. Оптимально устраивать ярмарки, выставки совместных социальных проектов: общественность + бизнес + власть. В таком варианте больше активности и ответственности у представителей бизнеса и власти.
6. Создание ресурсных центров для общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления – позволяет сконцентрировать техническое и информационное обеспечение. Здесь можно воспользоваться техникой, электронной связью, получить необходимую литературу и консультационную помощь. Пока такие ресурсные центры существуют в основном за счет зарубежных грантов. Однако все активнее ставится вопрос об их создании перед органами власти в регионах.
- Организация деятельности pr-отдела
- Содержание
- Тема 1 общие принципы организации и функционирования pr-отдела
- 1 Функциональный подход и схемы организации pr-подразделения
- 2 Направления деятельности pr-подразделения
- 3 Основные разделы Положения о pr-подразделении
- 4 Пресс-служба как структурное подразделение в составе pr-отдела
- 5 Функции пресс-секретаря
- Тема 2 характеристика современных российских пресс-служб
- 1 Пресс-службы в органах государственной власти
- 2 Пресс-служба администрации Президента рф
- 3 Основные направления работы Департамента информации и печати Министерства иностранных дел рф
- 4 Деятельность пресс-служб некоммерческих организаций (нко)
- 5 Пресс-службы в коммерческих организациях
- 6 Пресс-службы в финансовой сфере
- 7 Пресс-службы политических партий и движений
- Тема 3 организация работы
- 1 Основные принципы формирования информационной политики организации
- 2 Понятие media relations
- 3 Основные направления media relations
- 3.1 Текущее информирование
- 3.2 Ньюсмейкерство
- 3.3 Мониторинг сми
- 3.4 Организация мероприятий с журналистами
- 3.5 Подготовка корпоративных изданий
- Тема 4 аккредитация журналистов
- 1 Законодательное регулирование аккредитации журналистов
- 2 Рекомендации пресс-службам при составлении Положения об аккредитации
- 3 Права и обязанности аккредитуемых журналистов
- 1 Законодательное регулирование аккредитации журналистов
- 2 Рекомендации пресс-службам при составлении Положения об аккредитации
- 3 Права и обязанности аккредитуемых журналистов
- Тема 5 оценка эффективности деятельности pr-отдела
- 1 Принципы оценки эффективности деятельности pr-отдела
- 2 Методы оценки эффективности
- 3 Оценка эффективности отдельных pr-инструментов
- 4 Pr-аудит
- Рекомендуемая литература по курсу