2 Методы оценки эффективности
В настоящее время нет единой классификации методов оценки эффективности PR-деятельности. Соответственно, можно отметить несколько классификаций методов. В частности, одна из них выделяет четыре способа оценки эффективности:
Метод 1. Эффективность PR-кампании оценивается, исходя из реализации всех поставленных на этапе планирования целей и задач. Необходимо учитывать, кем были поставлены эти цели – PR-менеджером, главой компании, клиентом и т.д.
Метод 2. Измерение и подсчет количественных показателей PR-деятельности (сколько было подготовлено информационных материалов, сколько реализовано звонков, в каких СМИ были размещены статьи и т.д.). Минус этого метода в том, что он не учитывает качественные показатели проведенной кампании.
Метод 3. Подсчет «обратной связи» – насколько увеличилась осведомленность аудитории о компании или товаре/услуге; удалось ли отвлечь внимание общественности от негативной информации или слухов; как изменилось общественное мнение о PR-объекте; сколько было получено откликов и т.д.
Метод 4. Измерение показателей дохода – насколько выросли продажи, каков рост прибыли, захват новых целевых аудиторий и т.д.
Другую классификацию методов предлагает Григорий Тульчинский, который выделяет три основных способа определения эффективности:
• отношение полученных результатов к затратам (Э=Р/З), выражающее экономичность использования средств и ресурсов – эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получать один и тот же результат;
• отношение результата к преследовавшимся целям (Э=Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности – эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;
• отношение целей к реальным потребностям, проблемам (Э=Ц/П), выражающее степень рациональности выдвигаемых целей – эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.
На практике эти методы часто используются отдельно в зависимости от возможностей компании, а также от специфики самой PR-деятельности. Так, например, если в политическом PR еще как-то можно выразить единицу достигнутого результата избирательной кампании как выигрыш на выборах, или получение определенного процента голосов, то в бизнес-PR однозначно назвать результатом PR-деятельности завоевание определенной доли рынка нельзя, так как это результат интегрированных маркетинговых коммуникаций. В бизнес-PR чаще применяется формулировка целей. Но она гораздо сложнее и неодназначнее, поскольку сама постановка цели часто связана с риском ее неадекватности.
Нельзя сказать, насколько каждый из представленных методов лучше или точнее другого. Используя эти методы в совокупности, можно получить наиболее полную оценку эффективности PR-деятельности. Кроме того, многое зависит от области PR, в которой они применимы (внутрикорпоративный PR, внешний PR, GR и т.д.).
Что касается классических методов сбора информации, то стоит более подробно остановиться на двух: контент-анализе и методе экспертного опроса.
Контент-анализ СМИ – это процесс изучения и отслеживания информации, поступающей в СМИ; преобразование полученной таким образом количественного материала в качественную форму посредством разных вычислительных подходов, которые включают в себя кодирование и классификацию отельных сообщений.
При контент-анализе, в первую очередь, важно различать корпоративные упоминания компании и упоминания марок продукции, производимой компанией.
К корпоративным упоминаниям часто относят упоминания компании в связи с ее внутрифирменной деятельностью (различные административные назначения, увольнения рабочих, сообщения о забастовках), положением компании на фондовом рынке или позициями в рейтингах и конкурсах. Примером такого вида упоминания может послужить победа компании Nestle в конкурсе «Народная марка», «Бренд года – 2002».
К упоминаниям марок относятся упоминания марочных названий или торговых марок, описание ассортимента и качеств продукции компании и т.п. В качестве примера можно привести обзор бытовой техники в специализированном журнале «100% кухни», в котором встречаются упоминания компаний-производителей бытовой техники: Bosch, Samsung, Siemens, Electrolux.
Контент-анализ проводится в соответствии с основными принципами проведения любого социологического исследования. Соответственно, в качестве основных показателей здесь используются следующие переменные:
• время выхода публикации или радио-телевещания: по месяцам, по декадам. Деление по декадам применимо в основном для интернет-медиа для более подробного анализа динамики публикаций, так как этот вид СМИ является самым оперативным;
• средство передачи информации (носитель СМИ): печатные СМИ, интернет-медиа, ТВ, радио;
• регион распространения/вещания: центральные СМИ / региональные СМИ; отдельно по городам;
• специализация СМИ по тематике: издания для женщин, издания для мужчин, общественно-политические издания, деловые издания, специализированные издания, развлекательные издания и т.п.;
• информационный повод: пресс-релиз, пресс-конференция, событие / мероприятия, инициатива самих СМИ;
• тип публикации: информационное (новостное) сообщение, заметка / комментарий к событиям, обзор / аналитическая статья, интервью, иллюстративный материал;
• тип упоминания: элементарное упоминание; упоминание с комментарием; статья, полностью посвященная компании;
• контекст упоминания (тематика упоминаний);
• оценочные параметры упоминания: позитивный, негативный, нейтральный;
• уровень инициированных агентством публикаций.
Используя метод контент-анализа, можно рассматривать присутствие одной компании на информационном поле, а также сравнительный анализ компаний-конкурентов, действующих на рынке.
Наиболее продуктивным является анализ информационного поля с точки зрения информационных поводов и ключевых посланий. Для проведения такого исследования лучше привлекать значительный массив (за полгода или год) материалов СМИ с использованием как федеральной, так и региональной прессы. Анализ информационных поводов дает возможность проследить, какие именно события в деятельности компании неизменно вызывают интерес СМИ, а какие проходят незамеченными.
Второй тип анализа имеет некоторые сходства с маркетинговым анализом рынка отрасли. И часто бывает так, что доли присутствия на информационном поле совпадают с занимаемыми долями на отраслевом рынке.
При сравнении конкурентов сохраняется принцип отдельного рассмотрения упоминаний компаний и упоминаний марок. Часто бывает так, что компания имеет достаточно высокий уровень корпоративных упоминаний не за счет работы PR-отдела, а за счет высокой инициативы СМИ, но при этом очень низкий уровень марочных упоминаний, что говорит об отсутствии продвижения продукции компании методами PR.
Экспертный опрос является довольно дорогим и трудоемким инструментом, поэтому его не стоит использовать только для измерения эффективности проводимой PR-кампании. Но в то же время экспертный опрос позволяет выявить отношение к предмету PR-деятельности среди элитных групп. Очень часто именно экспертное сообщество является одной из важнейших целевых групп PR-деятельности, именно на изменение мнения сообщества направлена деятельность PR-отдела. Регулярное проведение экспертных опросов позволяет выявить динамику отношения экспертов к предмету исследования, определить как полярные мнения, так и некоторые общие настроения внутри данной группы профессионалов.
Наилучшим образом построенный опрос следует проводить в рамках изначально сформированной экспертной панели, однако практика показывает, что приблизительно 10-е, максимум 15-е экспертное интервью приводит исследователей к состоянию теоретической насыщенности, когда перестает поступать новая информация. Поэтому важно все же расширять панель экспертов и стремиться к тому, чтобы в опросе принимали участие группы экспертов с различными точками зрения.
На этапе планирования PR-деятельности следует ответить на ряд вопросов (эти ответы впоследствии зададут критерии оценки эффективности):
Каковы цели PR-активности или коммуникативной программы? Могут ли они быть выражены таким образом, чтобы их можно было измерить?
Кто из руководителей и сотрудников компании может быть ее публичным представителем?
Каковы основные темы и ключевые послания, в распространении которых мы заинтересованы?
Каковы наши целевые аудитории?
Какие каналы коммуникации были использованы и планируются для использования в дальнейшем?
Какова стратегия и тактика осуществления PR-активности? Какие инструменты мы планируем использовать?
Каковы горизонты планирования PR-программы или кампании?
На достижение каких конкретных результатов нацелена наша PR-деятельность, какова шкала их приоритетности?
Насколько соответствуют наши планы по PR-деятельности планируемым усилиям компании в сфере рекламы, маркетинга и внутренних коммуникаций?
Насколько соответствуют планы по PR-деятельности выделенным на них организационным и финансовым ресурсам?
Какие внешние факторы и как могут повлиять на реализацию нашей PR-программы?
- Организация деятельности pr-отдела
- Содержание
- Тема 1 общие принципы организации и функционирования pr-отдела
- 1 Функциональный подход и схемы организации pr-подразделения
- 2 Направления деятельности pr-подразделения
- 3 Основные разделы Положения о pr-подразделении
- 4 Пресс-служба как структурное подразделение в составе pr-отдела
- 5 Функции пресс-секретаря
- Тема 2 характеристика современных российских пресс-служб
- 1 Пресс-службы в органах государственной власти
- 2 Пресс-служба администрации Президента рф
- 3 Основные направления работы Департамента информации и печати Министерства иностранных дел рф
- 4 Деятельность пресс-служб некоммерческих организаций (нко)
- 5 Пресс-службы в коммерческих организациях
- 6 Пресс-службы в финансовой сфере
- 7 Пресс-службы политических партий и движений
- Тема 3 организация работы
- 1 Основные принципы формирования информационной политики организации
- 2 Понятие media relations
- 3 Основные направления media relations
- 3.1 Текущее информирование
- 3.2 Ньюсмейкерство
- 3.3 Мониторинг сми
- 3.4 Организация мероприятий с журналистами
- 3.5 Подготовка корпоративных изданий
- Тема 4 аккредитация журналистов
- 1 Законодательное регулирование аккредитации журналистов
- 2 Рекомендации пресс-службам при составлении Положения об аккредитации
- 3 Права и обязанности аккредитуемых журналистов
- 1 Законодательное регулирование аккредитации журналистов
- 2 Рекомендации пресс-службам при составлении Положения об аккредитации
- 3 Права и обязанности аккредитуемых журналистов
- Тема 5 оценка эффективности деятельности pr-отдела
- 1 Принципы оценки эффективности деятельности pr-отдела
- 2 Методы оценки эффективности
- 3 Оценка эффективности отдельных pr-инструментов
- 4 Pr-аудит
- Рекомендуемая литература по курсу