Прочитайте статью Джима Бумелы (Бумела д. Первая жертва// Журналист. 2010. №7. С.10) и назовите основные признаки информационной войны.
Правда – первая жертва войны, говорит старая пословица. 31 мая, когда Израиль напал на гуманитарную флотилию для Сектора Газа, мы вновь в этом убедились. Это даже не война. Коммандос напали на гражданское судно в международных водах. Погибли люди. Сразу после кровавого нападения в виртуальный бой вступила правительственная пресс-служба – вторая армия Израиля, вооружённая пресс-релизами, фотографиями, фрагментами аудио- и видеороликов.
Борьба за победу в медиабитве началась до нападения. Корр. австралийской Sydney Morning Herald Пол Макджео (один из 60 журналистов-свидетелей) сообщает, что связь блокировалась еще до атаки, потом главные усилия были направлены на конфискацию камер, блокировку контактов со спутниками, уничтожение камер кабельного ТВ на судне «Mavi Marmara», - т.е. на взятие информации под контроль. У журналистов конфисковали и ноутбуки, и мобильные телефоны, а потом посадили решетку с другими пленниками на 48 часов.
Что делала израильская пропагандистская машина эти 48 часов? Насыщала СМИ своей информацией, распространяла по сетям и через YouTube смонтированные ролики. Получалось: пассажиры пытались убить солдат, а солдаты защищались. На сайт Flickr.com вбрасывались фото оружия (где и как его фотографировали - сказать сложно). И этими «доказательствами» размахивал перед мировым сообществом глава МИД Израиля!
Израиль не впервые заглушает протесты собственными медийными атаками. Прием отрепетирован и во время вторжения в Сектор Газа в январе 2009 года. «Это нападение, - пишет Аншель Пфеффер в израильской газете Haaretz, - стало демонстрацией полной перестройки израильской hasbara (пропаганды). Хотя военные аспекты операции были тщательно спланированы и проведены, медийная PR-стратегия по обработке СМИ не прекращалась. (...) На этот раз израильским стратегам пришлось действовать быстрее с тонким использованием интернета и новых социальных сетей».
Каков результат? Дэнни Шехтер, автор американского The Crime of Our Time констатирует, что «49 % американцев, вероятно, убеждены в правильности одностороннего произраильского освещения захвата гуманитарной флотилии». Если это так, то результат невероятен и страшен. Если заранее демонизируется любой критик израильской позиции, а альтернативная информация вообще не пробивается в СМИ, то пословица о правде как первой жертве войны становится аксиомой.
Эстер Каплан, пишущая для Nation озаглавила свою статью так: «Американским СМИ стоит осторожнее критиковать нападение на флотилию». Ее не слишком беспокоит дезинформация и почти ликующий тон CNN и Fox, но она строга к Гленну Кесслеру, который в Washington Рад попытался изложить другую версию. Она считает, что глобальное осуждение этого события осложнит отношения Обамы с премьером Израиля. Сам же Сектор Газа не заслужил быть упомянутым даже в сноске. Впрочем, и New Times анализирует дипломатические последствия этого события лишь для Израиля.
Мне представляется это ужасным и вот почему. На фоне высокого качества американской журналистики мы вдруг сталкиваемся с ситуацией, когда за борт выбрасывается основной постулат профессии: в спорном вопросе опираться на несколько источников информации. Докладчик ООН – тоже только израильский чиновник. Ни малейших намерений связаться с палестинцами и международными правозащитными организациями. Почему, если ситуация в Секторе Газа не была в это время острой? Или люди, живущие там, не нуждались в гуманитарной помощи? Или журналистика разучилась предоставлять факты и развязывать хитросплетения политики?
Израильские власти начали раскручивать бренд «Израиль» не сегодня, и это не единственное правительство, которое ведет в мире подобные кампании. Их дело. А наше дело - писать правду и противостоять неправде. Или не так? И журналисты противостоят фальшивкам, защищая информацию и, тем самым, права человека в разных государствах. Почему же высказывается недоверие и подрывается репутация любого, кто заговорит о правах человека в Израиле?
При освещении этой темы мир журналистики встал с ног на голову. Он-лайн журналисты Абунима и Блюменталь доказали: был монтаж израильских роликов, об этом в почте New York Times упомянул блоггер Роберт Маккей.
10 июня на пресс-конференции в ООН, посвященной демонстрации не прошедших цензуру роликов (кое-кто на захваченном корабле сумел припрятать карты памяти), режиссер Яра Ли представила ленту, полностью противоречащую израильской версии событий. Что после этого изменилось? Почти ничего.
Остановимся. Кровавый рейд стал историей. Но эта история для журналистов дурно пахнет. Они, сеющие зерна, из которых вырастает честный хлеб правды, на этот раз ели попкорн, приготовленные в пропагандистской машине, и смотрели кино, снятое для них другими Так будет всегда? Ничего себе, перспектива…
- Содержание
- Тематический план курса
- Содержание разделов курса
- Раздел 1. Современная цивилизация: проблемы и перспективы
- Развёрнутый план лекции
- Современное состояние мира: социум на изломе тысячелетий.
- Теории постиндустриального общества (д.Белл, э.Тоффлер, м.Кастельс).
- Глобализация. Тенденции глобализации. Подходы к понятиям «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика».
- Сохранение земной цивилизации как общая задача населения нашей планеты.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Ознакомьтесь с некоторыми тезисами о глобализации известного американского финансиста Джорджа Сороса, опубликованными в журнале «Вестник Европы». 2001. №2. С. 38-49.
- Дайте оценку современному обществу, основываясь на мнении Джорджа Сороса (Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. М., 1997. С.14-15.).
- Тестовые задания по теме «Развитие земной цивилизации в хх в. И процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества»
- Глоссарий по теме «Развитие земной цивилизации в хх в. И процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества»
- Тема №2. Современное мировое информационное пространство Развёрнутый план лекции
- Формирование глобального информационного пространства в XX-XXI вв.
- Сми и глобализация коммуникационного пространства.
- Электронные сми в глобальных коммуникационных процессах.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Познакомьтесь с материалами, представленными в публикации н.Михайлова «сми в эпоху глобализации: актуальные аспекты» (Журналист. 2008. №6. С.26) и выскажите своё мнение.
- Тестовые задания по теме «Современное мировое информационное пространство»
- Глоссарий по теме «Современное мировое информационное пространство»
- Развёрнутый план лекции
- Формы проявления кризиса в сферах политики, экономики, экологии, демографии, культуры как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений.
- Международный терроризм: проблемы освещения в сми.
- Информационные войны.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Прочитайте статью Джима Бумелы (Бумела д. Первая жертва// Журналист. 2010. №7. С.10) и назовите основные признаки информационной войны.
- Тестовые задания по теме «Основные причины и факторы цивилизационного кризиса»
- Глоссарий по теме «Основные причины и факторы цивилизационного кризиса»
- Развёрнутый план лекции «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Практика российских научных центров в исследовании социокультурных проблем.
- Мониторинг современных социальных процессов в сми.
- Движение антиглобалистов в России и мире.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Оцените значимость деятельности международной организации «Институт Открытое Общество» («Open Society Institute» (Режим доступа (17.08.10): http://www.Soros.Org/about/overview).
- Тестовые задания по теме «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Глоссарий по теме «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Раздел 2. Роль журналистики в изучении проблем современности
- Развёрнутый план лекции
- 2. Актуальные изменения в системе ценностей россиян.
- 3.Журналистика как социальный институт, способный решать актуальные проблемы современности.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Тестовые задания по теме «Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем»
- Глоссарий по теме «Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем»
- Развёрнутый план лекции
- Роль сми в преодолении геополитических, этнических и религиозных конфликтов.
- Культурно-просветительская задача сми.
- Развитие межкультурной коммуникации в Мурманской области.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Тестовые задания по теме «Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
- Глоссарий по теме «Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
- Развёрнутый план лекции
- Условия уменьшения пагубного воздействия сми.
- Цензура: необходимость или порок.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Познакомьтесь с фактами, представленными в статье м. Владимировой «тв и цезура приходят в Сеть» (Журналист. 2009. №3. С.41.), и выскажите своё мнение о перспективах свободы слова в Интернете.
- Глоссарий по теме «Негативные тенденции в деятельности сми»
- Развёрнутый план лекции
- Социальная ответственность журналиста за публичное слово.
- Профессиональная компетентность журналистов.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Разрешите проблемные ситуации (задания к зачёту).
- Тестовые задания по теме «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
- Глоссарий по теме «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
- Приложения Выписка из государственного образовательного стандарта по специальности 030601 «Журналистика» (2000 г.) по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Примерный перечень вопросов к зачёту по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Примерные вопросы к курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика» на государственном междисциплинарном экзамене
- Примерная тематика рефератов по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Основная литература к курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Справочные издания:
- Интернет-ресурсы: