logo search
материалы к курсу АПСиЖ

Познакомьтесь с материалами, представленными в публикации н.Михайлова «сми в эпоху глобализации: актуальные аспекты» (Журналист. 2008. №6. С.26) и выскажите своё мнение.

Какова роль прессы в эпоху глобализации, и какой ей надлежит быть перед вызовами XXI века? Казалось бы, ответы очевидны: объединяя мировое информационное пространство, СМИ призваны стать катализаторами интеграционных процессов во всех сферах человеческой жизнедеятельности и в то же время бережно сохранять национальную неповторимость стран и народов. Однако на практике всё не так просто. Как справедливо заметил директор Центра геополитических экспертиз Александр Дугин, сегодня происходит процесс однополярной глобализации, главную роль в которой играют США и такие наднациональные центры, как НАТО, Страсбургский суд, Гаагский трибунал и др. Их цель – десуверинизация национальных культур, политическая, экономическая и духовная экспансия.

Этой агрессии не смогли избежать и страны постсоветского пространства. Победившие монополию Госплана рыночные отношения заставили нас играть (иначе и быть не могло) по правилам Запада, и правилам этой «игры» не могли не подчиниться и наши СМИ. В бумажной прессе наиболее очевидными проявлениями такой «интеграции» стали жёлтые таблоиды, а на телевидении – кальки с зарубежных сериалов и ток-шоу. В результате, как сказал, выступая на форуме, профессор кафедры истории журналистики и литературы Белорусского государственного университета Олег Слука, постсоветские газеты, и особенно телевидение, резко изменили стиль общения с массовой аудиторией. «Она просто выпала из коммуникационного обозрения; за ней, аудиторией, осталась только одна функция – финансового субсидирования разлившейся рекламы СМИ».

Пагубные последствия проявились очень скоро. Вице-президент ЕАТР Генрих Юшкявичюс привёл такие цифры: в среднем, на один час российского телевещания приходится 4,2 сцены насилия и эротики. Если допустить, что дети проводят у экранов всего один час в день, то и тогда российский ребёнок в возрасте от 3 до 18 лет может увидеть как минимум 22 тысячи таких сцен.

Созданное по «лекалам» западного телевидения наше ТВ в его нынешнем виде поистине становится угрозой не только духовного суверенитета, но и национальной безопасности в целом.

Как верно заметил заместитель директора НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь профессор Лев Криштапович, проблема в том, что деятельность СМИ в условиях глобализации может откровенно подчиняться задаче достижения определённых коммерческих и политических целей. А это чревато манипулированием общественным мнением, препятствует распространению объективной и достоверной информации. Он напомнил слова Камю, сказанные ещё в 1944 году: «Печать свободна тогда, когда она не зависит ни от власти правительства, ни от власти денег».

Сегодня эта истина может показаться кому-то банальной, но именно в неё упираются самые главные проблемы нынешней журналистики – гласности и свободы слова.

И тут надо сказать об одной весьма сомнительной альтернативе, которая всё ещё имеет хождение в журналистских кругах. Суть её в том, что свободу СМИ якобы следует искать на путях их передачи в частную собственность. Но того, как мы были свидетелями беззастенчивого манипулирования общественным мнением медиахолдингами Гусинского и Березовского, трудно сохранить иллюзии на этот счёт. Более того, если контроль над СМИ со стороны государства преследует обеспечение государственных интересов (разумеется, как их понимает правящая элита), то контроль олигархов заставляет служить прессу личным интересам её владельцев, чьи устремления зачастую расходятся с объективными потребностями общества.

В конечном счёте, проблема прессы – не в выборе «хозяина». Вопрос упирается в экономическую самостоятельность СМИ. А именно её-то и нет. Если говорить о печатных СМИ, то более 70 процентов всех тиражей российских печатных изданий сегодня принадлежит местной прессе. Казалось бы, огромная информационная сила. Но у среднестатистической районной газеты доходы от подписки едва покрывают 30 процентов расходов на её производство, в результате чего практически вся районная пресса сидит на дотационной «игле». Как следствие – исполнительная власть остаётся вне критики и держит прессу на административном «поводке». Но кто сказал, что «частный поводок» мягче?

Вот почему нельзя не согласиться с той частью резолюции Белорусского форума, где подчеркивается, что «средства массовой информации должны быть выразителем насущных чаяний общества, а не внутриполитическим и внешнеполитическим инструментом властных элит и олигархических кругов, использующих СМИ в своих корпоративных целях».

  1. Прочитайте отрывок из статьи Я.Н. Засурского «Зарубежные СМИ в 2006 году» (Засурский Я.Н. Зарубежные СМИ в 2006 году// Медиаскоп. 2007. №2. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://mediascope.ru/node/53) и назовите основные тенденции развития современных СМИ.

Новые лидеры роста медийного пространства.

На первый план по количеству изданий, по количеству пользователей средств массовой информации выходят две страны с самым большим населением, две страны Азии. Если в конце ХХ в. говорили о молодых азиатских тиграх, то теперь можно говорить, наверное, о новых информационно-коммуникационных азиатских гигантах − во всяком случае, в 2006 г., лидировала по количеству платных ежедневных газет Индия, которая превзошла по этому показателю впервые с 2003 г . Соединенные Штаты Америки, которые, правда, сохранили свое лидерство в количестве названий бесплатных газет и размерах доходов от рекламы.

Китай лидирует в тиражах платных ежедневных газет и в количестве самых больших ежедневных газет. Это уже очень серьезные и важные сдвиги, которые обращают на себя внимание.

Несмотря на то, что в мире газеты теряют читателя, за счет роста их, прежде всего в Китае и Индии, общее количество газет в мире и общий их тираж в мире увеличились за последние 5 лет соответственно - количество на 20 % и тиражи на 2,3% по сравнению с прошлым годом, в 2006 г. За пять лет тираж платных и бесплатных газет вырос почти на 15% и на 4,6% за 2006 г. К этому необходимо еще добавить другие важные моменты.

Во-первых, общее количество газет достигло в 2006 г . 11 207 названий. Если к ним добавить еще 287 названий платных газет, то общее число газет, которые выходят в мире составит 11 494 газеты. Росли и тиражи газет, их общий разовый тираж в 2006 г . был 515 млн 178 тыс. для платных газет и 40 млн 680 тыс. для бесплатных газет. Общий же тираж платных и бесплатных газет составил 565 млн экз. И это очень показательная, интересная цифра. Средний тираж газет составлял 50 тыс. экз. Тираж платных ежедневных газет в среднем был 141,7 тыс. Платных газет меньше, их всего 287 названий, но их тираж достаточно большой и составляет 40 млн 680 тыс. экз. В общей сумме получается довольно значительная цифра − 565 млн 858 тыс. всех газет.

Доля платных газет весьма значительна. Самая тиражная бесплатная газета «Метро» издается в Англии. Ее тираж 1 млн 134 тыс. экз. ежедневно. На втором месте итальянская бесплатная газета «Легго» − 1 млн 50 тыс. экз.

Блоги − новая территория публичной сферы.

При таком активном развитии газет растут в то же время новые медийные направления, которые объединяют как правило, информационные и аналитические материалы, − это блоги, которые претендуют на ежедневное обновление информации, они создают новое, если так можно сказать, направление в медийном пространстве. В отличие от бесплатных газет и платных газет, они принадлежат отдельным личностям или небольшим группам людей. Это вот та гражданская журналистика, которая отражает точку зрения отдельных индивидуумов, и ее можно отнести к публичной сфере, поскольку эти блоги не принадлежат ни правительству, ни политическим партиям, а представляют гражданское общество.

Это интересное, важное и перспективное развитие и мы видим, что влияние блогов на информационную среду значительно выросло в 2007 г.

Происходят серьезные изменения в распределении рекламы. Растет интернет-реклама,и если посмотреть на лидеров, то растет значительно - в Японии интернет-реклама в 2006 г . составляла 3 млн 478 тыс. долл. В Соединенном Королевстве − 2 млн 956 тыс. долл. При этом процент рекламы в интернете от общего количества рекламы также рос. В Японии он составляет 8,4%, а в Великобритании 13,5%. Это больше, чем радио или журналы. Это уже весомая цифра. Таким образом, средства массовой информации в 2006 г . изменились структурно, изменились с точки зрения взаимодействия с обществом и с точки зрения усиления и увеличения роли интернета. Вместе с тем появился наравне с блогами, и это очень важно, новый элемент, который сегодня приобретает все более широкий масштаб. Это развитие мобильной коммуникации.

Мобильная журналистика - новая территория коммуникации.

Уже в конце 2006 - начале 2007 гг. число мобильных телефонов достигло 2 млрд 840 млн и выросло по сравнению с 2006 г . на 2 млн 705 тыс. абонентов. На первом месте здесь оказывается Китай, в котором число абонентов растет быстрыми темпами и сегодня приближается к половине миллиарда.

Самые быстрые темпы роста мобильной связи в Индии, за 2006 г . число абонентов выросло на 73,6 млн и достигло 149 млн. Это больше, чем в России, при том, что население, конечно, в Индии также значительно больше российского. В Китае за один год выросло количество пользователей на 67,7 млн и составило 461 млн, но уже ясно, что к концу 2007 г . число пользователей сотовой связи достигнет 500 млн. Это означает, что на каждого третьего китайца будет приходиться 1 мобильный телефон.

В России также очень активно росло количество мобильных телефонов. За год оно увеличилось на 26,1%. ,но по темпам роста мы уступили Пакистану и оказались на 4-м месте после Индии, Китая и Пакистана по темпам роста подписчиков. Но по общему количеству мы занимали в 2006 г . достаточно высокое место − 151,9 млн пользователей мобильного телефона, это означает, что при населении России в 145 млн человек, уже к концу 2006 г . количество телефонов достигло такого уровня, что на каждого гражданина России, включая младенцев, приходился 1 сотовый телефон. Конечно, надо понимать, что количество этих телефонов, а точнее количество абонентов телефонной связи, не совпадает с численностью населения. Количество абонентов отражает количество нескольких номеров. Проникновение здесь очень большое.

Преодолевается ли цифровой раздел?

Конечно, вырос и интернет. На конец 2006 г . общее число пользователей интернета в мире равнялось 1 млрд 114 млн 274 тыс. Это очень высокая цифра. Естественно, что здесь цифровой разрыв очень велик. Если в мире больше 1 млрд пользователей, то это означает, что примерно на 6 млрд населения приходится 1 млрд подключений к интернету, т. е. на каждого шестого жителя земли приходится одно подключение к Интернету, но по отдельным странам и по отдельным регионам это выглядит по-разному - в Северной Америке при населении 334 млн имеется 233 млн подключений. В Европе при населении 809 млн человек число подключений равно 314 млн. В Азии при наличии 3 млрд 700 млн человек имеется 398 млн подключений. Цифровой разрыв еще велик, но он сокращается. И здесь важнейшую роль играет мобильная связь, мобильный телефон, который затем перерастает и в мобильную информационную структуру.

Итоги 2006 года подводятся. И сейчас уже ясны новые тенденции развития СМИ. Эти тенденции связаны с более разносторонним использованием информации, аналитики, которые существуют в СМИ и с более активным размещением средств массовой информации в интернете. Сегодня можно сказать, что СМИ дуалистичны. Они существуют в своих традиционных формах: голосовой - радио, аудиовизуальном виде - телевидение, печатном виде − газета, но все они обязательно появляются и в интернете. Сегодня действие средств массовой информации опирается не только на традиционные методы распространения, но и на интернет. Этот дуализм, эта двойственность распространения прессы очень важна. Она позволяет многократно пользоваться содержанием. И отложенное использование становится важным фактором усиления информационного багажа, который мы наблюдаем сегодня в мире.