Познакомьтесь с фактами, представленными в статье м. Владимировой «тв и цезура приходят в Сеть» (Журналист. 2009. №3. С.41.), и выскажите своё мнение о перспективах свободы слова в Интернете.
Кризис в сфере телекоммуникаций.
Сейчас в России интернетом пользуются около 40 млн. человек. Наш президент тоже является большим любителем интернета. По его словам, каждый рабочий день он начинает с просмотра интернет-сайтов, причем изучает не только проправительственные СМИ, но и оппозиционные. Недавно в Москве завершилась Международная конференция под названием «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса» (организатор – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации). Ее участники, лучшие российские специалисты в сфере телекоммуникаций, пришли к трем основным выводам:
Сейчас в мире происходит передел собственности между крупными и крупнейшими бизнес-игроками;
Эксперты полагают, что, в результате, богатые станут еще богаче, а бедные – еще беднее;
Факты таковы, что люди сегодня готовы отказаться от радио и даже телевидения... в пользу сети Интернет.
Точнее, отказываться им ни от чего не нужно – просто интернет-радио и телевидение сегодня становятся все более и более популярными. Кризис загоняет в интернет и рекламу. Она здесь – в разы дешевле и выгоднее.
Проведенные опросы общественного мнения говорят о том, что россияне планируют снизить свои расходы в наступившем году на 30-40 %. Поджиматься и экономить придется на всем, кроме одного: мобильной связи и интернета. К счастью, в столицах интернет сегодня дешев и доступен всем: и богатому, и бедному. Но это только в Москве. В провинции – другая ситуация: доступ к Сети имеют очень немногие из-за высокой стоимости интернета. Для сравнения: услуги одинакового качества в Москве и Красноярске отличаются по стоимости примерно в шесть раз.
Возможно ли цензурировать интернет?
Сейчас вся телеотрасль так или иначе контролируется государством. Один из немногих умеренно оппозиционных каналов – «Рен-ТВ», но его аудитория – слишком мала для того, чтобы тягаться с ТВ-гигантами, а значит, иметь полноценное право голоса.
ТВ и радиостанции сегодня активно перемещаются в сеть Интернет. Вместе с ними туда перемещается и цензура. Вот лишь несколько примеров:
«Крупнейшее уральское информагентство Ura.ru может быть закрыто. Причина – «распространение экстремистских материалов на форуме агентства». Предупреждение о возможном закрытии поступило, несмотря на то, что на форуме специально отмечено, что «ни модератор, ни администрация сайта не несут ответственности за содержание публикуемых участниками форума сообщений и текстов, т.к. эти сообщения и тексты размещаются на форуме незамедлительно после их отправки авторами и не могут быть предварительно просмотрены».
«Дело Саввы Терентьева»: Савва Терентьев 15 февраля 2007 года под ником «terentyev» оставил ругательный комментарий о работе милиции в «ЖЖ» Бориса Суранова. В связи с этим прокуратурой Сыктывкара на него было заведено уголовное дело за разжигание социальной ненависти.
«Тимофей Шевяков (пользователь ЖЖ tarlith) оскорбил депутата Госдумы Виктора Алксниса (пользователь ЖЖ v-alksnis) в его блоге, после чего Виктор Алкснис выступил с инициативой привлекать авторов постов и комментариев в ЖЖ к уголовной ответственности и добился возбуждения уголовного дела против Шевякова за оскорбление должностного лица при исполнении».
Таких примеров сегодня становится все больше и больше. Только вот неясным остается тот факт, что сам президент не так давно заявил о том, что государство должно занимать спокойную, лояльную позицию по отношению к пользователям интернета. Любая активность должна приветствоваться, если только речь не идет о совершении преступления. Почему такое происходит? Может, чиновники плохо слушают собственного начальника?
Прочитайте статью Е.Беляевой «Мама по контракту», опубликованную в газете «Московский комсомолец» (Режим доступа (19.08.2010): http://www.mk.ru/editions/daily/article/2004/11/16/100644-mama-po-kontraktu.html), проанализируйте Решение №45 от 11.07.2005 г. Большого Жюри Союза журналистов России (режим доступа (19.08.2010): http://www.ruj.ru/granjury/verdicts/big_resh_45.html) и выскажите Ваше отношение к публикации журналиста.
Тестовые задания по теме
«Негативные тенденции в деятельности СМИ»
1. Какая профессионально-нравственная ценность считается наивысшей для журналиста?
а) пропаганда ненасилия
б) осуждение зла
в) служение правде
г) поиск истины
2. Выработанное профессиональным содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которое журналисты добровольно принимают, соотносясь с местом и ролью своей профессии в социуме, называется
а) профессиональным долгом
б) профессиональной совестью
в) профессиональным сознанием
г) профессиональной честью
3. Орган журналистского саморегулирования, корпоративный институт гражданского общества, рассматривающий конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей называется:
а) Большое жюри Союза журналистов России
б) Совет Федерации
в) Большой журналистский конгресс
г) Президиум союза журналистов России
4. К негативным тенденциям в современной журналистике относят:
а) снижение качества публикаций
б) поиск «дешёвых» сенсаций
в) увеличение числа электронных изданий
г) рост цен на печатные издания
5.Международная Федерация журналистов была создана:
а) в 1990 г.
б) в 1926 г.
в) в 1950 г.
Г) в 2000 г.
- Содержание
- Тематический план курса
- Содержание разделов курса
- Раздел 1. Современная цивилизация: проблемы и перспективы
- Развёрнутый план лекции
- Современное состояние мира: социум на изломе тысячелетий.
- Теории постиндустриального общества (д.Белл, э.Тоффлер, м.Кастельс).
- Глобализация. Тенденции глобализации. Подходы к понятиям «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика».
- Сохранение земной цивилизации как общая задача населения нашей планеты.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Ознакомьтесь с некоторыми тезисами о глобализации известного американского финансиста Джорджа Сороса, опубликованными в журнале «Вестник Европы». 2001. №2. С. 38-49.
- Дайте оценку современному обществу, основываясь на мнении Джорджа Сороса (Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. М., 1997. С.14-15.).
- Тестовые задания по теме «Развитие земной цивилизации в хх в. И процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества»
- Глоссарий по теме «Развитие земной цивилизации в хх в. И процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества»
- Тема №2. Современное мировое информационное пространство Развёрнутый план лекции
- Формирование глобального информационного пространства в XX-XXI вв.
- Сми и глобализация коммуникационного пространства.
- Электронные сми в глобальных коммуникационных процессах.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Познакомьтесь с материалами, представленными в публикации н.Михайлова «сми в эпоху глобализации: актуальные аспекты» (Журналист. 2008. №6. С.26) и выскажите своё мнение.
- Тестовые задания по теме «Современное мировое информационное пространство»
- Глоссарий по теме «Современное мировое информационное пространство»
- Развёрнутый план лекции
- Формы проявления кризиса в сферах политики, экономики, экологии, демографии, культуры как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений.
- Международный терроризм: проблемы освещения в сми.
- Информационные войны.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Прочитайте статью Джима Бумелы (Бумела д. Первая жертва// Журналист. 2010. №7. С.10) и назовите основные признаки информационной войны.
- Тестовые задания по теме «Основные причины и факторы цивилизационного кризиса»
- Глоссарий по теме «Основные причины и факторы цивилизационного кризиса»
- Развёрнутый план лекции «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Практика российских научных центров в исследовании социокультурных проблем.
- Мониторинг современных социальных процессов в сми.
- Движение антиглобалистов в России и мире.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Оцените значимость деятельности международной организации «Институт Открытое Общество» («Open Society Institute» (Режим доступа (17.08.10): http://www.Soros.Org/about/overview).
- Тестовые задания по теме «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Глоссарий по теме «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Раздел 2. Роль журналистики в изучении проблем современности
- Развёрнутый план лекции
- 2. Актуальные изменения в системе ценностей россиян.
- 3.Журналистика как социальный институт, способный решать актуальные проблемы современности.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Тестовые задания по теме «Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем»
- Глоссарий по теме «Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем»
- Развёрнутый план лекции
- Роль сми в преодолении геополитических, этнических и религиозных конфликтов.
- Культурно-просветительская задача сми.
- Развитие межкультурной коммуникации в Мурманской области.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Тестовые задания по теме «Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
- Глоссарий по теме «Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
- Развёрнутый план лекции
- Условия уменьшения пагубного воздействия сми.
- Цензура: необходимость или порок.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Познакомьтесь с фактами, представленными в статье м. Владимировой «тв и цезура приходят в Сеть» (Журналист. 2009. №3. С.41.), и выскажите своё мнение о перспективах свободы слова в Интернете.
- Глоссарий по теме «Негативные тенденции в деятельности сми»
- Развёрнутый план лекции
- Социальная ответственность журналиста за публичное слово.
- Профессиональная компетентность журналистов.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Разрешите проблемные ситуации (задания к зачёту).
- Тестовые задания по теме «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
- Глоссарий по теме «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
- Приложения Выписка из государственного образовательного стандарта по специальности 030601 «Журналистика» (2000 г.) по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Примерный перечень вопросов к зачёту по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Примерные вопросы к курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика» на государственном междисциплинарном экзамене
- Примерная тематика рефератов по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Основная литература к курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Справочные издания:
- Интернет-ресурсы: