logo search
gos_ijlt_2014_compilated

3. Способы концентрации капитала в зарубежных сми. Виды монополий.

Концентрация капитала в зарубежных СМИ сейчас происходит за счет монополизации рынка концернами. Концерн – это развитая и сложная форма объединения промышленных предприятий, банков, газет и журналов, производств, обеспечивающих их бумагой и другим сырьем, фирм по их распространению, типографий. Газета или журнал – лишь один из элементов такого концерна, их существование поддерживается и обеспечивается за счет общей прибыли, которую получают его владельцы. Стремясь к монополии на рынке периодических изданий, концерн постепенно присоединяет к себе общенациональные и местные газеты и журналы, перекупая их у прежних владельцев.

Способы концентрации капитала в зарубежных СМИ:

Горизонтальная монополия - объединение нескольких структур в одной отрасли – в данном случае в газетной (неск газет) NY Times

Вертикальная монополия - объединение компаний в разных, но взаимосвязанных медиа отраслях. информационное агентство (+ интернет-сайт) – школа журналистики - газета – радиостанция – ТВ (Азия плюс, фиат)

Диагональное монополия - объединение компаний, которые не производят одинаковую продукцию и не участвуют в общем производственном процессе. Эта стратегия в конце XX в. стала наиболее популярной, поскольку вела к созданию многоотраслевых корпораций, способных контролировать цены, перераспределять ресурсы внутри корпораций с прибыльных производств в убыточные, привлекать рекламу транснациональных корпораций, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей.

Схема диагонального роста такова: газета + ТВ + PB + компьютерные информационные услуги + немедийные предприятия. В результате этой стратегии создаются национальные конгломераты или транснациональные корпорации, которые владеют, осуществляя контроль, предприятиями разных профилей в одной или нескольких странах.

Пример: Компания AOL (America Online), которая оказывает мультимедиа-услуги 70 процентам пользователей США) в январе 2001 слилась с компанией "Time Warner", в состав которой входили кабельные сети развлекательного телевидения, "CNN News Group" и сеть новостных и развлекательных каналов "НВО". После слияния образован новый концерн "America Online Time Warner", который включает "America On-Line", журналы "Time", "Fortune" и "Sports Illustrated", "People", "Entertainment Weekly" и другие (всего 33 крупнейших журнальных изданий), телевизионные сети "НВО", "CNN", "TBS", "TNT", "Cartoon Network" и другие СМИ, а также кинокомпании, компьютерно-коммуникационные структуры ("Compuserve", "Netscape"), звукозаписывающие студии, спортивные команды.

Виды монополий

Локальные национальные - NY Times Логоваз Time Warner (журнал Time + кинокомпания Warner Bros)

Транснациональные (глобальные) ABC + Walt Disney (в основном развлекат. продукция) Мэрдок (Австралия) - газеты, Твканал Бертельсман (ФРГ) - первоначально издат.

В России. Все крупные концерны здесь, так или иначе, контролируются государством – главный инструмент «управления» финансы.

Билет 2.