logo search
gos_ijlt_2014_compilated

3. Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

Это жанр журналистики (эссеистики), основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Получил широкое распространение во Франции, Англии в 30—40-х гг. XIX в. Своей целью Ф. о. ставил изображение современного общества, его экономического и социального положения, во всех подробностях быта и нравов. В физиологическом очерке раскрывается жизнь разных, но преимущественно низших классов, его типичных представителей, даются их профессионально-бытовые характеристики. Ф. о. были созданы совместно писателями и художниками и снабжались многочисленными «зарисовками с натуры». Свое начало Ф. о. берет в радикальной и республиканской французской прессе того времени, ведшей жестокую борьбу с Июльской монархией .

В России – Физиологический очерк появился в 40х. Это был жанр, впервые широко выдвинувший в литературе «типы» из социальных низов. Он обращал внимание разных общественных групп на положение классов, которые до этого были вне поля зрения широкой литературы. Ф.О - вытеснил почти полностью все формы так называемого «нравоописательного» очерка, широко представленного в литературе 20-х и 30-х годов. «Физиологии» пишут писатели самых разнообразных направлений. Ф.О. делается одним из мощных проявлений утверждавшей себя гоголевской реалистической школы. «Физиологии» натуральной гоголевской школы вскрывали социальные противоречия николаевской реакции, в то время как нравоописания Булгарина и его соратников скрывающих действительность, замалчивали существование «черных картинок» жизни, в частности «петербургских углов».

Ф. о. - был однако не однороден, обнаруживая только некоторые общие черты: интерес к социальным «низам», изображение не характера, не индивидуальности, но «типа», т. е. общественного положения и профессии (например дворника, шарманщика, водевилиста, мелкого чиновника и т. д.), преобладание описания над сюжетом.

Ф.О.: Некрасова (напр. «Петербургские углы») проникнуты подлинным знанием жизни петербургских низов и подлинным сочувствием к ним, а также горячей ненавистью к крепостническому строю.

Тургенева - «Записки охотника» - они социально менее остры, но больше разработаны психологически.

Панаева (Петербургский фельетонист, Литературный заяц, Парижские увеселения и др.) с большим знанием описываются литературные круги столицы и «околосветские» слои.

Даля («Беглянка», «Сухая беда», «Находка») - крестьянство рассматривается с этнографической точки зрения, при полном безразличии и даже враждебном отношении автора к вопросам социальных судеб крестьянства.

Крепостническая печать выступала против «грязефильства», «низкой тематики» и «дурных вкусов»

Билет 12