3 Права и обязанности аккредитуемых журналистов
В соответствии с конституционным принципом свободы массовой информации Российское законодательство предусматривает ряд привилегий, создающих журналистам возможности свободно искать, запрашивать, получать и распространять информацию, тем самым обеспечивать аудиторию самой свежей, самой точной и самой полной информацией по всем интересующим ее общественно значимым вопросам.
Помимо тех правомочий, которые закреплены статьей 47 Закона «О СМИ», аккредитованные журналисты приобретают дополнительные права, облегчающие осуществление профессиональной деятельности. В упомянутых выше рекомендациях дан примерный перечень прав аккредитованных журналистов. К их числу отнесены возможности:
Заблаговременно получать информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях.
Присутствовать и работать во время проведения открытых мероприятий в залах заседаний или специально оборудованных помещениях пресс-службы.
Пользоваться городским телефоном для связи с редакциями и передачи оперативных сообщений.
Получать оперативную, официальную информацию.
Получать официальные документы, стенограммы заседаний, тексты заявлений, пресс-релизы и другие документы.
Знакомиться с предназначенными для публикации информационно-справочными материалами.
Получать дополнительную информацию (комментарии или разъяснения).
Посещать пресс-конференции, брифинги и иные мероприятия, предназначенные специально для прессы.
Использовать в установленном порядке материалы архива.
Пользоваться содействием пресс-служб, в проведении встреч и бесед с руководителями и сотрудниками организации, депутатами. Аккредитация журналиста при органе или организации является основанием для его работы во всех структурных подразделениях соответствующего органа или организации, если Правилами аккредитации не установлено иное.
По аккредитационному удостоверению свободно проходить в учреждение, при котором аккредитован журналист.
Обязанности журналистов определяются ст. 49 Закона «О СМИ», а также отдельными положениями, содержащимися в различных нормативных актах и касающимися в первую очередь вопросов допуска представителей СМИ к информации.
Кроме того, на аккредитованного журналиста (в связи с расширением его прав) возлагается ряд дополнительных обязанностей, предусмотренных Правилами аккредитации. В предложенных конференцией «Пресс-секретарь – чиновник или журналист?», о которой говорилось ранее, рекомендациях указывалось, что аккредитованный журналист обязан:
Соблюдать правила внутреннего распорядка работы организации.
Не вмешиваться в ход мероприятия, на котором он присутствует (если оно не специально организовано для прессы).
Соблюдать правила, которые определены для специальных, особых мероприятий.
Соблюдать порядок организации персональных встреч и бесед с руководителями и сотрудниками.
Важно, чтобы эти обязанности не вводили дополнительных ограничений прав журналистов, а касались лишь уточнений, связанных с выполнением правил внутреннего распорядка аккредитующей организации.
Изучение Положений об аккредитации, принятых в центральных и региональных органах государственной власти и местного самоуправления, показало, что во многих из них содержатся указания на виды аккредитации. Чаще всего выделяются:
• постоянная (на весь срок объявленной аккредитации для постоянно освещающих деятельность аккредитующего органа и специализирующихся на этой тематике);
• временная (ограниченная меньшим сроком для выполнения конкретного задания своих редакций по освещению работы аккредитующего органа);
• специальная (при особом режиме мероприятия).
Все это в совокупности облегчает получение необходимой информации, экономит время и повышает эффективность труда журналиста.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные требования и пункты документов по аккредитации журналистов и регулирующие их законодательные материалы?
2. Перечислите права и обязанности аккредитованных журналистов.
- Организация деятельности pr-отдела
- Содержание
- Тема 1 общие принципы организации и функционирования pr-отдела
- 1 Функциональный подход и схемы организации pr-подразделения
- 2 Направления деятельности pr-подразделения
- 3 Основные разделы Положения о pr-подразделении
- 4 Пресс-служба как структурное подразделение в составе pr-отдела
- 5 Функции пресс-секретаря
- Тема 2 характеристика современных российских пресс-служб
- 1 Пресс-службы в органах государственной власти
- 2 Пресс-служба администрации Президента рф
- 3 Основные направления работы Департамента информации и печати Министерства иностранных дел рф
- 4 Деятельность пресс-служб некоммерческих организаций (нко)
- 5 Пресс-службы в коммерческих организациях
- 6 Пресс-службы в финансовой сфере
- 7 Пресс-службы политических партий и движений
- Тема 3 организация работы
- 1 Основные принципы формирования информационной политики организации
- 2 Понятие media relations
- 3 Основные направления media relations
- 3.1 Текущее информирование
- 3.2 Ньюсмейкерство
- 3.3 Мониторинг сми
- 3.4 Организация мероприятий с журналистами
- 3.5 Подготовка корпоративных изданий
- Тема 4 аккредитация журналистов
- 1 Законодательное регулирование аккредитации журналистов
- 2 Рекомендации пресс-службам при составлении Положения об аккредитации
- 3 Права и обязанности аккредитуемых журналистов
- 1 Законодательное регулирование аккредитации журналистов
- 2 Рекомендации пресс-службам при составлении Положения об аккредитации
- 3 Права и обязанности аккредитуемых журналистов
- Тема 5 оценка эффективности деятельности pr-отдела
- 1 Принципы оценки эффективности деятельности pr-отдела
- 2 Методы оценки эффективности
- 3 Оценка эффективности отдельных pr-инструментов
- 4 Pr-аудит
- Рекомендуемая литература по курсу