Вопросы для самопроверки:
Какие важнейшие изменения происходят в настоящее время в политической и экономической сферах российского общества?
Какие актуальные трансформации происходят в научной и культурной областях современного российского общества?
Что такое модернизация системы средств массовой информации?
Как освещается в региональных СМИ проблема актуализации национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Жильё»?
Что собой представляют процессы политизации медиа и медиатизации политики?
Поясните на конкретных примерах, каким образом СМИ формируют толерантное отношение аудитории к различным религиям?
Познакомьтесь с мнением И.Д. Фомичёвой об изменениях в постсоветском обществе и системе СМИ (Фомичёва И.Д. СМИ в контексте социальных изменений. К методологии анализа// СМИ в меняющейся России: Коллективная монография. М., 2010. С.8 – 20) и скажите, в чём заключается особенность социальных изменений и модернизации СМИ в постсоветской России?
Социальные изменения и модернизация
Наиболее широкое понятие, описывающее меняющуюся во времени, т.е. взятую в динамике как смену состояний жизнь общества, — «социальные изменения» или его синоним «социальная трансформация». Иногда социальную трансформацию понимают и более узко — как процесс качественного изменения в состоянии общества при переходе от одного уровня его структурной организации к другому. В свою очередь социальные изменения предлагается понимать как содержание социальной трансформации. В трансформационном подходе обозначились названия определенных состояний: «переходный период», «флуктуация», «революция», «реставрация», «бифуркация» и пр.
Широта понятия «социальные изменения» позволяет охватывать любые преобразования: на макро-, мезо- и микроуровнях, желательные и нежелательные, долгосрочные и краткосрочные, обратимые и необратимые, однонаправленные и разнонаправленные и т.д., и тем самым — соответствовать нейтральному отношению к таким явлениям. Это «любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов».
Понятие «модернизация», которым часто описывают направление в развитии локальных и глобальных процессов, введено в обществоведческий лексикон с середины XX столетия. Оно уже понятия «социальные изменения», ибо несет в себе представление об определенном направлении хода изменений, о некотором идеале, цели изменений; предполагает оценку происходящего в свете принятого идеала. Будучи макротеорией, концепция модернизации сосуществует с иными, наиболее общими подходами к познанию и объяснению меняющегося мира – формационным, цивилизационным. Теория модернизации — западного происхождения и отражает ценности, исповедуемые обществом этого типа и его исследователями. Этой системе представлений часто придается универсальный характер. Поэтому понятно, что возможно и отторжение западной модели носителями иных ценностей, нежелание принимать ее как единственно правильную…
Тем самым модернизация – нормативная модель развития, в свете которой оценивается практика реальных изменений. В понимание должного, целесообразного в ходе модернизации включают представления о том, чего должно достигнуть общество в разных сферах общественных отношений — демографических, экономико-технологических, экологических, политических, социальных, культурных.
Еще с середины XIX в. внимание к изменениям в обществе фокусировалось вокруг, с одной стороны, индустриализации, а с другой — демократизации и расширения прав человека. Это произошло под влиянием революций в Соединенных Штатах и Франции. Понятие модернизации характеризует тот этап в истории общественных отношений, который начинается в конце XVIII столетия и связан в своей основе с промышленной и управленческой революцией, с появлением начал демократии.
Ядро теории модернизации — представление о переходе общества от традиционности к современности, повторим, представляющейся ее сторонникам вполне определенным образом…Будучи рожденной на Западе, теория социальных изменений не могла не отразить систему соответствующих ценностей. Предпочитаемая в свете этих ценностей модель поступательного движения общества как модернизация предполагает желаемые и отслеживаемые в практике разных стран определенные явления и определенное направление в смене состояний общества, например такое, как расширение участия граждан в управлении…
Преобразования в духе модернизации
Обратимся к основным составляющим западного представления о том, что такое современность, или современное общество (modernity), в результате какого рода изменений оно формируется.
Обществоведы выделяют здесь как минимум следующие тесно связанные между собой трансформации:
…изменение роли различных типов коммуникаций: от доминирования межличностной — к более дистанцированным, в том числе массовым в современном их понимании; переход от эмоциональных и тесно контактных межличностных связей к более отвлеченным, а потому и более слабым, что усиливает рост индивидуализма, расширение личной свободы;
осознание ценности свободы как необходимой в разных сферах общественных отношений;
в сфере политики — консолидация национальных (в политическом, а не этническом смысле) государств; становление единой системы ценностей и символов; рост бюрократии в связи с СМИ в контексте социальных изменений. К методологии анализа усложняющимся разделением труда и ценностью дисциплины и порядка…
При оценке СМИ как канала коммуникации — обмена идеями, мнениями, знаниями — важно получить ответы на вопросы: какое внимание уделяется различным социальным изменениям в перечисленных выше направлениях? Какую позицию они занимают сами? В какой мере допускают общество к обмену информацией по своим каналам? Как организуют свою деятельность — в соответствии с указанными тенденциями или вопреки им? В каком направлении подталкивают развитие СМИ основные социальные силы — общество, власть, бизнес?
Для исследования изменений в СМИ и со СМИ важно наряду с концепцией модернизации, развившейся в прошлом столетии, учитывать и получившую широкое признание концепцию информационного общества. Здесь по существу разворачивается один из аспектов модернизации, связанный с технологическим продвижением человечества на современном этапе — прежде всего в производстве и распространении информации и ее роли в различных видах отношений и деятельности людей…
Единство и многообразие в социальных изменениях
…В первое десятилетие мощной трансформации, которую пережил Советский Союз, казалось, что сам собой наладится поступательный модернизационный ход жизни страны. Базовые модели социально-экономической деятельности населения несмотря на все деформации, в типологическом смысле становятся все более европейскими, ориентированными на рациональный индивидуальный выбор. Но результаты посткоммунистической трансформации оказались: а) разными в разных странах и б) разнонаправленными по отношению к идеалам модернизации. В России исследования и простое повседневное наблюдение фиксировали такие феномены общественного сознания и поведения, которые получили выразительные обозначения типа «удар капитализма», «посттоталитарная травма», «посттоталитарная апатия», «социальная аномия», «пессимизм в отношении к будущему», «ностальгия по прошлому» и т.п…
Общественное устройство постсоветской России — это прямое продолжение существовавшей в СССР этакратической системы, исторические корни которой уходят в X век истории страны — носителя евроазиатской православной цивилизации, не знавшей устойчивых институтов частной собственности, рынка, правового государства, гражданского общества…
Модернизация по-русски
К уже сказанному стоит добавить те оценки особенностей хода трансформационного процесса в России, которые объясняют многие проблемы российского общества, затрудняющие ход этого процесса, в том числе и в функционировании СМИ. Они необходимы для того, чтобы оценить вклад, который вносят российские институты массовой информации в общественные изменения, и в свою очередь то влияние, которое общественная трансформация оказывает на эти институты…
«Рецидивирующая модернизация» — так еще в самом начале перестройки была обозначена сложная, нелинейная траектория развития нашей страны. Зачастую российский вариант именуется как «запаздывающая», «догоняющая» модернизация. Речь идет о ломаной линии поступательного (с точки зрения модернизационных идеалов) и откатывающегося движения в разные эпохи российского бытия — в дореволюционную, советскую и постсоветскую, на ее разных этапах и в разных аспектах жизни общества. Глубокий анализ такого движения дал отечественный исследователь А. Г. Вишневский, который выделил основные противоречия в ходе российского модернизационного процесса до реформ 1990-х гг.:
«Экономическая модернизация превратила страну из аграрной в индустриальную, дала ей основные элементы современной технологической цивилизации. Но она не создала социальных механизмов, обеспечивающих саморазвитие экономической системы промышленных обществ, — частной собственности и рынка.
Городская модернизация переместила десятки миллионов людей из деревни в город, изменила условия их повседневного социального общения и подчинила его технологии городской жизни. Но она не создала носителей специфически городских отношений — средних городских слоев, способных самостоятельно поддерживать и развивать социальную организацию и культуру городского общества.
Демографическая модернизация изменила условия воспроизводства человеческого рода, а потому и условия частной, интимной жизни людей. Но и она осталась незавершенной, ибо развивалась в обстановке, которая противоречила главному принципу демографической модернизации — принципу свободы выбора во всем, что касается личной жизни человека.
Культурная модернизация обеспечила стремительный рост образования, приобщение к современным техническим и научным знаниям, другие инструментальные изменения, без которых невозможно становление современного типа культуры, а значит, и типа личности. Но она не привела к вытеснению средневековой холистской культурной парадигмы современной индивидуалистической, породила Homo soveticus — промежуточный тип личности, сочетающий в себе черты современности и традиционной «соборности».
Политическая модернизация открыла новые каналы вертикальной социальной мобильности, притом впервые — для большинства народа, и привела к власти новую, демократическую по своему происхождению политическую элиту. Но она не создала демократических механизмов ее функционирования и обновления. Новая элита осталась «статусной», зависящей только от вышестоящего уровня, и быстро переродилась. Это привело к утверждению политического режима нового средневековья, принявшего в XX веке форму тоталитаризма.
Какую бы составную часть осуществленных перемен мы ни взяли, в каждом случае после короткого периода успехов модернизационные инструментальные цели вступали в непреодолимое противоречие с консервативными социальными средствами, дальнейшие прогрессивные изменения оказывались блокированными, модернизация оставалась незавершенной, заходила в тупик. В конечном счете это привело к кризису системы и потребовало ее полного реформирования»…
Ведь «в советской России только административно-командная номенклатура имела осознанный интерес и обладала всеми чертами социального слоя, включая самоидентификацию», а еще раньше, в условиях монархии, не было и этого. Постсоветские годы показали, что бум в общественных настроениях, включенность многих людей в совместный поиск путей развития страны быстро и радикально сменились в 1990-е гг. апатией, отчуждением. Этому способствовали и способствуют и сегодня не только тяжелые годы физического выживания, но и модернизационный откат «нулевых» годов.
Достаточно упомянуть недостроенность реально рыночных отношений; возврат административно-командного способа и стиля управления, в том числе в хозяйственных отношениях; ухудшения в социальной сфере — прежде всего условий жизни значительной части населения; усиление культурного неравенства — ограничение доступа к услугам и произведениям культуры (прежде всего из-за их дороговизны); свертывание индивидуальной и коллективной инициативы в экономической и политической сферах и, в частности, замедление процесса индивидуализации; предельное сужение поля публичной политики; торможение процессов социальной мобильности, рекрутирования во власть достойных представителей разных слоев населения, т.е. селекции власти самой властью и др.
Вот лишь один из примеров нелинейного и несинхронного характера преобразований. В то время как общероссийские СМИ середины 1990-х гг. развивались по пути идейно-содержательной модернизации, опираясь на свободу слова, демонстрировали плюрализм высказываний, локальная пресса, которая на Западе была оплотом практики гражданского участия, воплощала в России старую практику обслуживания власти…
СМИ и социальная трансформация
Если проецировать изложенные выше подходы на интересующий нас объект — СМИ, то придется прежде всего выделить в силу специфики данного объекта две стороны явлений.
Первая сторона — каким образом СМИ, будучи институтами, обеспечивающими сбор, обработку и распространение информации о социуме, освещают и оценивают ход трансформационного процесса в обществе и тем самым влияют на него. Вторая сторона — как модернизируются сами СМИ во всех аспектах своего бытия и в связях со всеми основными силами — обществом, властью и бизнесом, включая стороны их функционирования и как особых социальных институтов, и как особого сектора бизнеса, а также взаимозависимость этих ипостасей.
Тот факт, что медиа являются одновременно бизнесом, формами эстетических отношений и ресурсами культуры, предполагает и теоретический, и практический интерес прежде всего к тому, в какой степени эти особенности формируют опосредованный медиапроцесс производства значений.
Те стороны связи СМИ с модернизациоными процессами, которые предполагают выявление в контенте, распространяемом СМИ, соответствующих характеристик, требуют применения различных вариантов анализа «текстов». Те аспекты, которые связаны с модернизацией СМИ как особого типа социального института, требуют применения целой гаммы исследовательских методов. Их выбор определяется теми аспектами, которые можно выделить в трансформации самих СМИ:
технико-технологический (применение средств производства информационных продуктов, способов организации процесса производства; использование различных медийных сред и информационных технологий, технических возможностей охвата населения каналами информации и т.п.);
политический (взаимоотношения СМИ и власти; наличие/отсутствие политической цензуры и других форм влияния на поведение и контент СМИ; доступность информации от и о власти для журналистов и их аудитории, а значит, мера публичности политики; мера присутствия государства на рынке производства информации; влияние дотационной политики на поведение и контент СМИ);
социально-экономический (положение в данном секторе экономической активности; отношения собственности, отношения между работодателями и наемными работниками в данной сфере, развитие рынка труда, источники финансирования, дотирование, свобода конкуренции, самоорганизация профессионалов, структура рынка СМИ, рынок потребления: равенство/ неравенство различных слоев населения в доступности каналов массовой информации как источников информации и как средств социального участия; характеристики потребления массовой информации различными социальными слоями — выбор каналов, регулярность использования, затрачиваемое на это время и т.п.);
правовой и этический (кодификация норм деятельности, правовое обеспечение свободы экономической и творческой деятельности, содержание принятых этических кодексов и норм и т.п.);
кадрово-образовательный (институты, формы, содержание программ подготовки кадров, номенклатура специальностей и профилей и т.п.);
социально-психологический (представления медиапрофесси-оналов о назначении СМИ, о роли журналистов, о специфике развития общества и его основных проблемах, те же представления у основных социальных субъектов — общества, власти, бизнеса);
идейно-культурный (характер ценностей, норм, моделей поведения, культурных образцов, распространяемых СМИ, в том числе особенности поведения репрезентаторов контента; форматы контента, особенности общения журналистов с аудиторией; особенности использования технических возможностей для организации общественного дискурса; политические позиции институтов и каналов массовой информации и т.п.);
культурно-коммуникативный, связанный с явлениями наследования, конкуренции, приоритетов разных слоев по отношению к видам средств массовой коммуникации, в том числе СМИ. Здесь сошлемся на интересный тезис А. Гениса: «Кризис бумажной прессы объясняют тем, что она устарела, но именно это и делает ее необходимой»;
исследовательский (проблематика, методы, результаты исследований функционирования СМИ, их внедрение в практику)...
Прочитайте статью Л.Л. Реснянской «Лабиринты демократизации» (СМИ в меняющейся России: Коллективная монография. М., 2010. С.246 – 259). Ответьте на вопросы: Как осуществилась трансформация политической системы в России? Какие изменения произошли в отечественном медийном пространстве в результате процессов демократизации общества и политизации медиа?
Российская эксклюзивность
Траектория развития современных масс-медиа в России определялась контекстом политических изменений, в русле которых формировалась система СМИ, ее структура и легальные принципы функционирования, складывались реальные практики отношений с обществом и властью. Содержание таких практик в полной мере отражало проблемы строительства общественной сферы — одной из основных задач движения к демократии. Новейшая история российских средств массовой информации начиналась более двадцати лет назад, в период политического противостояния групп советских партийных элит. СМИ были втянуты в политическую борьбу и с тех пор испытывают мощную силу притяжения эпицентра политического поля, несмотря на формально-демократические условия своего существования как независимого социально-политического института. Очевидное влияние власти на позиции СМИ в общественной сфере связано с характером процесса посткоммунистической трансформации, существенно отличающейся от ранее известных переходов к демократии.
«Демократическая лихорадка», по образному выражению Ф. Фукуямы, охватившая в конце 80-х годов прошлого века Советский Союз, Восточную Европу, регионы Центральной Африки, дала основание полагать, что «третья волна» демократии является убедительным свидетельством глобальной тенденции демократизации. Этот выразительный феномен массового отказа от режимов диктатур вызвал ответную рефлексию научного сообщества. В научном дискурсе «времени перемен» ведущее положение занимала парадигма «демократического транзита», претендующая на нормативную модель процессов социально-политических изменений. Согласно «формуле транзита» движение к демократии включает в себя три фазы: «открытие», или декомпрессия, либерализация существующего режима; «прорыв» — крушение прежнего политического порядка и последующая модернизация политических институтов, завершающаяся созданием демократической системы; «консолидация демократии», предполагающая освоение и признание демократических норм, принципов и «правил игры». Индикаторами «консолидированной демократии» служат многопартийность, независимые суды, институализированное гражданское общество, средства массовой информации, выступающие и как институт общественного представительства, и как коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех структур политической системы. Линейность такой аналитической схемы транзита/перехода ретушировала объективно существующие различия (политико-экономические, социокультурные, исторические, пространственно-географические) между государствами, делавшими рывок к демократии…
К концу первого десятилетия «массового транзита» выяснилось, что из 100 стран, которые были отнесены к «переходным», политическое устройство примерно двадцати возможно квалифицировать как демократию. Большинство же стран «перехода», включая и Россию, попали в политическую «серую» зону. По набору признаков, устанавливающих степень соответствия демократии, эти страны были распределены по группам, каждая из которых получила терминологическую маркировку («формальная демократия», «фасадная демократия», «полудемократия», «режимная система», «электоральная демократия», «управляемая демократия», «неполная демократия»). Все «демократии с прилагательными» имели общие черты, позволяющие говорить о недодемократизации, — слабое представительство интересов граждан; низкий уровень политического участия, не выходящего за пределы голосования; частые нарушения законов должностными лицами государства; сомнительная легитимность выборов; отсутствие доверия общества к государственным институтам и устойчиво низкая институциональная эффективность государства. Застрявшие в серой зоне страны свидетельствовали об откатах «третьей волны» и абсолютизации универсальной модели демократизации. Во многих странах «перехода» сформировались режимы-гибриды, сочетающие демократические и авторитарные формы политического порядка…
О нестандартности протекания процесса политического развития в России как о новом историческом прецеденте в конце XX в., для описания которого рамки парадигмы транзита оказались узкими, говорил один из крупнейших социальных философов современности Н. Боббио: «Социализм был коррекцией капитализма, установлением государства благосостояния. Трудно сказать, чем он может быть в странах, где претерпел провал государственный коллективизм. «Не капитализм плюс социализм», а «социализм плюс капитализм» Это новая смесь, опыта которой еще не было в истории, и потому непредсказуемая в своем развитии».
Был ли переход?
Привычное отнесение России к обществам переходного типа нивелирует сложность и многофакторность социальных изменений в течение двадцатилетней истории нового государства, конституционный строй которого определяется в ст. 1, гл. 1 Конституции РФ — «Российская Федерация — Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления». Если следовать телеологическому посылу теории транзита/перехода, то, судя по Основному закону, конституционное установление демократического строя свидетельствует, по крайней мере, о вхождении в фазу консолидированной демократии. Но во избежание ошибки видеть в действительном желаемое достаточно посмотреть на социальные изменения в России через оптику концепции системной трансформации. И тогда, учитывая сущностный параметр транзита — целенаправленность и регулирование перехода к демократическому обществу, придется задаться вопросом — был ли переход?..
Академик Т.Заславская, анализируя содержание классических демократических транзитов и социальных изменений в России, характеризует «российский транзит» как «стихийную трансформацию»: «В действительности в стране происходит процесс преимущественно стихийной трансформации общественного устройства, ни генеральное направление, ни конечные результаты которого не являются предрешенными. Этот процесс более сложен и менее изучен, чем реформирование обществ, сохраняющих типологическую идентичность. Лежащие в его основе социальные механизмы и движущие силы более многообразны, чем при социальных переходах (транзитах) под руководством общепризнанных лидеров».
Как подтверждают наблюдения за странами транзита, успешные демократические переходы осуществлялись в государствах с устойчивой экономической системой, базирующейся на частной собственности. Движущие силы перехода преследовали прежде всего решение задачи политического развития (модернизация политических институтов по образцу западных демократий, введение политических прав и свобод, закрепление принципа политического плюрализма). Стратегия преобразований предполагала наличие определенных условий: сильной власти, руководствующейся конкретной идеей, авторитетной команды, преследующей ясную и реалистичную цель, опирающуюся на обоснованную программу действий. При этом «цели команды соответствовали интересам общества и программа — имеющимся возможностям». Запуску процесса демократизации предшествует длительная и серьезная работа по созданию коалиционных пактов, организации предварительных договоренностей, подготовке к всеобщим выборам, направленная на предотвращение социальных конфликтов и ухудшения качества жизни.
В отличие от основательной подготовленности старта демократического транзита процессы стихийной трансформации слабо организованы и осложнены «дилеммой одновременности»: радикальным и синхронным преобразованием политической и экономической систем. Стратегическая цель в этих случаях недостаточно конкретна и уточняется уже в ходе преобразований. В течение двадцати лет после начала социально-политических преобразований национальная идея с мощным потенциалом консолидации граждан, разделяемая всеми слоями общества, так и осталась не только не найденной, но и не сформулированной, хотя попытки определить, сформулировать идею, т.е. общий проект развития, предпринимались неоднократно.
Хронология стихийной трансформации начинается с приходом М. Горбачева, выдвинувшего задачу ускорения темпов экономического развития страны и совершенствования социализма («социализма с человеческим лицом»). Стратегию ускорения сменила более глобальная идея — перестройки и реформирования советской системы. Реформы «сверху», в том числе и «курс гласности», открывший СМИ вход в политическое пространство и обеспечивший им активное участие в создании антикоммунистического протеста, проводились в жесткой схватке за политические ресурсы разных групп советского истеблишмента. Демократические формы жизни в России рождались не в результате целенаправленных и последовательных действий по демократизации общества. Источником демократизации был раскол элит, а демократия возникла как побочный продукт политической борьбы, поляризующей политические силы.
Проект «перестройки» завершился первыми свободными выборами в советский парламент (Совет народных депутатов) и первого Президента СССР. Но последовавшие события — выход России из состава Советского Союза, номенклатурно-бюрократический путч с целью сохранения советской власти и целостности государства — привели к развалу страны. С этого момента история государства с именем «Российская Федерация» началась практически с чистого листа. Эта история набирала ход под лозунгами, наполненными демократическими смыслами, и знаменами с лозунгами радикального либерализма — «Меньше государства!». Стихийная трансформация с непредсказуемым исходом, или, по Боббио, неизвестная ранее смесь «социализм плюс капитализм», вместе с шансами построить демократию несла и латентную угрозу удаления от магистрали демократизации: разрушение государственных институтов и сползание к государству «проваливающемуся», т.е. нефункциональному. С такой же проблемой столкнулось большинство новых государств, бывших республик Советского Союза…
Такую же позицию занимает и Ф. Фукуяма, сопрягая возникновение процветающей демократии в конкретном обществе с «несколькими имеющими критическое значение переменными». Речь идет о «так называемых институтах, которые должны установиться, прежде чем общество сможет перейти от жажды свободы к нормально функционирующей, прочной демократической политической системе с современной экономикой. И если исследование вопроса о переходе к демократии чему-то учит нас, то именно тому, что становление институтов происходит очень трудно».
Сложившийся в посткоммунистической России политический строй, все политические и экономические институты формировались в государстве, для которого угроза развала была реальностью, в условиях перманентных кризисов, связанных с масштабными социальными разломами, порожденными практикой преобразований с высокой ценой социальных рисков. Современный российский политический режим, часто называют «имитационной демократией». Формальная конструкция такого политического устройства отвечает стандартам образца — политическому порядку западных демократий. Копирование демократической системы, если не лукавить, является исходным моментом, идеальной моделью для всех демократизирующихся обществ. Но демократический фасад не обеспечивает функционирование основных политических институтов с соблюдением демократических принципов. «Фасадность» проявляется и в деятельности СМИ, с одной стороны, обладающих конституционными гарантиями независимости от государства, с другой — им контролирующихся, особенно в секторе общественно-политической прессы…
Возможности и опасности
В утверждении, что СМИ — одна из движущих сил посткоммунистической трансформации, нет преувеличения. Лидер перестройки М. С. Горбачев считал СМИ одним из основных участников социально-политических преобразований. Гласность оказалась эффективной тактикой изменения советской системы и мобилизационным ресурсом организации общественной поддержки. Принятие законов о СМИ (СССР — 1990 г., РФ — 1991 г.) определяло политико-правовую базу деятельности СМИ как социально-политического института в соответствии с принципами демократии. Становление медийной системы на основе принципа политического плюрализма повлияло на экономику, функции, редакционную организацию, журналистскую деятельность, типологическую структуру СМИ, свободу выбора для аудитории, развитие информационного рынка. К производству средств массовой информации получили доступ разные субъекты социальных, экономических и политических отношений. Изменилась форма организации системы масс-медиа, следовательно, и корпус собственников. Журналистский контент стал определяться и регулироваться теми миссиями, которые взяли на себя конкретные СМИ. Меняется под воздействием растущего сектора предложения на информационном рынке и структура аудитории. Усилилась плюрализация СМИ за счет быстрого количественного роста изданий, теле- и радиоканалов, развития новых информационных технологий, обеспечивших становление интернет-СМИ. Система становится многоканальной.
В качестве показателей плюралистической медийной системы возможно рассматривать: качественное и количественное развитие всех секторов медиасистемы; развитие структуры СМИ в соответствии с информационными потребностями и запросами все более дифференцирующейся аудитории; развитие отдельных секторов медиарынка: деловых, развлекательных, рекламных средств массовой информации; разнообразие контента; свободу идеологической самоидентификации в секторе общественно-политических изданий; выделение разных классов СМИ: качественных, качественно-массовых, массовых и нишевых.
Общий, бесспорно, положительный тренд развития системы СМИ не исключает и негативной тенденции, обусловленной особенностями посткоммунистического политического режима, оказывающего сильное воздействие на сектор общественно-политических средств массовой информации. К этим особенностям относятся:
гибридность политического режима (наличие демократических и авторитарных компонентов — патерналистских и этатистских);
партийный монополизм;
отсутствие реальной оппозиции;
имитация политической конкуренции;
контроль рынка идей проправительственными экспертными группами;
патронажный государственный контроль над широковещательными общенациональными каналами.
Перечисленные переменные стали модифицировать отношения власти и прессы начиная с 2000 г., когда в русле «управляемой демократии» сложился персоналистский режим — «несбалансированное сосредоточение властных прерогатив (явных и «скрытых») в руках института-личности... при формальном сохранении принципов и институтов, свойственных конституционному строю». В режиме такого типа преобладают авторитарные компоненты. Авторитаризм, как известно, не препятствует издательскому бизнесу, но контролирует политическую сферу. Для общественно-политической прессы политическая жизнь является основной областью освещения и анализа. Специфика политического режима обусловила резкое сокращение общественно-политических СМИ в регионах, смещение акцентов в повестке дня национальных телеканалов, возврат к стереотипам и риторике советской пропаганды, ограничение доступа к публичному выражения мнения и участию в публичных дискуссиях представителей оппозиционных сил, сжатие пространства публичной политики.
В дискуссиях о социально-политической жизни в современной России вопрос о публичной политике занимает значимое место. В рамках этих дискуссий неизбежно возникает дискурс, связанный с ролью СМИ как института, гарантирующего доступ общественности к политике, института гражданского представительства, ответственного за расширение политического участия граждан в политическом процессе наравне с партиями. Если в ельцинский период «конфликтный плюрализм» политических сил, боровшихся за властные ресурсы, порождал открытое идейное размежевание и в политическом, и в медийном полях, то в рамках «управляемой демократии» ситуация меняется. Политическое поле и его структура выстраиваются под национального лидера (президента, института-личности). Выравнивание политического поля, изменение его структуры достигаются посредством ряда последовательных законодательных поправок. Отменяются прямые выборы губернаторов. Происходит переход на пропорциональную систему выборов в Государственную Думу. Повышение ценза с 5 до 7% обеспечивает прохождение в парламент не более четырех партий и снижает давление на «партию власти» в процедуре принятия решений. Снижается «порог явки», отменяется ранее существующая в избирательных бюллетенях графа «против всех». Процесс создания и регистрации партий усложняется. Но сами партии по-прежнему не являются серьезными игроками, поскольку не участвуют в формировании правительства. Контроль государством национальных телеканалов позволяет конструировать упрощенную телеверсию сложных политических проблем.
Местное самоуправление, общественные объединения, некоммерческие организации пока еще не стали полноценными субъектами политического процесса. Средства массовой информации, функционирующие в среде, где нет политической конкуренции, а централизация власти усиливается, не могут заменить других субъектов публичной политики и выполнять присущие этим субъектам функции. Однако информационный ландшафт не является одномерным пространством. В секторе печатных и интернет-СМИ присутствуют издания и ресурсы с ярко выраженной позицией. Эти средства массовой информации, среди которых есть известные бренды качественных газет и журналов, ориентированы на информационные обмены и работают как дискуссионные площадки. Здесь развиваются и поддерживаются дискурсивные практики. Такая пресса продолжает участвовать в производстве публичной политики и отвечает потребностям институциональных групп, придерживающихся принципов политического плюрализма.
Таким образом, в структуре российских СМИ сохраняется самодостаточный сегмент, который правомерно рассматривать как прессу интеллектуального влияния.
Органическая для качественных СМИ претензия на роль субъекта публичной политики, зоной компетенции которого является объективное информирование, анализ значимых явлений, общественная экспертиза и поиск альтернативных решений, реализуется в основном в печатных изданиях. В текстовой реальности ставка делается на аналитическую интерпретацию. Высокий потенциал аналитики и профессионализм авторского корпуса характерен для изданий: газет «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Новое время», «Газета», «Новая газета»; журналов «Власть», «Эксперт», «Россия в глобальной политике», The new Times» («Новое время»). Дискуссии с широким участием аудитории, политиков и аналитиков характерны для программ электронных СМИ: радио «Русская служба новостей», «Эхо Москвы», «Свобода». Политический дискурс в российских условиях все заметнее перемещается в альтернативное информационное пространство сети Интернет. Новая среда открывает большие возможности непосредственного и постоянного присутствия политических акторов (президента, губернаторов, лидеров партий, представителей оппозиции) в медийном пространстве.
Анализ состояния общественно-политических СМИ выявляет противоречивый процесс продолжающейся трансформации, затронувший медиаполитическое поле, в котором хорошо различимы и авторитарные тенденции, проявляющиеся в средствах массовой информации с официальной линией, и демократические устремления прессы, выдерживающей позицию «честного переговорщика» и с властью, и с обществом.
Познакомьтесь с фактами, представленными в материале Е.Л. Вартановой (Вартанова Е. Л. Концепция модернизации и СМИ// СМИ в меняющейся России: Коллективная монография. М., 2010. С. 22 – 36), и выскажите своё отношение к проблеме модернизации СМИ в России.
Российские СМИ в контексте модернизации
…В переходных обществах постсоциалистического типа возникает двойная телеология общества, в котором переход к рынку должен обязательно сопровождаться построением определенного типа демократии и возникновением гражданского общества. Именно в этих рамках многие исследователи и рассматривали процесс постсоциалистического формирования модели СМИ, приводящий к развитию и укреплению упомянутых типов социальных институтов. Борьба за политический плюрализм, честные, конкурентные и прозрачные выборы, создание гражданского общества, отмена всех законодательных препятствий свободе слова, как и другим индивидуальным свободам, — эти и многие другие цели модернизации в политической сфере стали особой заботой российских СМИ уже в период гласности. Собственно, именно ее — при всей неоднозначности этой формы медиаполитики, инициированной КПСС в позднем СССР по традиционному принципу «сверху вниз», — и можно считать началом модернизационного проекта в российских СМИ.
Однако после 1991 г., в ходе трансформационного периода, российские СМИ оказались практически в том же положении, что и многие другие экономические и социальные институты общества. Модернизация общества и экономики стала общим контекстом, в котором происходили все изменения медиасистемы. Наиболее значительные преобразования в российских СМИ были вызваны изменением экономических основ их деятельности. И именно этот процесс недвусмысленно продемонстрировал основной конфликт российской модернизации — отсутствие системного перехода к новому типу общества при значительном прогрессе в отдельных сферах. Приходится признать, что российская трансформация пошла в направлении фрагментированной модернизации, при которой в отдельных сегментах социума достигаются значительные изменения в соответствии с моделями/ценностями модернизации, тогда как в значительных сферах экономики и общества сила традиций и консерватизм препятствуют обновлению, развитию. Речь идет о своего рода частичной модернизации, т.е. такой, при которой формирование новых институтов и современных организационных принципов не обязательно приводит к целостному обновлению общества, а может даже сопровождаться укреплением традиционных систем через влияние новых форм организации.
Однако фрагментированная модернизация в СМИ, создавая заметные модернизационные «островки», например рекламную бизнес-модель, новые форматы электронных СМИ, стандарты деловой или расследовательской журналистики, привела к прорывам в некоторых направлениях при сохранении общего контекста медиасистемы.
В результате переход к новым формам экономической жизни в журналистике не обязательно сопровождался внедрением принципов классического рынка в индустрию СМИ — рыночной конкуренции, взаимодействия спроса и предложения, стремления к удовлетворению информационных потребностей и запросов аудитории. Приняв с готовностью вызовы коммерциализации, коммерческая модель СМИ вытеснила многие социально и культурно важные для общества «повестки дня», став активно продвигать новую культуру потребления. Проблема оказалась не в том, что сформировались новые принципы и ценности потребления как движущей силы модернизированного общества, но в том, что они почти полностью вытеснили необходимые альтернативы из тематики и ценностного ряда печатной и особенно телевизионной журналистики.
В другом аспекте — политической культуре — отношения СМИ с политической властью, прежде всего с политической элитой, также оказались в плену авторитарно-патерналистских традиций. Несмотря формирование внешних, достаточно поверхностных признаков модернизации — появление газет, интернет-сайтов политических партий и движений, теледебатов в ходе выборных кампаний, попыток власти общаться с гражданами посредством СМИ, сам дух политической коммуникации почти не изменился. Принцип формирования политической повестки дня «сверху вниз», как в общенациональных, так и в региональных, местных СМИ, препятствовал не только изменению тематики политической журналистики, но и появлению подлинной публичности политики, когда дискуссии и дебаты инициируются самим гражданским обществом «снизу».
Пожалуй, лишь прогресс ИКТ внес новые краски в развитие постсоветской модернизации. Интернет стал едва ли не единственной сферой, в которой модернизация приняла новое направление — «снизу вверх», поскольку молодежь, бизнес, СМИ стали реализовывать свою модель модернизации.
Интернет для российских СМИ стал больше чем новой средой существования информации. Его значение еще и в стимулировании новых бизнес-моделей — в сфере распространения медиаконтента, создания пользовательского содержания, например. Это принесло более заметные результаты, поскольку цифровые информационно-коммуникационные технологии везде в мире существенно преобразуют медиасистемы в целом, медиакультуру, журналистские стандарты, коммуникационные практики, в том числе на индивидуальном и социальном уровне. Интернет и в России создал новые возможности участия в социальных процессах для больших и малых сообществ, находящихся вне государства и его администрации.
Модернизация в российских СМИ, бесспорно, проявилась на внешнем уровне:
в преобразовании структуры медиасистемы: от доминирования печатных СМИ к доминированию телевидения в общенациональном медиапространстве с одновременным усилением местных рынков прессы и рекламы;
в изменении содержания СМИ — как на уровне тем, так и на уровне жанров/форматов, в которых эти темы доходят до аудитории: очевидно, что духовно-религиозная, тендерная, антикриминальная проблематика, как и проблематика благотворительности, детства, антинаркотических публикаций, представляют собой новые тематические пласты в российской журналистике;
в трансформации журналистских практик, ценностных установок и профессиональных стандартов: приоритет скорости в новостной журналистике, сознательный уход журналистов от публицистики и личных комментариев с объективизацией фактов, стремление к саморегулированию в условиях отказа от внешнего контроля, в том числе и общества, превращение журналистики из миссионерской деятельности в профессию, подчиненную диктату заработка.
Подводя итог анализа проявлений модернизации в российской медиасистеме, можно заключить следующее:
политический процесс в современной России подвержен серьезному влиянию исторических традиций политической жизни и культуры, что в значительной степени отличается от исходных моментов концепции экономической модернизации; влияние традиций — как ни удивительно — было очевидно даже в контексте консервативной советской модернизации, но стало бесспорным в современной России;
в постсоветской России СМИ оказались подвержены различным и неравнозначным влияниям, поэтому сам процесс российской модернизации медиасистемы оказался крайне фрагментированным: с одной стороны, некоторые процессы и сегменты медиасистемы трансформировались радикально (взаимодействие рекламного и медиарынка; деловая журналистика, ориентированные на потребительский рынок газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, FM-радио), с другой — общеполитические издания и универсальные вещательные телеканалы пока еще не нашли адекватных экономике и обществу бизнес- и содержательных моделей, что лишь усиливается в условиях сегодняшнего кризиса;
причины отсутствия стабильности в медиасистеме имеют как внешние (глобальный финансовый кризис, политическая культура, коммерциализация, идущая от рынка), так и внутренние причины, причем последние разделяются на индустриальные (приоритет политических и коммерческих давлений на редакции над профессиональными, отсутствие разделяемых индустрией этических стандартов) и профессионально журналистские, связанные с резким отрицанием многими журналистами механизмов вторжения в свободу слова в контексте признания частью журналистского сообщества инструментальной роли журналистики;
«глянцевая журналистика», развивающаяся вместе с рекламным рынком, активно продвигает ценности потребительского образа жизни, что одновременно влияет на изменение характера политической культуры в целом;
«давления» со стороны аудитории становятся все более заметными, которая сама становится движущей силой модернизации, создавая основу для по-прежнему слабого, но все-таки развивающегося гражданского общества; причем последнее в каких-то проявлениях заявляет о себе на уровне медиапотребления, в каких-то — на уровне электорального выбора, в каких-то — на уровне участия, вовлечения в деятельности СМИ.
Заключая, следует подчеркнуть: общий процесс трансформации российской медиасистемы в значительной степени испытывает на себе влияние процессов формирования современных экономических структур (вариантов рынка), и конвергенции информационно-коммуникационных технологий. Впрочем, именно эти факторы определяют современное развитие медиасистем на и глобальном уровне.
Заключение
...Во-первых, многие формальные рамки для них сегодня оказались существенно иными, чем в 1991 г., когда Россия стала самостоятельным государством. Изменения законодательства, публичных формальных правил, общегосударственной политики в СМИ, основных институтов — налицо. Возникло новое законодательство о СМИ, в котором четко сформулирована недопустимость цензуры, существует новая система выхода на рынок медиапредприятий, основанная на новых процедурах регистрации СМИ и получения лицензий на вещание, редакции превратились в хозяйствующие субъекты. Однако у новых формальных правил нет достаточных гарантий их реализации и потому, что макросреда не изменилась окончательно (см. столбцы «Модернизация общества» и «Модернизация экономики» в табл. 1), и потому, что и в самих масс-медиа сохранилось сильное влияние неформальных правил и установок — как собственно из этой сферы, так и извне, из макросреды.
Во-вторых, успех в отдельных сегментах — например, в сфере новых медиа — является следствием цифровой революции в (телекоммуникационной сфере. Инновации в технологической сфере — важный компонент модернизации. Можно признать, что в условиях частичной/ рецидивирующей модернизации новые медиа, Интернет в России дают пример не только структурно-институционального обновления, но и поведенческого, профессионального. Можно предположить, что новые формы коммуникации, стиля жизни, новые неформальные установления, широкие изменения практик (например, поведения и запросов аудитории) пойдут именно из этой сферы.
В-третьих, пример установления в России новых медийных практик столкнулся с прочностью национальных традиций, в журналистике и масс-медиа в том числе. Однако национальные культурные традиции — это неотъемлемая часть жизни общества.
Прочитайте выдержки из статьи Е.А. Воиновой «СМИ в контексте медиатизации политики» (СМИ в меняющейся России: Коллективная монография. М., 2010. С. 260 – 275.) и назовите основные признаки данного процесса.
Выборная президентская кампания 1996 г. — первое серьезное погружение российского общества в медиатизированную политику. Дело в том, что еще в декабре 1995г. политическая элита, разделенная на два идеологически враждебных лагеря: коммунистов, поддерживавших Геннадия Зюганова, и демократов, вставших на сторону действующего на тот момент президента Бориса Ельцина, понимала, что должно произойти что-то сверхъестественное, чтобы Ельцин был переизбран на второй срок. По разным оценкам, в январе 1996 г. рейтинг Бориса Ельцина колебался в пределах 3—6%. Оппоненты открыто называли его «политическим трупом», а выигравшая думские выборы Коммунистическая партия и ее лидер Зюганов стали реальной альтернативой крайне непопулярному президенту. Поэтому на предотвращение «угрозы коммунистического реванша» был брошен весь потенциал СМИ. Эфир федеральных телеканалов (ОРТ, РТР и НТВ) был однозначен: «добро» должно победить «зло», «коней на переправе не меняют», «мир и стабильность лучше, чем кровь и хаос». Медийный конструкт стал реальной политикой. И уже в апреле 1996 г. рейтинг Ельцина достиг 20% и сравнялся с рейтингом Зюганова. А в июле Ельцин выиграл президентские выборы: 53,8 против 40,3% у лидера коммунистов.
Двойная реальность
Ставка на телевидение как на главный инструмент подмены реального политического действия его медийным представлением была полностью оправдана. Телевизионная картинка — подчас единственный контакт общества с политической сферой. К примеру, согласно данным исследования Левада-Центра относительно СМИ в предвыборной ситуации, проведенного 8-11 февраля 2008 г., 63% опрошенных рассматривают в качестве основного источника информации о взглядах кандидатов на пост Президента России и их предвыборных программах именно телевидение (3% обращаются к радио, 10% — к газетам и журналам, 6% — к Интернету). В связи с этим оно является едва ли не самым необходимым элементом воспроизводства публичной политики.
Реальная политика естественным образом отображается в СМИ в виде повестки дня, комментариев политических акторов и экспертов, представленных смыслов и т.д. Без СМИ публичная коммуникация в политике в принципе невозможна. Однако развитие коммуникационных сетей, в частности телевидения, а также стремление вовлечь в «демократию публик» максимально широкую аудиторию постепенно послужило стиранию границ между политическим пространством и медийной сферой. Именно широковещатели стали условием взаимопроникновения политики и СМИ и, как следствие, появления медиатизированной политики. Являясь самым массовым каналом распространения информации, телевидение не только очерчивает границы политического поля, но и само становится неотъемлемым актором политического процесса.
Масс-медиа привлекают особое внимание к определенным вопросам. Они формируют публичные имиджи политических фигур, постоянно и настойчиво представляют избирателям что-либо и кого-либо и подсказывают то, что люди в своей массе должны знать об этом, что думать и что чувствовать.
В результате политические смыслы перемещаются из реальной области в область виртуальную, медийную. Не случайно Ж. Бодрийяр своим заявлением, что «войны в Персидском заливе не было», четко обозначил грань между медийным представлением о реальности и самой реальностью.
Впрочем, не следует рассматривать медиатизированную политику исключительно как некую технологию манипуляций общественным мнением. Безусловно, политика «загоняется» в медийную сферу, и чаще всего о медиатизации говорят, когда необходимо обозначить активность тех или иных субъектов политического процесса, стремящихся заменить реальное политическое действие его имитацией в публичном пространстве. Но в то же время необходимо учитывать, что СМИ — единственная масштабная коммуникация, которая потенциально предоставляет возможность публичного согласования интересов и площадку для дискуссий.
И в этом отношении медиатизированная политика становится индикатором степени закрытости политического поля и всей политической системы в целом, а плюрализм — критерием политической модернизации. Закрытость или открытость политической системы является объективным условием развития в ее рамках определенной модели медиатизации.
СМИ привязаны к реальному политическому процессу. Развиваясь в среде, где нет политической конкуренции, они не могут заменить других субъектов публичной политики. А значит, публичный дискурс не может быть в полной мере реализован в закрытой политической системе. Если политическое поле закрыто, то медиатизированная политика будет проявляться через однонаправленную коммуникацию «сверху вниз». Таким образом, «политическое» не означает «публичное». Когда борьба за власть скрыта от общества и происходит «под ковром», властным субъектам или группам, получившим властные полномочия, незачем придерживаться принципов публичной политики. Результаты борьбы появляются в публичном пространстве постфактум всего лишь для формальной легитимации в глазах общества, смысловой обмен затруднен, а политический процесс превращается в бюрократическую процедуру, выводящую согласование различных мнений за пределы медийного поля.
Не последнее значение имеют и законодательные рамки отстраиваемой медиаполитической системы. Принятые и предполагаемые поправки к закону «О СМИ», федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму» серьезно ограничивают право журналистов на распространение информации (так, во время думской предвыборной кампании 2007 г. критика партий в эфире была жестко ограничена, а в апреле 2008 г. с подачи «Единой России» Госдума в первом чтении приняла поправки, позволяющие закрывать издание за клевету — «за публикацию заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», которые, правда, спустя месяц сами единороссы и отклонили, приступив к разработке нового закона «О СМИ»).
Отсутствие конкуренции внутри политического поля, выхолощенность политических институтов и закрытость политической сферы современной России отражается на эффективности функционирования СМИ как равноправного политического субъекта. СМИ чаще всего выводят из медийной повестки дня значимые для общества вопросы, взамен транслируя тщательно подогнанные смыслы. В публичном поле доминирует закрытая модель медиатизации, лучше всего иллюстрируемая информационной политикой широковещателей…
Коммуникативные резервы
Парадоксальной особенностью формирования медиатизированной политики в России является факт сосуществования, с одной стороны, однонаправленной телевизионной картинки, а с другой — потенциальных площадок для общественной дискуссии.
Было бы неверным утверждать, что в публичном поле нет ресурсов, позволяющих осуществлять открытые коммуникации, и в него не попадают реальные общественно-политические проблемы. Безусловно, превалирование закрытой коммуникации и давление широковещателей на повестку дня оказывает серьезное влияние на блокирование публичной сферы изнутри. Однако российский информационный ландшафт не является одномерным пространством, даже несмотря на то что СМИ, ориентированные на организацию диалоговых обменов и воспроизводство публичности, немногочисленны. Как правило, это специализированные академические журналы — «Полис», «Политическая наука», «Россия в глобальной политике», «Социс», «Общественные науки и современность», а также узкий сегмент качественной прессы — общенациональные газеты «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Новая газета», журналы «Власть», «The New Times» («Новое время»). Тем не менее они производят и поддерживают «символическое взаимодействие» и политический дискурс. Любопытно, что толстые глянцевые журналы (к примеру, Esquire, опубликовавший интервью с Михаилом Ходорковским, или «Медведь», который также выбрал в качестве интервьюируемых лиц не слишком жалуемых Михаила Делягина или Марию Гайдар), также претендуют на то, чтобы поднимать проблемные вопросы. И в этом отношении пресса оказывается модернизированнее сложившегося политического режима.
Впрочем, в системе российских СМИ площадками для подлинной дискуссии все чаще становятся интернет-ресурсы: блоги, форумы, сайты экспертных организаций, дневники «Живого журнала» (www.livejournal.com), некоторые электронные СМИ. Поданным, которые приводит «КоммерсантЪ», месячная аудитория онлайн-СМИ составляет 37,8 млн человек (Lenta.ru — 5,1 млн чел., Gazeta.ru и Kommersant.ru — 4,2 млн человек, Vedomosti.ru — 1,8 млн человек), а месячная аудитория блогов — 27,7 млн человек {Livejournal — 15 млн человек). При этом, несмотря на относительную малочисленность читателей, многие блогеры доказали, что способны формировать общественное мнение и участвовать в установлении повестки дня, конкурируя с традиционными СМИ.
«Путин начал свою речь. Ужасная давка. Все министры здесь, но нет никого из Кремля», — этой записью депутат Госдумы Илья Пономарев приступил в своем микроблоге Twitter к прямой трансляции отчета перед парламентом премьер-министра Владимира Путина о программе антикризисных мер. Интернет вообще является идеальной коммуникативной площадкой, свободной и поощряющей участие в дальнейшей коммуникации. Его преимущество в том, что можно не просто рассказывать о событии, ссылаясь на различные источники информации, но и комментировать его, предлагая множественность позиций. По мнению директора Института проблем глобализации экономиста Михаила Делягина, те же блоги — «очень хорошая среда для быстрого сбора информации о самых разных событиях»: «Я, например, только при помощи сопоставления ЖЖ окончательно понял, что история с так называемым «выступлением фашистов» на молодежном форуме в Перми — просто еще одна... провокация нашего руководства».
Плюрализм, являющийся критерием политической модернизации, наиболее заметен в альтернативном пространстве. Более того, принимая во внимание, что в альтернативной медийной среде действуют и оппозиционные силы, и класс интеллектуалов, и постепенно входящие в нее политические акторы во власти, можно утверждать, что Интернет стал независимой площадкой для политического дискурса и мобилизации аудитории в политических процессах. В связи с этим постепенное наращивание взаимодействия традиционных медиа с интернет-ресурсами (к примеру, интеграция онлайновых сервисов издательского дома «Коммерсантъ» с Livejournal) и потенциальная эволюция медийного поля в перспективе могут стать одним из факторов политического развития. Тем более что преимуществами данной среды решил воспользоваться и глава государства Дмитрий Медведев, который регулярно дает понять, что готов использовать свой блог в Livejournal в качестве реального источника о положении дел на местах.
Познакомьтесь с фактами, представленными в статье «Новые лики религии: фантом или реальность» (Журналист. 2006. №12. С.11), автор которой пожелал остаться неизвестным, и выскажите своё видение проблемы взаимодействия государства, СМИ и религии.
Встречались ли вы, уважаемый читатель, с такими недавно появившимися словами, как «политическое православие» и «политический ислам»? Ведь для нас более привычно слышать и читать в текстах о религии просто слова — христиане, мусульмане, буддисты, католики, протестанты и так далее. Почему вдруг появилось это словосочетание с употреблением слова «политический»? Что это — выдумка отдельных ученых, журналистов, умозрительные выводы, умышленное искажение существующей реальности? Или это — новое явление, которое стало существенным фактором происходящих в обществе изменений, отражением сдвигов в сфере политики?
Смею утверждать, что это — не фантазия, не кажущееся явление — эта достаточно четко выраженная реальность, суть которой — религия мощно двинулась в политику, стала активным игроком на политической арене.
А слияние религии и власти порождает такую форму политического управления, как теократия.
Теократия рвется в политику
Теократия (от греч. teos — бог, kratos — власть) представляет собой форму государственного управления, при которой политическая власть осуществляется с позиций религиозной регламентации государственной и общественной жизни.
В настоящее время религии интенсивно ищут свое место в мире. И это место определяется ими как расширение своего вмешательства во все дела и во все процессы, происходящие в обществах и государствах. С одной стороны, наблюдается все возрастающее стремление их представителей активно участвовать в политической жизни, претендовать на политическую власть, что с полным основанием можно назвать клерикализацией и теократизацией государственной и общественной жизни. С другой стороны, возросло число государств, лидеры которых в той или иной мере берут на вооружение религиозные догматы и каноны и стремятся опираться на них, считая, что это повышает их конкурентоспособность и выживаемость в современном мире.
Наиболее наглядно воплощает в себе облик теократического государства современный Иран, в котором прямо и непосредственно управляют страной духовные лидеры. Специфические формы модернизированной теократии воплощены в деятельности Саудовской Аравии, Судана. Отдельные элементы мощного влияния церкви на политические процессы очевидны в Греции, где православие является государственной религией. В попытке укрепить свое положение пошел на провозглашение православия государственной религией в Грузии Э. Шеварднадзе, что, кстати, не гарантировало его от политического краха. Почти все речи высших политических деятелей США начинаются с упоминания Бога.
Стоит отметить и еще один важный момент, который нельзя не учитывать при рассмотрении проблем взаимодействия религии и власти. Ведь мы являемся очевидцами все возрастающей конфликтности между миром христианства и миром ислама. В этих условиях у политических деятелей проявляется желание заявить себя как максимально дистанцирующихся от процессов клерикализации, что, например, особенно наглядно проявилось при принятии проекта Конституции Европейского Союза: в ней не было упомянуто о христианских корнях европейской цивилизации. Такое отношение к христианству встретило ожесточенное сопротивление не только католической и протестантской, но и православной церквей, увидевших в этом уступку своей канонической территории другой религии. На наш взгляд, это было одной из причин поражения референдума о Европейской конституции во Франции и Голландии.
В то же время мы видим обостренную реакцию мира ислама на события в христианском мире, например, публикации датских художников, в карикатурах которых были изображены действия пророка Мухаммеда. Или недавняя речь Папы Бенедикта ХVI, в которой он цитировал слова средневекового деятеля, негативно оценивающего поступки и акты мусульманского пророка. Именно эти события в христианском мире послужили актом воинствующей клерикальной мобилизации людей, исповедующих ислам. Как ни печально признавать, но именно эти акты были поддержаны государственными деятелями ряда мусульманских стран и многими представителями средств массовой информации. Эту тревогу в связи с противостоянием двух религий разделяет Президент России В.Путин, заявивший на июньской встрече с главой Организации Исламская конференция Экмеледдином Ихсаноглу, что «деление мира по конфессиональному цивилизационному принципу гораздо опаснее, чем прежнее деление по идеологическим принципам».
А что происходит в России?
Что касается Русской православной церкви, то мы являемся свидетелями двух ярко выраженных тенденций. Первая заключается в том, что иерархи церкви стремятся оказать прямое или косвенное воздействие на решение происходящих в стране социально-экономических изменений.
Во-первых, это наблюдается в желании занять место идеологической доктрины общества. Все чаще и чаще от иерархов РПЦ можно слышать, что спасет Россию только православная вера, что только ее влияние обеспечит мир и гармонию в обществе.
Во-вторых, церковь пытается взять под свой контроль систему образования (создание теологических факультетов, введение предмета «Основы православной культуры»), внедряется в армию (принятие присяги под эгидой священника, богослужение при спуске боевого корабля или ракеты). Совместно с чиновниками сооружаются церковные помещения в министерствах, ведомствах, в государственных учреждениях, невзирая на то, что, по Конституции, Россия является светским государством.
В-третьих, РПЦ осуществляет интенсивный поиск новых принципиальных подходов к злободневным проблемам современности, не ограничиваясь заботами только о подопечной канонической территории. Так, на Х Всемирном русском народном соборе в апреле 2006г. была оглашена идея, звучащая весьма оригинально — о соответствии концепции прав человека нормам морали и нравственности. Рассматривая сложившуюся в российском обществе коллизию, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своей речи говорил, что существование прав и свобод человека, став реальностью общественной жизни, не прошло «серьезную рецепцию с точки зрения исторического опыта и духовной традиции наших государств», ибо «отсутствовала какая-либо система нравственного воспитания личности».
В-четвертых, РПЦ становится крупным собственником, чья экономическая мощь начинает перерастать в политическую в результате поддержки, уступок и налоговых льгот и преференций со стороны государства. Не так уж и редки случаи косвенной или прямой поддержки клерикальных или потворствующих сил и деятелей в период избирательных кампаний.
В-пятых, одновременно РПЦ заявляет о своих амбициозных планах (мечтаниях?), которые являются не столько оригинальными, сколько весьма опасными: иерархи РПЦ стали открыто ориентироваться на активное участие в осуществлении власти в России. Разве можно не обратить внимание на такой пассаж того же митрополита Кирилла в его выступлении перед студентами Ростовского университета, что лучшей формой государственного управления в России была бы теократия? Это — не просто слова. Мы наблюдаем, как во все большей мере усиливается стремление священнослужителей участвовать во всех без исключения политических акциях — при проведении различных государственных мероприятий, в попытках внедриться в армию, в систему образования, в экономику, культуру. Иначе говоря, далеко не все так лучезарно и беспроблемно происходило и происходит на современном этапе развития российского государства и общества в их взаимодействии с религией.
Не уступает в своих амбициозных устремлениях и ислам, вернее, его представители, которые имеют вполне зримые и реальные рычаги влияния на государственные дела, как это проявляется в Дагестане, в других республиках Северного Кавказа, Поволжья и даже в традиционных православных районах. Вслед за ними, хотя и в меньшем объеме, претендуют на участие в решении политических проблем и буддийское духовенство, и протестанты, и католики, и практически все более или менее значимые религиозные конфессии.
В целом, можно утверждать, что в конце ХХ — начале XXI вв. во многих государствах мира наблюдается религиозный ренессанс. Особенно это характерно для стран, возникших после распада СССР и восточноевропейского блока. В этих странах произошло пробуждение интереса к религиям — в основном, христианству и исламу. Большинство людей стало при социологических опросах объявлять себя верующими. Так, в России, по данным ИСПИ РАН, 80% населения назвали себя православными, около 8% — сторонниками ислама, несколько процентов — приверженцами буддизма, что коррелирует с национальным составом России. Одновременно происходил процесс рехристианизации и реисламизации, которые по своей сути означали возрастание роли религий, их канонов и догматов в жизни общества, в решении многих экономических, социальных, политических и духовных проблем. В соответствии с этими тенденциями значительно возросло число церквей, мечетей, пагод и других культовых помещений. Значительно увеличилось число религиозных организаций и учреждений.
Но эти процессы происходили не без издержек. Время показало, что увеличившаяся религиозность была во многом поверхностной, показной, ибо многие — до 70% объявивших себя приверженцами вероучений — продолжали годами не посещать церковь, не выполнять никаких религиозных предписаний. Более того, начался отток тех, кто ранее объявил себя верующим в Бога. Так, по данным социологов (М.П.Мчедлов, С.Б.Филатов), 75-80% объявляют себя православными, но при вопросе о вере в Бога их число уменьшается на 20-25%. Одновременно религиозная приверженность приобрела различные деформированные виды: выросло число сектантских движений, которые порой принимают причудливые формы вплоть до изуверских, граничащих с нарушением элементарных прав и свобод человека. Очевидно, что происходит сложный процесс смещения и изменения места религии в жизни современного общества.
Какова же реакция россиян на взаимодействие церкви и государства?
Здесь интересны два аспекта. Один из них касается оценки возможности вмешательства церкви в государственные дела.
Должна ли церковь оказывать влияние на принятие государственных решений (в % к числу опрошенных). Сентябрь 2005. N=1600
Определенно да 16
Скорее, да 26
Скорее, нет 27
Определенно нет 24
Затрудняюсь ответить 8
Источник: Левада-Центр. Общественное мнение. 2005. С.129.
Другой аспект касается противоположной тенденции — оценка возможностей государства и ее деятелей руководствоваться тем, что связано с догматами церкви.
Следует ли российским властям руководствоваться в своих действиях религиозными убеждениями? (в % к числу опрошенных). Сентябрь 2005.
Определенно да 13
Скорее, да 30
Скорее, нет 26
Определенно нет 20
Затрудняюсь ответить 11
Источник. Левада-Центр. Общественное мнение. 2005. С.129.
Анализ этих данных позволяет говорить о том, что состояние общественного сознания противоречиво и неоднозначно. Но ясно одно — противников тесного взаимодействия церкви и государства больше, чем его сторонников. И это далеко не совпадает с мнением чиновничества, которое в гораздо большей степени выступает за содружество с церковью, особенно не разбирая, а по каким проблемам оно возможно, а по каким – следует воздержаться.
Проблема в зеркале прессы
В публикациях журналистов можно встретить самые различные подходы и взгляды. Не претендуя на обзор всей прессы, хочу сказать о нескольких позициях.
Во-первых, редакционная политика многих изданий в основном ограничивается констатацией фактов, событий, процессов. Наиболее полно и последовательно это проводится «Независимой газетой». В свое время новаторская деятельность В. Третьякова проявилась в том, что им было создано приложение «НГ-религия». Оно сохранилось и до сих пор, хотя, на мой взгляд, занимает в основном позицию информирования о тех процессах, которые происходят в этой сфере культуры, не определяя своего четкого отношения к ним, представляя читателю самому разбираться в этих перипетиях непростых позиций религий в современном мире. Тема «религия и власть» звучит глухо, в то время, как основное внимание уделяется этнографическим, культурологическим, а то и просто богословским аспектам.
Во-вторых, отчетливо проявляется позиция заигрывания с религиозным наследием, которое особенно наглядно проявляется в печатных органах, придерживающихся националистической и ультрапатриотической позиции, что особенно ярко проявляется в публикациях газеты «Завтра». Такое упование и ориентация на одну религию, заигрывание с религиозной тематикой вряд ли является фактором, снижающим остроту этнических и религиозных отношений.
В-третьих, ряд изданий — таких, как «Комсомольская правда», «Версия» в основном специализируются на событийных моментах, которые позволяют им подавать религиозную тематику в связи с тем или иным заметным явлением или событием в жизни общества.
В-четвертых, можно выделить те издания, которые не ограничиваются информированием читателей, но и определяют свою точку зрения, свою позицию в отношении к церкви, религии. «Известия», например, представляют возможность высказываться как сторонникам религии, так и их оппонентам, в том числе и тем, кто выступает с отчетливо выраженных атеистических позиций. Более того, «Известия» высказывают и позицию руководства газеты, причем не всегда лицеприятную для иерархов церкви, как, например, в вопросе о введении в школах такого предмета, как «Основы православной культуры».
Вариантом анализа складывающихся отношений между властью и религиями является позиция газеты «Коммерсантъ», стремящейся максимально дистанцироваться от односторонних выводов и претендовать на некую истину, объективно представляющую самые различные подходы и интересы.
А в заключении этого анализа о роли журналистов хотелось бы задать вопрос — а нужно ли такое образование, как Союз православных (мусульманских) журналистов? Оставляю право ответить на этот вопрос самим журналистам. Я же предложил бы задуматься о тенденции, опасность которой лично у меня (и не только у меня) не вызывает сомнений.
Смею утверждать, что хождение религии (вернее, ее иерархов, лидеров, служителей) во власть или заигрывание и использование властью авторитета и влияния религии имеет далеко идущие последствия: потерю церковью подлинного авторитета и увеличение количества населения, которая не просто не верит в Бога, а выступает с активных атеистических позиций. Ведь история неоднократно свидетельствовала, что самые непримиримые богоборцы появлялись на исторической арене тогда, когда церковь пыталась диктовать обществу и государству свои правила игры.
В настоящее время мы стоим на грани резкой и весьма спорной и сомнительной политизации религиозных отношений, которые стали широко использоваться как церковной, так и политической властью. Это угрожает опасностью деления человечества на конфессиональной основе с политической подоплекой, что несомненно возбудит различные виды ксенофобии, приведет к дальнейшему противопоставлению людей, сообществ и государств на религиозной основе. В этих условиях религия становится деструктивной силой, и ее действия, направленные на овладение политической властью, играют прямо против государства, против достижения толерантности и взаимопонимания народов и… против самой религии.
Религии и ее институтам следует помнить один исторический урок: у них есть дела, которые выше политики.
- Содержание
- Тематический план курса
- Содержание разделов курса
- Раздел 1. Современная цивилизация: проблемы и перспективы
- Развёрнутый план лекции
- Современное состояние мира: социум на изломе тысячелетий.
- Теории постиндустриального общества (д.Белл, э.Тоффлер, м.Кастельс).
- Глобализация. Тенденции глобализации. Подходы к понятиям «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика».
- Сохранение земной цивилизации как общая задача населения нашей планеты.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Ознакомьтесь с некоторыми тезисами о глобализации известного американского финансиста Джорджа Сороса, опубликованными в журнале «Вестник Европы». 2001. №2. С. 38-49.
- Дайте оценку современному обществу, основываясь на мнении Джорджа Сороса (Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. М., 1997. С.14-15.).
- Тестовые задания по теме «Развитие земной цивилизации в хх в. И процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества»
- Глоссарий по теме «Развитие земной цивилизации в хх в. И процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества»
- Тема №2. Современное мировое информационное пространство Развёрнутый план лекции
- Формирование глобального информационного пространства в XX-XXI вв.
- Сми и глобализация коммуникационного пространства.
- Электронные сми в глобальных коммуникационных процессах.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Познакомьтесь с материалами, представленными в публикации н.Михайлова «сми в эпоху глобализации: актуальные аспекты» (Журналист. 2008. №6. С.26) и выскажите своё мнение.
- Тестовые задания по теме «Современное мировое информационное пространство»
- Глоссарий по теме «Современное мировое информационное пространство»
- Развёрнутый план лекции
- Формы проявления кризиса в сферах политики, экономики, экологии, демографии, культуры как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений.
- Международный терроризм: проблемы освещения в сми.
- Информационные войны.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Прочитайте статью Джима Бумелы (Бумела д. Первая жертва// Журналист. 2010. №7. С.10) и назовите основные признаки информационной войны.
- Тестовые задания по теме «Основные причины и факторы цивилизационного кризиса»
- Глоссарий по теме «Основные причины и факторы цивилизационного кризиса»
- Развёрнутый план лекции «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Практика российских научных центров в исследовании социокультурных проблем.
- Мониторинг современных социальных процессов в сми.
- Движение антиглобалистов в России и мире.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Оцените значимость деятельности международной организации «Институт Открытое Общество» («Open Society Institute» (Режим доступа (17.08.10): http://www.Soros.Org/about/overview).
- Тестовые задания по теме «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Глоссарий по теме «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Раздел 2. Роль журналистики в изучении проблем современности
- Развёрнутый план лекции
- 2. Актуальные изменения в системе ценностей россиян.
- 3.Журналистика как социальный институт, способный решать актуальные проблемы современности.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Тестовые задания по теме «Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем»
- Глоссарий по теме «Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем»
- Развёрнутый план лекции
- Роль сми в преодолении геополитических, этнических и религиозных конфликтов.
- Культурно-просветительская задача сми.
- Развитие межкультурной коммуникации в Мурманской области.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Тестовые задания по теме «Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
- Глоссарий по теме «Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
- Развёрнутый план лекции
- Условия уменьшения пагубного воздействия сми.
- Цензура: необходимость или порок.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Познакомьтесь с фактами, представленными в статье м. Владимировой «тв и цезура приходят в Сеть» (Журналист. 2009. №3. С.41.), и выскажите своё мнение о перспективах свободы слова в Интернете.
- Глоссарий по теме «Негативные тенденции в деятельности сми»
- Развёрнутый план лекции
- Социальная ответственность журналиста за публичное слово.
- Профессиональная компетентность журналистов.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Разрешите проблемные ситуации (задания к зачёту).
- Тестовые задания по теме «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
- Глоссарий по теме «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
- Приложения Выписка из государственного образовательного стандарта по специальности 030601 «Журналистика» (2000 г.) по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Примерный перечень вопросов к зачёту по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Примерные вопросы к курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика» на государственном междисциплинарном экзамене
- Примерная тематика рефератов по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Основная литература к курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Справочные издания:
- Интернет-ресурсы: