logo
материалы к курсу АПСиЖ

Глоссарий по теме «Негативные тенденции в деятельности сми»

Большое жюри Союза журналистов России - орган журналистского саморегулирования, корпоративный институт гражданского общества, рассматривающий конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей.

Вредная информация - сведения о чем-либо, передаваемые в системе массовой коммуникации, препятствующие достижению целей самосохранения и развития общества.

Диффамация - опубликование в печати сведений (действительных или мнимых), позорящих кого-либо.

Журналистский произвол – форма профессионального поведения работника прессы в непосредственном общении или текстуальном оформлении, при которой оно не согласуется ни с нормами морали, ни с интересами общества.

Критерии морального поведения – разумно-целесообразные основания, выработанные обществом в совместной созидательной деятельности и содержательно обогащаемые на протяжении всей своей истории.

Мораль – форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека, слагаемый из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных.

Моральная необходимость – зависимость поступков людей от принятых в сообществе нравственных требований к их поведению.

Моральная оценка поступка – определение соответствия или несоответствия поступка нормам и требованиям общественной нравственности.

Моральные представления – совокупность понятий о должном поведении, формирующая нравственный идеал.

Моральный выбор – сознательный акт принятия индивидом нравственного решения в определенной ситуации.

Нормативная этика – наука, исследующая стихийно складывающиеся представления морального сознания и трансформирующая их в определенные рекомендации.

Общечеловеческие ценности – духовные конструкты, созданные людьми путем многовековой эволюции, объединяющие их в единое целое и создающие фон поведения каждого человека в различных сферах социального воспроизводства.

Принципы профессии – обобщенные ориентиры профессиональной деятельности, указывающие на общую стратегию профессионального поведения, но не регламентирующие порядок конкретных операций.

Пропаганда – система деятельности, направленной на распространение знаний, художественных ценностей и др. информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей.

Профессиональная мораль – конкретизация общих норм нравственности применительно к специфическим условиям того или иного вида деятельности.

Рейтинг телепередачи (программы, канала) – размер телеаудитории, выраженный в абсолютных цифрах или в процентах от общей телеаудитории местности, региона, страны и т.д. Имеет значение как показатель экономической рентабельности телекомпании и один из критериев при телепрограммировании.

Риск – особый тип принятия решений в процессе творческой деятельности, связанный с возможностью достижения как успеха, так и неудачи.

Саморегулирование прессы – совокупность этических норм; процесс регулирования деятельности внутри журналистского сообщества с помощью различных международных и российских организаций.

Тема №8. Социальная ответственность и компетентность журналистов