logo search
Otvety_na_gosy_TV_red_Kuzmin_A_V

Варианты финансирования телевизионной индустрии

Тип финансирования

Преимущественное использование

Пример

Реклама

Все коммерческие вещатели

RTL (Германия),

Carlton (Великобритания)

Абонентская плата

Общественное вещание

ВВС (Великобритания),

SVT (Швеция)

Подписка

Кабельные и спутниковые каналы

BSkyB (Великобритания) Сапаl+ (Франция)

Плата за просмотр

Кабельные и спутниковые каналы

DFI

Добровольные пожертвования

Общественное вещание

PBS (США)

Государственные субсидии

Общественное вещание

СВС (Канада)

Почасовая оплата: «почти видео по заказу»

Кабельные и спутниковые каналы

Telepiu, DirecTV,

Canal Satellite (Франция)

Почасовая оплата: «видео по заказу»

Кабельные и спутниковые каналы

Time Warner/US West (США)

Важнейшее различие между СМИ стран Западной Европы и США лежит в сфере вещательной индустрии. Оно касается не только финансово-организационной структуры ведущих общенациональных вещательных компаний, но и базовых принципов программной политики радио и телевидения, самой философии вещания. Вещательные рынки двух континентов различаются существенно, что и дает основания противопоставлять модели коммерческого вещания, отождествляемого с американскими радио и ТВ, и общественного, присутствующего на медиарынках стран Западной Европы.

Идея общественного вещания возникла как альтернатива процессу коммерциализации прессы и радио на начальном этапе его становления. Признание за вещанием (то есть за распространением программ для широких аудиторий слушателей и зрителей) значительной социально-политической роли привело законодателей и общественность в странах Западной Европы к осознанию необходимости контроля над ним. Первопричиной таких взглядов, конечно, явилась ограниченность частот вещания, распределением которых занимались в разных странах различные государственные учреждения (в США – FCC, Великобритании – ITA, Франции – CSA).

Создание монополий общественного вещания объяснялось, однако, не только технологическими причинами. Государственные органы многих стран Западной Европы рассматривали общественные вещательные монополии как действенный способ взаимодействия с обществом, как форму вовлечения зрителей в формирование «повестки дня». Обоснования монополии общественного вещания не имели чисто экономического характера – они являлись скорее проявлением демократических устремлений государства.

Для ТВ в США установлен принцип «общественной службы», но он не носит столь обязательного характера, как в странах Западной Европы, и менее подвержен контролю со стороны государства.

В настоящее время общественное телевидение и радио в разных странах финансируется за счет ряда доходов. Долгое время, практически с момента создания концепции общественного вещания и до начала 1980-х годов, важнейшим источником его финансирования в странах Западной Европы была лицензионная плата зрителей. Но не во всех странах финансирование общественного вещания аудиторией было достаточной или широко поддержанной формой. Наряду с абонентской платой существуют и другие формы финансирования общественных вещателей: правительственные (государственные) субсидии, доходы от рекламы, финансовая поддержка спонсоров, продажа дополнительных услуг. Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных форм финансирования.

Абонентская плата. Часто представляет собой своего рода добровольный налог зрителей. Однако наличие безусловного согласия зрителей на финансирование национальных общественных телерадиокомпаний едва ли было добровольным: в большинстве стран Западной Европы общественные вещатели до начала 1980-х годов занимали монопольное положение. В странах Западной Европы ситуация радикально изменилась к середине 1980-х годов, когда развитие спутникового и кабельного ТВ заложило основы конкуренции на телевизионных рынках. Главный аргумент сторонников общественного вещания сводится к заявлению о некоммерческих мотивациях деятельности общественного вещания. Получение прибыли, главная мотивация деятельности коммерческого ТВ, не является для общественного ТВ и радио самоцелью, поскольку оно преследует цели социального и культурного характера. Чем популярнее телерадиокомпания на рынке, чем выше рейтинг ее программ у зрителей, тем больше средств поступает от зрителей в ее бюджет.

Правительственные (государственные) субсидии. Прямые субсидии довольно редко встречаются в практике финансирования общественного вещания. В странах Западной Европы распространены такие формы поддержки, как финансирование художественных фильмов (Франция), информационных и социально значимых передач (Скандинавия), сниженные тарифы на пользование государственными службами. В наиболее явном виде дотации существуют в системе финансирования общественного вещания США – PBS, в бюджете которой комбинируются такие формы субсидий, как дотации властей штатов, федеральные субсидии, субсидии местных властей.

Доходы от рекламы. Во многих странах общественное вещание частично финансируется за счет рекламы. Причина этого заключается главным образом в недостаточности средств, получаемых при сборе абонентской платы. Ее размер, хотя и привязан к колебаниям инфляции, не может увеличиваться часто и существенно.

На практике большая часть общественных вещателей Европы «допустили» рекламу в свой эфир, хотя и в разной степени. Наиболее показательна ситуация в США, Испании, Канаде и Австралии, где абонентской платы зрителей вообще не существует, а на долю рекламы приходится значительная часть финансовых поступлений.

Спонсорство. Этот способ финансирования довольно часто встречается в практике общественных корпораций, причем для некоторых из них, например ВВС, он – единственно возможная форма взаимодействия вещателей с бизнесом. Формой косвенного спонсирования выступает поддержка спортивных соревнований, которые транслируются общественными вещателями.

Бартер. Бартерный обмен в общественном вещании представляет собой систему получения программ в обмен на определенные услуги или даже товары. Хотя эта форма встречается довольно редко, можно привести в пример деятельность ВВС в 1990-е годы. Тогда британский общественный вещатель заключил бартерные соглашения со странами Восточной Европы, в соответствии с которыми компания поставляла свои программы в обмен на сырье. Реализуя его, ВВС получала дополнительный доход.

Продажа дополнительных услуг. Этот род деятельности традиционно приносил общественным вещательным компаниям не слишком значительный доход, однако с течением времени и диверсификацией телевизионного производства его значение возрастает. Известно, что общественные телестанции США входят в число наиболее предприимчивых, что неудивительно, поскольку государственные субсидии и субсидии штатов с течением времени постоянно сокращались. Формы оказания дополнительных услуг общественными телестанциями в США различны: некоторые из них сдают помещения в аренду, вставляют рекламу в печатные материалы о своих программах, продают книги, музыкальные записи. Некоторые общественные вещательные станции создали коммерческие предприятия – службу консультаций и обучения бизнесу в Интернете, электронные издательские компании, магазины розничной продажи.

Общественное телевидение в развитых странах Северной Америки, Западной Европы и Азии переживает непростые времена, но оно продолжает сохранять политическую актуальность и культурное значение и для обществ, и для политиков, и для индивидуальных зрителей. Рассмотрим подробнее состояние рынка общественного ТВ в отдельных странах Западной Европы.

США: общественное вещание как маргинальная альтернатива. Общественная вещательная система, PBS (Пи-би-эс, Public Broadcasting System) – американский вариант общественного вещания, возникший как альтернатива коммерческим сетям с их откровенно выраженной ориентацией на развлекательные высокорейтинговые программы. PBS, сформированное из 349 некоммерческих образовательных телестанций в 50 штатах США. Система финансирования американского общественного вещания опиралась на два важнейших источника – государственное финансирование (выделяемое на основе решения конгресса США, властей штатов и местных властей) и спонсорские средства

Структура финансирования ВВС = абонентская плата (100% для двух общенациональных теле- и пяти радиоканалов) + государственное финансирование (глобальное радио) + самофинансирование (спутниковое ТВ).

Структура финансирования телеканалов = абонентская плата зрителей (около 130 долл. США в год) + государственные субсидии + доходы от рекламы (для «Франс-2» и «Франс-3»)

Бюджет ARD = абонентская плата (до 80%, более 200 долл. США в год) + доходы от рекламы (до 10%) + собственная финансовая деятельность (продажа программ, доходы от кабельных каналов, до 10%).

Бюджет ZDF = абонентская плата (до 60%, перечисляется 30% доходов ARD от абонентской платы зрителей) + реклама (до 30%) + другие источники (доходы от процентов, от использования авторских прав).

Нидерланды. Бюджет NOS = 74% средств государственного гранта (налоги зрителей, субсидии правительства на общее управление, специальные субсидии на производство программ для вещательных организаций) + 26% от размещения рекламы.

Финская модель. Частный канал платит 24% дохода на два общественных канала.

В настоящее время в американском телевидении ведущую роль играют четыре корпорации: «Нэшнл бродкастинг компани» (NBC), «Коламбиа бродкастинг систем»(CBS), «Американ бродкастинг систем» (ABS) и «Фокс бродкастинг компани» (FBS) Р.Мердока. Каждая из них имеет более десяти передающих станций, главным образом в крупных городах, таких как Нью–Йорк, Лос–Анджелес, Чикаго, Сан–Франциско и др. и не менее чем 200 филиалами. В то же время устойчивой тенденцией последних десятилетий является возрастание количества т.н. «независимых» (т.е. не принадлежащих к этим телесетям) коммерческих станций. В начале 90–х годов около 90 млн. американских семей имели телеприемники.

Кроме коммерческого существует и некоммерческое телевидение, дотируемое из государственного бюджета и объединенное в одну общую организацию «Паблик бродкастинг сервис» (PBS). Как и радиовещание, некоммерческое телевидение представлено более чем 300 телевизионными станциями университетов, колледжей и крупных общественно–политических объединений.

Наряду с эфирным интенсивно развивается кабельное телевещание, которое в настоящее время имеет около 80 каналов. В сфере производства программ кабельного телевидения ведущее место занимают компании «Хоум бокс оффис» («HBO») и «Шоутайм». В начале 90–х годов кабельным телевидением было охвачено около 60% американских домов.