Вопросы для самопроверки:
Какую роль играют средства массовой информации в противодействии национально-этнической розни, в формировании веротерпимости и преодолении геополитических конфликтов?
В чём проявляется воспитательная и образовательная функция СМИ?
Может ли журналистская этика служить средством урегулирования и преодоления кризисных ситуаций общественного развития?
Какие проблемы в пространстве Баренцева Евро-Арктического Региона чаще всего становятся объектом для обсуждения в региональных средствах массовой информации?
На примере освещения мурманскими журналистами социальных и экологических проблем области, а также взаимодействия в рамках культуры в Баренцевом Евро-Арктическом Регионе покажите, как развивается международное сотрудничество (по материалам мурманских печатных изданий, радиопередач и телепрограмм, Интернет-изданий). См. список Интернет – ресурсов выше.
Познакомьтесь с фактами, представленными в статье Ф. Лукьянова «Затихающий голос разума» (Россия в глобальной политике. 2007. 15 ноября. Режим доступа (20.08.10 г.): http://www.globalaffairs.ru/redcol/n_9767) и выскажите своё мнение о перспективах развития России как многонационального государства.
В Косово грядут выборы, приближается и срок, отведенный для переговоров по статусу края. Результат предрешен: компромисса не будет.
В конце октября Владимир Путин предупредил европейцев о сокрушительной универсальности косовского прецедента: «Вам что, мало проблем в Испании? Мало проблем в Бельгии, с которыми сейчас столкнулась эта страна?» Эти слова едва ли прозвучали убедительно для политиков Старого Света. Странно всерьез сравнивать стремление жителей нищего Косова избавиться от связей с Белградом и самодовольный сепаратизм богатой Фландрии, которой надоело «кормить» якобы «отсталую» Валлонию.
Однако в высказывании Путина содержался другой, более глубокий смысл, который он сам, возможно, и не осознавал. По каким принципам строится современное европейское государство? Лежит ли в его основе этническая общность, или оно в равной степени представляет всех граждан, вне зависимости от национальной принадлежности? Казалось бы, ответ давно дан: монокультурных и мононациональных стран в Европе не осталось.
На только что прошедших выборах в парламент Дании попала созданная весной этого года центристская партия «Новый альянс», которую возглавляет датский политик Назер Кадер – палестинец по национальности, сириец по месту рождения. И это Дания, правительство которой, по европейским меркам, жестко настроено в отношении иммигрантов. Что уж говорить о традиционно толерантной Швеции или о разноцветной Франции?
По сути, именно Франция является родиной концепции «гражданской нации», то есть государствообразующей общности, базирующейся не на этническом происхождении, а на совокупности прав и обязанностей гражданина. Это представление зародилось задолго до притока инородного населения и уходит корнями в философию Просвещения. Такая идея не уберегает страну от ксенофобии и шовинизма, что убедительно доказала французская история. Однако является, пожалуй, единственно возможной формой существования государства в современном мире проницаемых границ и бесконечных людских потоков.
При чем здесь статус Косова, которое стало участником драматической, но вполне тривиальной истории с распадом искусственно собранных образований?
Великие державы чуть ли не впервые в новейший период официально расписываются в неспособности обеспечить построение «гражданского» государства и готовы узаконить этнический принцип. С момента окончания холодной войны национализм торжествовал многократно.
Однако до сих пор мультинациональные страны, как правило, распадались сами, и мировому сообществу оставалось лишь пытаться постфактум минимизировать издержки.
На сей раз сильным мира сего приходится брать на себя ответственность за решение о создании государства. Они не верят в возможность многонациональной Сербии, что объяснимо. Но они не верят и в возможность многонационального Косова. Не случайно принцип «сначала – гуманитарные стандарты, потом – статус», который лежал в основе резолюции ООН 1999 года о косовском урегулировании, изменился де-факто на противоположный. Причем случилось это тогда, когда прокатившиеся по краю сербские погромы доказали, что гуманитарными стандартами и не пахнет.
В прошлом десятилетии мировым грандам уже пришлось конструировать государство на месте этнического побоища – в соответствии с Дейтонскими соглашениями появилась Босния и Герцеговина. Симпатии друг к другу живущих там народов в комментариях не нуждаются. Тем не менее, Европа и Америка настояли на многонациональном характере страны. И ее обитателям было жестко заявлено: жить придется вместе. Боснийское государственное строительство добилось с тех пор скромных успехов, но во всяком случае «гражданский» принцип действует. Переживет ли Босния косовский прецедент, демонстрирующий: отныне возможно то, что 12 лет назад запретили боснийским сербам и хорватам? И что станет с Македонией, которую шесть лет назад с трудом удержали от жестокой межнациональной распри?
Как бы то ни было, на Балканах и на постсоветском пространстве речь идет о новых хрупких и еще не вполне устоявшихся государствах. Разве такие проблемы актуальны для Западной Европы?
Когда этнические междоусобицы бушевали в распадающемся СССР, была распространена точка зрения, что национальные конфликты и сепаратизм – продукт прежде всего социально-экономический.
Вот был бы у осетин с ингушами или у армян с азербайджанцами уровень жизни, как в Европе, не было бы оснований для розни. Все от бедности да неустроенности.
Югославия породила легкое сомнение – в бывшем мире социализма это была наиболее благополучная страна, между тем степень ожесточения там дошла до крайности. Развод Чехии и Словакии удивил еще больше – зачем, там же спокойно и довольно сыто. Совсем смутил Квебек, чуть было не отделившийся от процветающей Канады: чего неймется? Сегодняшняя Бельгия и ее вполне безумные политики, раскачивающие собственное государство, доказывают: национальные чувства не зависят от экономической ситуации, да и вообще от рациональных аргументов.
Они могут проявляться и от бедности (нас дискриминируют и зажимают), и от богатства (нас используют).
Конечно, признание независимости Косова не взорвет Европу (относительно Балкан такой уверенности нет). Однако легитимация этнического принципа может иметь долгосрочные последствия. Сначала вокруг Старого Света, а затем, возможно, и внутри его. Ведь в условиях глобализации возрастает спрос на сохранение национальной идентичности, нужен же какой-то якорь в бурных общемировых волнах. А национальная идентичность даже в просвещенное время все равно проще всего сводится к этническим инстинктам.
Для России проблема поиска идентичности более чем актуальна. Официально говорится о многонациональном народе, что вроде бы исключает национализм как основу государственного строительства. На деле подход иной: народ многонациональный, но государство все-таки русское.
Иначе неясно, как можно провозглашать праздником национального единства историческую дату, связанную с сугубо русской историей.
У прочих народов, населяющих Российскую Федерацию, нет особых оснований считать преодоление смуты 1612 года судьбоносным моментом общенациональной консолидации. То есть само по себе событие достойно внимания, но только не в качестве символа единства многонациональной, мультиконфессиональной и поликультурной страны. И совершенно логично, что этот выходной день запоминается не радостным настроением, а выступлениями дегенератов-шовинистов. Они-то как раз точно уловили настоящий смысл этого праздника.
Косовский прецедент чреват не очередной перекройкой границ – к этому за последние два десятилетия мы уже начали привыкать. Он ставит под сомнение достижение цивилизации, которым гордится современная Европа: отказ от этнических подходов в пользу рациональных. Голос разума может в очередной раз оказаться заглушен зовом крови.
По материалам сайтов (http://www.bellona.ru/, http://www.wwf.ru/barents/ и других экологических организаций) проанализируйте (дайте оценку) как развивается межрегиональное сотрудничество в области охраны природных ресурсов (или ядерной безопасности) Баренцева моря/Баренцева Евро-Арктического Региона. Представьте тезисы в виде презентации.
- Содержание
- Тематический план курса
- Содержание разделов курса
- Раздел 1. Современная цивилизация: проблемы и перспективы
- Развёрнутый план лекции
- Современное состояние мира: социум на изломе тысячелетий.
- Теории постиндустриального общества (д.Белл, э.Тоффлер, м.Кастельс).
- Глобализация. Тенденции глобализации. Подходы к понятиям «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика».
- Сохранение земной цивилизации как общая задача населения нашей планеты.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Ознакомьтесь с некоторыми тезисами о глобализации известного американского финансиста Джорджа Сороса, опубликованными в журнале «Вестник Европы». 2001. №2. С. 38-49.
- Дайте оценку современному обществу, основываясь на мнении Джорджа Сороса (Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. М., 1997. С.14-15.).
- Тестовые задания по теме «Развитие земной цивилизации в хх в. И процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества»
- Глоссарий по теме «Развитие земной цивилизации в хх в. И процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества»
- Тема №2. Современное мировое информационное пространство Развёрнутый план лекции
- Формирование глобального информационного пространства в XX-XXI вв.
- Сми и глобализация коммуникационного пространства.
- Электронные сми в глобальных коммуникационных процессах.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Познакомьтесь с материалами, представленными в публикации н.Михайлова «сми в эпоху глобализации: актуальные аспекты» (Журналист. 2008. №6. С.26) и выскажите своё мнение.
- Тестовые задания по теме «Современное мировое информационное пространство»
- Глоссарий по теме «Современное мировое информационное пространство»
- Развёрнутый план лекции
- Формы проявления кризиса в сферах политики, экономики, экологии, демографии, культуры как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений.
- Международный терроризм: проблемы освещения в сми.
- Информационные войны.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Прочитайте статью Джима Бумелы (Бумела д. Первая жертва// Журналист. 2010. №7. С.10) и назовите основные признаки информационной войны.
- Тестовые задания по теме «Основные причины и факторы цивилизационного кризиса»
- Глоссарий по теме «Основные причины и факторы цивилизационного кризиса»
- Развёрнутый план лекции «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Практика российских научных центров в исследовании социокультурных проблем.
- Мониторинг современных социальных процессов в сми.
- Движение антиглобалистов в России и мире.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Оцените значимость деятельности международной организации «Институт Открытое Общество» («Open Society Institute» (Режим доступа (17.08.10): http://www.Soros.Org/about/overview).
- Тестовые задания по теме «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Глоссарий по теме «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Раздел 2. Роль журналистики в изучении проблем современности
- Развёрнутый план лекции
- 2. Актуальные изменения в системе ценностей россиян.
- 3.Журналистика как социальный институт, способный решать актуальные проблемы современности.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Тестовые задания по теме «Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем»
- Глоссарий по теме «Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем»
- Развёрнутый план лекции
- Роль сми в преодолении геополитических, этнических и религиозных конфликтов.
- Культурно-просветительская задача сми.
- Развитие межкультурной коммуникации в Мурманской области.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Тестовые задания по теме «Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
- Глоссарий по теме «Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
- Развёрнутый план лекции
- Условия уменьшения пагубного воздействия сми.
- Цензура: необходимость или порок.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Познакомьтесь с фактами, представленными в статье м. Владимировой «тв и цезура приходят в Сеть» (Журналист. 2009. №3. С.41.), и выскажите своё мнение о перспективах свободы слова в Интернете.
- Глоссарий по теме «Негативные тенденции в деятельности сми»
- Развёрнутый план лекции
- Социальная ответственность журналиста за публичное слово.
- Профессиональная компетентность журналистов.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Разрешите проблемные ситуации (задания к зачёту).
- Тестовые задания по теме «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
- Глоссарий по теме «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
- Приложения Выписка из государственного образовательного стандарта по специальности 030601 «Журналистика» (2000 г.) по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Примерный перечень вопросов к зачёту по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Примерные вопросы к курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика» на государственном междисциплинарном экзамене
- Примерная тематика рефератов по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Основная литература к курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Справочные издания:
- Интернет-ресурсы: