logo search
шпоры1

8. Телевидение в системе сми

Нельзя сказать, что кто-то один однажды изобрел ТВ – к этому вело несколько физико-математических открытий. И было много разных пробований всяких трубок, которые бы передавали изображение. Настоящим прорывом в чёткости изображения стал «иконоскОп», изобретённый в 1923 году Владимиром Зворыкиным (США). Началось массовое производство телевизионных приёмников. Регулярное телевещание в России началось с 1939 года. Тогда в Москве передачи принимали более 100 телевизоров. С 80-х–развитие кабельного и спутникового ТВ в мире.Изменения ТВ в 21 веке: 2000 г. меньше переводных сериалов, больше российских. Большую часть составляют мелодрамы, комедийные, криминальные передачи. Программы в заимствованном зарубежном формате. Детских почти нет. Зверева: Статус современного отечественного тв противоречив: несмотря на впечатляющие показатели рейтингов, в представлении россиян нынешнее ТВ работает совсем не так, как им бы хотелось.телевидение устарело, смотреть его стыдно. Продюсеры признаются, что сами они практически не смотрят тв и выпускают свою продукцию «для народа», «для людей другого сорта», чьи вкусы невзыскательны, низменны и тривиальны. То есть свойства, приобретенные нашим ТВ в 2000-е годы, в общест сознании переносятся на телевидение как таковое.

В российской культуре идет постоянный процесс приучения зрителей к понижающему стандарту. Производители и трансляторы телевизионного контента в целом заинтересованы в таком положении дел. На отечественном телевидении пока действует такая логика: уважения заслуживают в первую очередь те авторы и продюсеры проектов, кто сумел сделать их прибыльными, а продукция, которая приносит такой доход, автоматически расценивается как хорошая и качественная. Телевидение – это механизм социальной консолидации (укрепление, объединение), а не просто средство коммуникации. Сегодня: тенденция к шоу, производство утилитарных новостей (типа рубрик «Задай вопрос» - рассказывают, что делать в определённом случае).

Как и у любого другого типа СМИу ТВ задачи:

(Культурные задачи по Климову):Задача рефлекции об общей идентичности – ТВ должно правильно отвечать на вопросы, кто мы? Куда движемся? Как жить?Работа с процессами коллективной памяти Разметка поля самоутверждения и самореализацииРепрезентация пространства повседневности.По Молчан:Культуроформирующие функции тв:

1) информативная (распространение по ТВ- каналам культурной информации);

2) культурно-просветительская (ТВ-средство производства ценностей культуры);

3) познавательно-рекреативная (повышение уровня культуры отдельного человека);

4) смыслообразующая (образ, возникающий под влиянием изображения, музыки и значения слов в закадровом тексте, способен порождать новые смыслы).

По Мясниковой: И в обыденном сознании, и в научных трудах телевидение до сих пор рассма как неотъемлемый элемент массовой культуры, тяготеющий к вторичности, стереотипам, к низовым слоям массового сознания и относятся к ТВ в этом смысле плохо. Но это ошибочно.Массовую культуру следует понимать как определенный этап в развитии новоевропейской культуры, особенно второй половины ХХ в., когда появляется историческая общность, именуемая массой, наделенная особым типом сознания— массовым. Вывод: ТВ— не часть массовой культуры, а ее носитель и «доставщик», и при этом массовая культура вовсе не единственный его компонент.

Типы каналов: По контенту: Музык,просвет(дискавери, культура), обучающие (школьные с лекциями), развлек (стс, тнт, каналы с постоянной трансляцией фильмов).

По ауд: детские («Радость моя»), женские (Домашн), мужские (НТВ), молодежные (Муз.ТВ).По собствен: государственные (1 канал), частные.

Цифровизация телевидения:

В культуре 1990-2000 годов начался весьма важный и интересный процесс постепенного перехода к цифровым медиа, «немассовым» и диверсифицированным. В этих условиях человек информационной культуры получает мощное средство личностного освобождения от авторитета и давления СМИ: возникли Интернет, персональные средства коммуникации, то, что позволяет человеку выстроить немонологические отношения с медиа.Страны мира постепенно переходят на цифровое телевидение. Россия и Китай планируют к 2015 г. полностью перейти на цифру. Это даст более высокое качество изображения и звука. Также высвободится диапазон радиоволн и можно будет создать беспроводную сеть.Цифровое- новый способ кодирования и передачи сигнала. Звук и картинка, полученные от телеканала, превращаются в биты инфо, посылаются через спутник, эфир, телефонную линию или  кабель.Причём вопрос качества сигнала снимается раз и навсегда: картинка либо есть, либо нет.

Недостатки цифрового телевиденияРезко ограниченная терр покрытия сигнала, внутри которой приём возможен.Но эта территория при равной мощности передатчика больше, чем у аналоговой системы.Замирания и рассыпания картинки на «квадратики» при недостаточном уровне принимаемого сигнала

1999 г.,на конф компании Intel было сказано: "Компьютер должен стать центром домашних развлечений". Мало кто тогда мог предположить, насколько далеко зайдет этот процесс.

*Уже сейчас довольно многие телевизор не смотрят вообще. Их источник информации - сеть. И эта группа людей постоянно растет. Но статистики и прогнозов, заменит ли Инет полностью ТВ, никто не делает, произносятся лишь общие слова, что доля интернет-рекламы будет расти.

*ТВ превращается в медиа для пенсионеров. Теперь у всех есть один большой видеоканал - YouTube. По оценкам экспертов, за два месяца в YouTube загружается больше видео, чем американские телеканалы ABC, CBS и NBC сняли с 1948 года. В день там просматривают по 2 млрд роликов. Видео в интернете активно начали смотреть всего три-четыре года назад. Революция произошла быстро.

«Левада-центр», исследование: снизилась доля россиян, которые смотрят ТВ (до 24 лет). Молодёжь уходит в Интернет, где «формирует собственную сетку вещания». Уходит потому что:

  1. Интернет ориентирован на открытые пространства, не знает границ.

  2. Ориентирован на «своих» (социальные группы, ЖЖ)

  3. Российское ТВ почти не задействует зрителя интерактивно, а этого зрителю особенно молодому очень хочется.

!!! Но в стиле пользования компьютером и телевизором до сих пор остается огромная разница. ТВ предназначено для общественного, открытого, семейного просмотра. Модель потребления ТВ - лежа на диване, с банкой пива. Процесс просмотра предполагает расслабленность (А перед компом сидят на стуле, как на работе. Телевизор всегда хочет кому-то что-то показать. Интернет приглашает к разговору, толкает на ответную реакцию – т.е. все-таки постоянно включенность мозга). Есть еще другой способ потребления - фоновый, для домохозяйки на кухне (Интернет этого не дает). Для пожилых и одиноких ТВ - это способ бороться с депрессией, это их постоянный собеседник.

*Опросы ВЦИОМа показывают, что объем ТВ-аудитории не падает: 83% населения РФ смотрит ТВ также как и десять лет назад. Но аудитория стареет. Еще один аргумент сторонников интернета - там человек может найти все, а не то, что ему подсовывают телеканалы. "Основное преимущество интернета - я смотрю то, что хочу и когда хочу.

*Опрос специалистов привел к выводу: эфирное телевидение для бедных будет всегда. Это самый доступный развлекательный социальный продукт. Это легкий канал для управления массовым сознанием. Он нужен власти в любой стране.

*В ближайшие лет пять ТВ будет оставаться ведущим медиа. "В новостном плане интернет и телевизор могут дополнять друг друга. Например, телеканал "Вести 24", идет постоянная трансляция, и вместе с тем они выкладывают короткие ролики в сеть».

Потому, – конкуренция есть, но ТВ все равно не умирает.

Трансформация телезрителя как субъекта современной медийной культуры:

Зверева: Современный зритель — человек массовой культуры — более рефлексивен и изобретателен, чем его предшественники, потому что более осведомлен о том, как работает вся система манипуляций. Кроме того, в обществе возросла занятость в сфере торговли образами в рекламе, журналах, индустрии моды, туризма, в области обустройства повседневности. Гораздо большее количество людей сегодня знают, как строится медийная «убедительность», «желанность», «привлекательность» идеи или продукта. Т.е. люди становятся более хитроумными потребителями.

Но это и человек клиповой культуры. У него более рассеяно внимание, он легко переключается с одного предмета на другой, в то же время он адаптирован к выживанию в условиях фонового информационного шума.

Способы знать о вещах тоже изменились: он запоминает существенно меньше, чем прежде, доверяя свою память другим носителям информации, хуже помнит последовательность фактов и предложенную аргументацию, но уверенно ориентируется в том, где можно быстро найти необходимые в конкретной ситуации материалы. Структура поиска адаптирована под компьютерные поисковые машины.

Зритель становится более чувствительным к стандартным и нестандартным текстам. Даже сама практика переключения каналов предполагает создание собственного индивидуального коллажа из типовых фрагментов; зритель пытается найти нечто свое в стандартизированном предложении. Настойчивое желание выхватить из информационного потока нечто личностное, выразить себя в своем информационном и текстовом коллаже согласуется с тенденцией, которую описывают специалисты — демассификации (распределение населения по достаточно небольшим группам) общества и массовой культуры.

В общих условиях распространения клиповой культуры люди не предопределены к одним и тем же реакциям, стандартному поведению. В рамках этой системы никто не может отменить свободу выбора, возможность учиться новому, находить способы адаптации массовой культуры и медиа для выражения своего «я», становиться активным творческим субъектом медийного коммуникативного процесса.

Я:Зритель стал больше требовать развлечений. Рейтинговые каналы – все про развлечения. Мы стали рабами клипового сознания – когда мир вокруг предпочитаем воспринимать образами и картинками, будто сидим и переключаем каналы. Современный телезритель сам задает направление современной культуре – он диктует условия: массовость, яркость, динамика, упрощенность. По сути - все, на что мы жалуемся сейчас, что по ТВ-шлакен-какен – все из-за наших же предпочтений (я про массы), ведь именно мы задаем рейтинги, а каналы и делают соответствующие программы.

Интернет: Про Интернет: со вступления в эру Интернета аудитория выступает генератором информации и сама определяет, что действительно важно, а что — нет.

Аналоговое телевидение:

Это самое распространенное и общедоступное телевидение, которое мы смотрим. Принцип его работы заключается в передаче сигнала по наземному радиоканалу. Эпоха аналогового телевидения неуклонно близится к концу. Еврокомиссия обязала все страны, входящие в Европейский Союз, закончить переход к цифровому телевещанию к 2015.

Федеральная прог-ма «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы»:

Из Инета (газета.ру):

В ее рамках осуществляется переход страны полностью на цифровое телевидение. Предполагается, что по ее итогам Россия не будет использовать аналоговые трансляции. Концепция программы одобрена еще в 2008 году. Переход на «цифру» призваны сделать услуги теле- и радиовещания более доступными для потребителей. Жители районов смогут включить больше телеканалов, чем смотрели до сих пор.

Цифровое вещание улучшит и качество вещания. Цифровое ТВ обладает такими преимуществами, как стабильно высокое качество звука, прием и передача данных по интернету, возможность прямого интерактивного участия зрителя в любимых передачах, выбора по своему усмотрению различных вариантов развития одного фильма. Кроме того, в цифровом ТВ можно будет вырезать рекламу. Также кодирование сигнала в «цифре» позволяет экономить энергетические ресурсы за счет значительного снижения мощности передающих устройств.

Первый, второй и третий мультиплексы:

В первый российский мультиплекс вошли телеканал «Культура», Детско-юношеский телевизионный канал, канал «Спорт», Первый канал, «Петербург – 5 канал», «Вести», «Россия», НТВ, а также радиостанции «Вести ФМ», «Маяк», Радио России. Эти каналы являются обязательными для распространения на всей территории России и бесплатными для потребителей.

Вслед за первым будут созданы второй и третий мультиплексы. В них будут транслироваться те каналы, которые и сейчас находятся в свободном доступе. Они будут бесплатными, как и первый, но будут создаваться без привлечения средств федерального бюджета. Последствия: ряд региональных каналов будут вынуждены прекратить существование. «По разным оценкам, 30–50% из них могут уйти с рынка. Как результат, снизится объем доступной информации», – считают аналитики. Дело в том, что в распространение мультиплексов, кроме первого, придется инвестировать самим телеканалам. Сейчас они не готовы на большие затраты, а потому есть риск, что в рамках цифрового ТВ будут доступны только государственные каналы. Возможно этого-то и хочет наше гос-во.

Изменение телепространства: кабельное ТВ, спутниковое ТВ, интернет-телевидение (Internet-TV, IP-TV), мобильное ТВ:

Из ответов по Кемлер и Интернета:

Спутниковое телевидение — система передачи телевизионного сигнала от передающего центра к потребителю через искусственный спутник Земли, расположенный на геостационарной околоземной орбите над экватором.

Кабельное телевидение - модель вещания, в которой телесигнал распространяется посредством высокочастотных сигналов, передаваемых через проложенный к потребителю кабель. Кабельное телевидение противопоставляется обычному наземному и спутниковому телевещанию.

Кузнецов:

Кабельная связь появилась в 30–40-е гг. XX в., а спутниковая лишь в 60-е гг. По кабелю можно передать не только местные и национальные программы, но и программы с иностранных спутников или специальные программы, покупаемые владельцами кабельной сети. У каждого потребителя, который становится абонентом КТВ (т. е. вносит плату), есть специальное устройство – декодер, которое в качестве приставки к телевизору. Кабельное телевидение обеспечивает более качественное изображение, которому не мешают эфирные помехи.

Проблемы у отечественных кабельных систем: отсутствие программного обеспечения, слабая техническая база, нерешенные вопросы организации, финансирования, авторских прав. По-видимому, еще долго не исчезнет видеопиратство (несмотря на принятие Закона об авторском праве), поскольку пока КТВ не в состоянии тратить значительные средства на оригинальную высокохудожественную продукцию. Владельцы сетей, зарабатывая деньги на прокручивании продукции низкого качества, объективно работают на общее понижение культурного уровня зрителя, снижают его запросы и интересы в информационной сфере.

Спутниковое ТВ:

Кузнецов:

Спутниковое телевидение – означает передачу и прием телевизионного сигнала через искусственный спутник Земли. Именно оно позволило говорить о вступлении человечества в «телевидения без границ». Содержательный стержень спутникового вещания – прямые трансляции и передача новостей, главная особенность – возможность практически неограниченного расширения аудитории. После распада СССР мощная спутниковая индустрия нашей страны переживает кризис. Выработали свой ресурс многие спутники, благодаря которым телепрограммы основных федеральных каналов можно смотреть на всей территории России. У нас пример: К середине 98-го года абонентами «НТВ+» (российское спутниковое тв) стали около 100 тысяч человек.

Платное ТВ:

Российские кабельные сети пока не получают серьезной прибыли от своей основной деятельности и не могут позволить себе расширять вещание. Российский зритель, приученный к «бесплатному» телевидению, абонентную плату вносит неохотно. Злостного неплательщика нельзя изолировать от общедомовой проводки – «коллективной антенны», а ко всем устройствам, шифрующим сигнал, умельцы быстро подбирают ключ. Соответственно у владельцев не хватает денег на техническое перевооружение кабельных студий. Российские системы кабельного телевидения в большинстве своем имеют пропускную способность на 12, в лучшем случае – на 24 канала. Американские системы уже сегодня имеют до 180 каналов, а в ближайшее время войдут в эру «мегаканального вещания» (500 и более каналов) по интерактивным магистралям, создаваемым благодаря слиянию цифровых, компьютерных и телевизионных технологий.

IPTV

Ответы по Кемлер:

Технология IPTV (англ. Internet Protocol Television) (IP-TV, IP-телевидение) — цифровое интерактивное телевидение в сетях передачи данных по протоколу IP, новое поколение телевидения. Преимущество IPTV перед кабельным ТВ:

Мобильное ТВ. На iPad уже можно смотреть фильмы - думается, именно на таком типе устройств мобильное ТВ станет реальностью. Разные гаджеты ведут к этому неуклонно.

Коллективный учебник (Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский):

Можно с уверенностью говорить, что «золотой век» телевидения подходит к концу, хотя кабельное, конечно, не вытесняет пока телевидение эфирное. В России эфир еще долго будет основным поставщиком программ. Принципиально ситуация может измениться лишь тогда, когда у большинства населения планеты вместо традиционного телевизора появится универсальный домашний информационно-развлекательный терминал на базе персонального компьютера (совмещающий телевизор, телефон, почту, телеграф, оборудованное рабочее место, место детских игр, домашний кинотеатр и т.д.).

 Новое телевидение в свете концепции Web 2.0: Web=Интернет. Это концепция, которая говорит об Инете как об объединении людей в онлайновые социальные сети по интересам (то, что мы сейчас имеем из-за всех соц.сетей). + это веб-приложение, общение пользователей с админами сайтов, блоги. Говорить об этом начали американцы в 2004 году. Web 2.0 — это стремление к интерактивности, открытой стандартизации и интеграции.

Изменение структуры медийной информации как результат сражения разных сообщений за внимание зрителя:

Зверева: ТВ ориентируется на уровень понимания «чуть проще среднего», потому что финансируется рекламой, а следовательно, огромной аудиторией, которая эту рекламу способна воспринять. Поэтому телепрограммы должны быть привлекательными для большинства зрителей и достаточно простыми по форме.

В российской системе ТВ понижающий стандарт трактуется как некоторое всеобщее «само собой разумеющееся» правило, вытекающее из самой природы телевидения. Считается, что «Зритель не поймет», поэтому не стоит пытаться сделать телевизионный текст сложнее и хитроумнее. В нашей системе ТВ программы делаются по принципу «как проще» и жажда привлечь внимание зрителя полностью довлеет над содержанием.