logo search
gos_ijlt_2014_compilated

1. Типология телевизионных программ.

Телевидение по своей природе эмоционально, вездесуще и всепроникающе, ему присуща импровизационность, непосредственность. Его специфика определяет жанровые особенности, формы и методы работы.

Телевизионные программы подразделяются по разным принципам. По характеру повествования бывают: информационные (представлены жанрами заметки/видеосюжета, отчета, выступления, интервью, репортажа), аналитические (комментарий внутрикадровый или закадровый, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция, корреспонденция), художественные (очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет - не путать с выступлениями сатириков!) и документальный телефильм, рассчитанный на многократный показ. Почти все из рассмотренных нами телевизионных жанров в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще они служат своеобразными кирпичиками, составными частями для создания более сложных телевизионных конструкций, которые телевизионные практики часто называют передачами, программами.

ТВ-шоу, кажется, уже можно выделить в отдельный вид (ток-шоу, викторины, конкурсы и т.д.). По регулярности выхода в эфир могут быть ежемесячные, еженедельные, ежедневные или даже ежечасные (новости), или как документальные телефильмы - нерегулярные, но рассчитанные на многократный показ. По структуре содержания: передача-журнал (рубрики, странички) или монолитная. Также стоит сказать об авторских передачах - «Намедни» Парфенова.

В общем потоке новостей теленовости занимают особое место. Это самые “живые” новости мира, в которых журналист как бы беседует с телезрителем, а затем приглашает его принять участие – прямое или опосредованное – в событии. Все это повышает действенность телевизионных новостей. Репортаж на телевидении – один из основных жанров телеинформации. Хроника. Первоначальной задачей хроники была задача информировать общественность о происходящем в той или иной области человеческой деятельности. Позднее ее характер изменился, а с ним и функции. Теперь хроника существует в драматической форме. Пример тому передача “Дорожный патруль”.

Информационно-аналитическая программа— тип телепрограммы, в которой за определенный промежуток времени (неделя) представлена обобщенная, систематизированная информация и анализ произошедших событий, которые представляют общественно значимый интерес для зрительской аудитории.

Возникновение информационно-аналитических программ относится к началу 60-х гг. XX в. В этот момент происходит зарождение передач, близких по типу к современным информационно-аналитическим программам. Их прообразами стали «Эстафета новостей», «Новости недели», «Время». Именно они предопределили возникновение такого типа программ, как информационно-аналитические.

Начало перестройки в СССР, объявление курса на гласность и демократию — начальный период формирования типа информационно-аналитической программы. Изменение социальных условий повлекло за собой изменение функций журналистики. Возникает необходимость и создаются предпосылки для появления первой на советском телевидении передачи такого типа — «Семь дней». На 90-е гг. XX в. приходится период становления, качественного и количественного роста информационно-аналитических программ.