logo
материалы к курсу АПСиЖ

Вопросы для самопроверки:

1. Какую роль играют информация и знание в постиндустриальном обществе?

2. Что такое виртуализация общества, виртуальная реальность?

3. Каковы особенности современного общества, основанного на сетевом принципе?

4. Что такое медиакультура? Каковы её функции?

5. В чём заключается основная идея работы Г.М.Маклюэна «Понимание медиа: Внешние расширения человека»?

6. Какова структура глобального рынка средств массовой информации?

7. Какие процессы характеризуют развитие современных СМИ?

8. Какие преимущества имеют медиа, включённые в интернет-пространство?

  1. Познакомьтесь с фактами развития рынка печатных изданий, представленными в статье Л.Петровой (Петрова Л. Бумажной прессе жить десять лет?// Журналист. 2008. №9. С.25) и выскажите своё мнение о перспективах развития медиарынка:

Многие эксперты и исследователи сходятся во мнении: наступает кризис печатных СМИ. Основным источником информации становится Сеть, конкурируя с мобильными телефонами и цифровыми медиа. Все более привлекательными становятся узкоспециализированные медиа. Происходит сегментация, причем разделение идет не только по интересам, но и по возрастному принципу, а каждое поколение остается постоянным в своих предпочтениях. Качество контента меняется, в его создании все большее участие принимает сам пользователь. Появилась новая модель – Pro-Am – профессионально-любительский контент.

С развитием новых медиа интерес к традиционным падает. По данным исследовательских служб Gallup и Pew Research Center, снижение уровня доверия и интереса людей к средствам массовой информации в странах Запада составляет уже порядка 45 %. Рейтинг несетевых, «традиционных» СМИ медленно, но неуклонно падает. На фоне проблем с экономикой серьезные убытки несут в том числе и американские издательства. За год их рыночная стоимость снизилась на 50-70%. Сильно сдал финансовые позиции «GateHouse Media», выпускающий 98 ежедневных, 291 еженедельных и 130 рекламных газет. Его капитализация снизилась за год на 97,33 %, в то время как «Gannett» – на 52 %, «The Washington Post» – на 24 %, «The New York Times» – на 26 %.

Стремясь сократить расходы, издатели вынуждены идти на непопулярные меры – сокращение штата сотрудников газет, хотя зачастую это не дает желаемых результатов. Так, «The Washington Post» досрочно уволила 231 сотрудника, а выплаты компенсаций составили 87,4 мил­­­­лиона долларов. «The Los Angeles Times» сократила 300 человек, «The New York Times» – сто человек.

Всевозможные маркетинговые ходы предпринимают издатели и для того, чтобы удержать своих читателей. News International – собственник «The Times», «The Sunday Times», «The Sun» и других изданий – предпринял очередные попытки удержать подписчиков и роз­­­­ничных покупателей своих изданий. Издатель снизил цену на таблоид «The Sun» на 5 пенсов. По сообщению «The Guardian», стоимость газеты составляет 30 пенсов, что на 10 пенсов дешевле, чем «The Daily Mirror», на 20 пенсов дешевле, чем «The Daily Mail», и на 5 пенсов, чем «The Daily Star». Еще одним шагом «News International», продиктованным желанием угодить потребителю, стала бесплатная доставка газет «The Times» и «The Sunday Times». В результате акции «News International» читатель сэкономит 50 фунтов в год. В дальнейшем «The Times» планирует запустить бесплатную доставку еще одного издания – «The Independent».

Вот только для России такой прием, как снижение стоимости издания, не сработает, считает Евгений Абов, вице-президент Гильдии издателей периодической печати. Во-первых, российский рынок не настолько конкурентоспособен, как европейский или американский. А во-вторых, в нашей стране издатель не может проконтролировать процесс ценообразования. Поэтому для расширения аудитории российским издателям необходимо использовать другие методы и приемы.

Удручающая ситуация с традиционными СМИ на американском рынке вызывает довольно пессимистические прогнозы. Генеральный директор Microsoft Стив Балмер считает: «В следующие 10 лет мир средств массовой информации, коммуникаций и рекламы будет перевернут с ног на голову. Во-первых, через 10 лет не будет существовать услуг СМИ, которые не передавались бы через IP-сеть. Не будет ни газет, ни журналов, которые бы доставлялись на бумаге. Все будет поставляться в электронной форме».

Более оптимистичны результаты исследований компании Synovate: в Европе по-прежнему наблюдается стабильный спрос на печатные издания и телевидение, несмотря на существующую тенденцию к вытеснению традиционных медиа цифровыми. В этом отношении не сильно отличается и центральная часть Европы, в том числе и Россия. Это вселяет надежду!

  1. Оцените феномен глобализации современного медиарынка (В.В.Орлова «Глобальные телесети новостей на информационном рынке». М., 2003. Режим доступа (06.08.2010 г.): http://evartist.narod.ru/text5/68.htm), перечислите транснациональные медиа и охарактеризуйте их роль в обществе.

Интеграционные процессы в различных сферах жизни и прогресс в коммуникационной области определили структуру глобального медиарынка. Сегодня мировой информационный рынок представляет собой совокупность региональных и локальных рынков, объединенных сетью транснациональных коммуникаций, по которым беспрерывно перемещаются огромные потоки информации. Информационный рынок подразделяется на секторы телекоммуникаций, информационных технологий, медиапродуктов и услуг. Среда глобального рынка информации отличается высоким уровнем конкуренции и концентрацией медиа, находящихся в собственности крупных корпораций.

Конкурентная среда рынка не ограничена лишь куплей-продажей медиапродуктов. Это еще и сфера формирования картин событий, происходящих в мире, арена столкновения идеологий и культур. Современный медиарынок – сложная многоуровневая структура, ключевую роль в которой играют транснациональные корпорации, по сути, решающие, что будет экспортировано медиакомпаниями на «рынок идей». Вместе с тем развитие информационного рынка обусловлено политическим и правовым регулированием со стороны правительств. Оба арбитра медиарынка – владельцы корпораций и правительства государств – определяют сферы влияния от идейно-культурологических до финансово-экономических, поддерживая «рынок лояльности», где государство в интересах укрепления национальной идентичности стремится воздействовать на участников рынка как внутри страны, так и на глобальном уровне.

Доминирующее положение на мировом информационном рынке занимают мегакомпании, созданные по типу вертикальной интеграции: America Online – Time Warner, Walt Disney Co, Vivendi Universal Viacom, Bertelsmann, News Corporation и другие. По данным журнала Fortune, вышеперечисленные компании входят в список 500 ведущих глобальных корпораций мира[7]. Группу менее крупных, но, тем не менее, влиятельных поставщиков информации составляют Washington Post, Bloomberg, Reuters, BBC, New York Times, Dow Jones&Co и многие другие. Новости этих компаний широко распространяются во всем мире.

Информационным миром управляют медиамагнаты. Среди них особенно знамениты Руперт Мэрдок, глава News Corporation, в собственности которого находится более 150 медиакомпаний в Австралии, Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Китае; Самнер Редстоун, президент и исполнительный директор компании Viacom; Майкл Блумберг, владелец медиакорпорации Bloomberg; Майкл Эйснер, президент Walt Disney Co и другие.

«Одна из последних фаз «коммуникационной революции» была отмечена появлением нового феномена концентрации СМИ – как транснациональных, так и мультимедиа – и привела к тому, что в мировой медиаиндустриии доминирует небольшое число крупнейших компаний», – пишет профессор Денис Маккуэйл в новом издании книги «Теория массовых коммуникаций». Глобальные медиакомпаний взаимодействуют между собой, образуя иногда своеобразные картели, покупая или продавая часть акций других крупных медиаигроков, что позволяет перераспределять прибыль, сотрудничать в сфере распределения и продажи продукции. К основным медиапродуктам глобальных компаний относятся телевизионные и радиопрограммы (новостные, аналитические, документальные, спортивные, развлекательные, в том числе телесериалы); фильмы, книги, популярные музыкальные записи на различных носителях. Крупнейшие рекламодатели, курирующие значительную часть медиарынка, действуют на международном уровне, способствуя продвижению глобальной рекламы.

Деятельность глобальных медиакомпаний, среди прочего, включает в себя:

Крупнейшим экспортером выступают Соединенные Штаты Америки. При этом важно учесть, что контент включает в себя:

Важно отметить, что глобальный продукт нередко приспосабливается к локальным рынкам, чтобы пользоваться широким спросом в отдельных регионах и странах. Этот процесс получил название «глокализация» (glocalization). Глокализация – результат корпоративных стратегий медиакомпаний – способствует сведению к минимуму финансовых рисков и получению максимальных прибылей. Глокализация одновременно приспосабливает и продвигает локальные медиапродукты на глобальном рынке и служит адаптации глобальных продуктов на местных информационных рынках. Так, каналы MTV адаптированы для рынков регионов и отдельных стран. Телеканалы глобальных новостных сетей, вещающие на различные регионы мира, сфокусированы на освещении региональных новостей. Таким образом, собственно глобальные медиапродукты распространяются наравне с глокальными – созданными по образцу глобальных с «местным содержимым».

Новости стали одним из первых глобальных медиапродуктов, пользующихся стабильным спросом в различных странах мира. Сначала их продавали международные агентства новостей, затем радиослужбы, а в настоящее время продавцами новостей стали глобальные телесети новостей и онлайновые новостные СМИ. Медиаорганизациям разных государств выгодно покупать новости, так как не надо тратить средства на их сбор и производство. Широкий обмен информацией о событиях привел к глобализации новостей, процессу, усиленному «коммуникационным взрывом».

«Коммуникационный взрыв», достигший кульминации во второй половине 1990-х годов, был обусловлен вовлечением в глобальную сеть коммуникации крупных регионов мира (Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, Латинской Америки, некоторых стран Африки, России), ростом в геометрической прогрессии объема информационного потока и, безусловно, бурным развитием высоких технологий, компьютеризацией, конвергенцией средств связи.

Важнейшее место в сети глобальных коммуникаций занимает система международных новостей, поэтому имеет смысл внимательно ее проанализировать. Эта система представляет собой объединение средств массовой информации и коммуникации, поставляющих новостную информацию в разные точки земного шара.

Система международных новостей складывалась поэтапно. На первом этапе с XIX века в течение полутора столетий ведущую роль поставщиков мировых новостей играли международные информационные агентства: Havas, Associated Press, Reuters, France Press, UPI, ТАСС. На протяжении XX века международные новостные радиослужбы были не только средствами информации, но и важными инструментами пропаганды, которые использовали правительства различных государств в политических целях. ВВС World Service, Voice of America («Голос Америки»), Liberty («Свобода»), Free Europe («Свободная Европа») служили альтернативными источниками информации в Советском Союзе и государствах Восточной Европы. В конце XX века в результате стремительного развития спутникового телевидения на информационную сцену вышли международные телесети новостей. Вслед за CNN International начинает вещание ВВС World, появляются крупные региональные сети новостей Euronews, Deutsche Welle, Sky News, Al-Jazeera и другие. Новостное телевидение усилило межкультурный аспект восприятия событий репортажей; анализируя визуальный контент, зрители могут сами интерпретировать происходящее. Международные издания газет и журналов новостей, прежде всего International Herald Tribune, Wall Street Journal, Economist, Newsweek, Time и другие широко распространяются во всем мире. В настоящее время глобальная новостная система находится в стадии онлайнового развития: ресурсы Интернета дают возможность пользователям получить информацию любого издания, телекомпании, информационного агентства…

Доминирование глобальных западных СМИ на медиарынке мира влечет за собой неизбежные вопросы: насколько полно освещаются проблемы информационно зависимых государств? Как влияют новости западных СМИ на обстановку в этих странах? Что несет с собой западная культура, передаваемая посредством телеобразов, насколько сильно ее влияние на национальные идентичности?

Западные телесети часто обвиняют в том, что они «вспоминают» о третьем мире исключительно в чрезвычайных случаях: в периоды военных конфликтов, политических переворотов, катастроф и стихийных бедствий, что, в свою очередь, негативно влияет на аудиторию развивающихся государств. «Эта система есть результат возможностей и потребностей. Новости из отдаленных мест должны быть очень важными, чтобы вытеснить местные. Большая мировая политика творится промышленно развитыми странами. И, требуя изменить мировые потоки с тем, чтобы поднять роль Юга, третий мир может изменить естественно сложившиеся условия с риском вызвать мировой информационный беспорядок», – подчеркивал Н. Голядкин. Стоит также отметить, что лидирование негативных событий в выпусках новостей – характерная черта новостного цикла глобальных телесетей, другое дело – избирательность этого цикла, приоритет освещения событий, происходящих в развитом мире.

Доминирование западных СМИ на информационном рынке мира привело к дебатам о «вестернизации» культур и медиаимпериализме. В частности, исследователями СМИ выдвигаются следующие положения медиаимпериализма, спровоцированного эффектами глобализации: