Вопросы для самопроверки:
1.На примере деятельности Горбачёв-фонда, Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) или фонда «Общественное мнение» раскройте основные направления в исследовании общественных проблем в России и за рубежом.
2.Поясните, каким образом отслеживаются изменения в современном социокультурном пространстве России и какова в этом роль СМИ?
3.Расскажите о том, как освещается движение антиглобалистов в российских СМИ?
Познакомьтесь с историей становления и направлением деятельности фонда «Общественное мнение» (Режим доступа (10.08.2010 г.): http://www.fom.ru/about/17.html) и выскажите своё мнение по вопросу необходимости такой организации в нашей стране:
История
До 1992 г. Фонд работал при ВЦИОМ (тогда Всесоюзном центре изучения общественного мнения). С середины 1992 г. Фонд стал полностью самостоятельным и, оставаясь в статусе независимой некоммерческой организации, развернул широкую программу исследований.
В 1996 г. Фонд стал базовой социологической организацией предвыборного штаба Б.Н.Ельцина. С тех пор основным заказчиком и потребителем результатов исследований Фонда является Администрация Президента РФ. Результаты опросов общественного мнения – своего рода обратная связь между руководством страны и населением. Аналогичную роль Фонд играл и в штабе В.В. Путина в 1999-2000 гг. и в 2004 г.
Фонд имеет солидный опыт проведения обширных политологических исследований для большинства избирательных кампаний современной России. В их числе – парламентские кампании 1995-1999 гг., 2003г.; президентские 1996-2000 гг., 2004 г.; серия избирательных кампаний 1996-2000 гг., 2004 г. в регионах России.
Часто выполняются заказы на опросы не только населения в целом, но и специальных (целевых) групп населения, а также руководителей предприятий и организаций.
Крупными заказчиками Фонда наряду с Администрацией Президента РФ были Правительство РФ, ЦБ РФ, МОСТ-Банк, ГАЗПРОМ, ВАЗ, ОРТ, ВГТРК, НТВ, НТВ+, ЮКОС, Интеррос, ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ, ИНТЕРФАКС, РИА «Вести», Российская Ассоциация Маркетинга, а также десятки других российских государственных, коммерческих, финансовых, рекламных и информационных структур.
Фонд получил известность и за рубежом, выполняя работы для USIA, ROPER STARCH, BBC, Стэнфордского университета, Фонда "Евразия", посольств различных стран в России и др.
Деятельность
Виды – проектирование и реализация социологических исследований, анализ данных, аналитика, информационно-аналитические печатные и электронные бюллетени, публикации в СМИ, книгоиздание.
Технологии - репрезентативные опросы населения и целевых групп, экспертные опросы, глубокие интервью, фокус-группы, статистический анализ данных, аналитика.
Направленность – изучение в массовых и узких социальных группах субъективных представлений об устройстве, событиях и явлениях «повседневного» мира (обыденные представления) и «внешнего» мира (умозрительные представления).
Предметная область – субъективные представления в сферах социально-актуальных проблем (общественное мнение), политики, власти, массовой информации, экономики, потреблния, культуры, повседневности.
Работа
Источники – заказные и подписные исследования, реализация собственных проектов, распространение информационных продуктов.
Типы работ – мониторинг общественного мнения, тематические исследования, социологическое сопровождение избирательных кампаний, крупных социальных проектов.
Информационные продукты – еженедельный бюллетень «Доминанты. Поле мнений», «лента новостей» ФОМ-Инфо, интернет-сайт www.fom.ru
Организация
Создан как независимая общественная организация в 1991 г., перерегистрирован по Закону РФ "О некоммерческих организациях" в 1998 г.
Правовой статус – некоммерческая организация типа "общероссийский фонд".
Численность – около 80 сотрудников, около 500 работников региональных центров, около 1500 интервьюеров.
Региональная сеть – дочерние организации и долговременные партнеры в большинстве субъектов РФ.
Руководство
Президент – Ослон Александр Анатольевич.
Познакомьтесь с направлениями деятельности «Горбачёв-фонда», представленными в статье Н.Котова «О Горбачёв-Фонде и не только о нём» (Обозреватель-Observer. 1992. №1. Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N01_92/01_11.HTM) и выскажите своё мнение:
Рассказывает политический советник Михаила Сергеевича Горбачева и руководитель пресс-службы Фонда Александр Лихоталь.
- Александр Александрович, сначала вкратце об истории создания Горбачев-Фонда. И, кстати, каково его полное название?
- Официально он называется Международным фондом социально-экономических и политологических исследований, «Горбачев-Фонд». Поскольку название длинновато, в обиходе, как правило, остается только «Горбачев-фонд». Эта аббревиатура - Г.ф., кстати, зафиксирована и на эмблеме фонда. Сама эмблема - стилизованное изображение земного шара - символизирует международный характер деятельности нашей организации.
Теперь об истории фонда. Она, в общем-то, укладывается в несколько фраз. В декабре было принято решение о его создании, а в феврале фонд был зарегистрирован в Министерстве юстиции тогда еще РСФСР.
- Кто был учредителем Фонда?
- Российское национальное отделение Международного фонда за выживание и развитие человечества, Внешнеполитическая ассоциация, Фонд экономических и социальных реформ и граждане России М.С.Горбачев, Г.И.Ревенко, А.Н.Яковлев.
Три направления
- Итак, фонд был зарегистрирован по всей форме. Вы получили прекрасное здание, в котором, насколько мне известно, раньше размещался Институт общественных наук при ЦК КПСС. Дальше, очевидно, началась организационная работа, определена структура Фонда, набирались кадры...
- Не совсем так. Прежде всего были определены цели Фонда, ведущие направления его деятельности. Их три.
Первое - это содействие многовариантному прогнозированию развития событий в России, Содружестве Независимых Государств и в мире в целом. Это необходимо для того чтобы помочь стране выйти на оптимальные политические, социальные и экономические решения, которые работали бы на благо обновленной России, ради ее прогресса и процветания, успеха демократических реформ. Смысл разработок в том, чтобы нашему обществу не пришлось платить непосильную цену за переход к новой политической, социальной и экономической системе.
Высший орган Фонда - Совет. Его состав отражает международный характер деятельности фонда: в него входят такие представительные фигуры, как Гельмут Коль, Вацлав Гавел, Генри Киссинджер, Джулио Андреотти, американский сенатор Креистон, Накасоне и другие. В период между заседаниями Совета работой фонда руководит Исполком, а практическую деятельность его направляет президент, избираемый учредителями. Помогают ему два вице-президента - Г.И.Ревенко и А.Н.Яковлев.
- Были уже заседания Совета?
- Нет. По уставу они проводятся раз в год. Фонду же всего три месяца. Но контакты между членами Совета поддерживаются.
«К новой цивилизации»
- Второе крупное направление деятельности фонда - дальнейшая углубленная разработка идей нового политического мышления, проблем продвижения мира к новой цивилизации.
- И насколько, по-вашему, актуальна эта проблематика?
- Достаточно актуальна, недаром девизом фонда избрана фраза «К новой цивилизации». Если заглянуть за горизонт наших нынешних трудностей и проблем, увидеть перспективу развития человечества, то и масштаб этих трудностей не покажется таким трагическим. По убеждению многих ученых прогнозистов, мировое сообщество наций стоит на пороге вступления в новую цивилизацию. Это будет совсем другой мир с новыми ритмами развития, с иными способами жизнедеятельности, новая цивилизация, в которую вступает человечество, не будет лишена проблем, но это будут другие проблемы. Какие? Это предстоит спрогнозировать, чтобы быть к ним готовыми. В этом русле и развертывается исследовательская работа фонда.
- И третье направление?
- Гуманитарное. В данное время Фонд решил сконцентрировать внимание на вопросах детского здравоохранения…
- Процесс становления Фонда, как я понимаю, не затянулся, но еще далек от завершения. И все же: несколько слов о его, структуре.
- Сейчас под эгидой Фонда функционируют шесть научно-исследовательских центров. Это - центр глобальных проблем, центр прогностических программ, центр социально-экономических проблем, центр общественных знаний, центр политологии. Кроме того, есть центр международных обменов. Ведется работа по созданию центра экономических проблем.
Времени для раскачки мы себе не дали. Центры уже активно работают, выдают продукцию. Сами по себе они компактны, состоят из шести-семи ученых, но имеют право привлечь к работе над конкретными программами ученых на контрактной основе, формы деятельности центров довольно разнообразны: конференции, в том числе и с участием иностранных гостей, ситуационные анализы, круглые столы, семинары.
- Что представляет из себя продукция Фонда? И куда она идет?
- Итоги обсуждений, дискуссий, анализа обобщаются и излагаются в форме аналитических докладов. Наиболее важные из них направляются правительству России.
- Кому-нибудь конкретно?
- Конкретно Ельцину. Ему переслано несколько таких докладов.
- И какая была реакция?
- Я о ней не знаю. Знаю только, что материалы носили доверительный характер. Кроме того, мы направляем свои разработки в другие адреса, в том числе и на основе взаимности.
- Визиты Михаила Сергеевича Горбачева в Японию и США проходили в рамках Фонда?
- Да. Полностью оплачивались они принимающей стороной. Инициатором майской поездки Михаила Сергеевича в США, например, был общественный комитет, возглавляемый Р.Рейганом и бывшим государственным секретарем Дж.Шульцем. Комитет и взял на себя все расходы. Это была не увеселительная прогулка. Визит в США носил деловой характер, был насыщен рабочими контактами. И, надо сказать, оказался достаточно продуктивным - и с точки зрения российских интересов, и с точки зрения интересов Фонда.
Были обсуждены перспективы сотрудничества Горбачев-фонда с фондами Макартура, Рокфеллера, форда, Карнеги, Мэллона, Вудро Вильсона. Центром Дж-Картера, Библиотеками Р.Рейгана и Дж.Кеннеди. Тем самым Горбачев продолжил работу, начатую в Германии и в Японии, где удалось заключить соглашения с крупными научно-исследовательскими центрами - Фондом мира Накасоне, Фондом Сокка Гакай, Фондом XXI века.
Достигнуто взаимопонимание с американцами об осуществлении ряда совместных программ в таких областях, как разоружение, нераспространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование конфликтов, содействие развитию мелкого и среднего бизнеса, стимулирование частных инвестиций в СНГ, программы стипендий для молодых ученых и общественных деятелен, изучение истории периода перестройки, а также деятельность в гуманитарной сфере.
- Содержание
- Тематический план курса
- Содержание разделов курса
- Раздел 1. Современная цивилизация: проблемы и перспективы
- Развёрнутый план лекции
- Современное состояние мира: социум на изломе тысячелетий.
- Теории постиндустриального общества (д.Белл, э.Тоффлер, м.Кастельс).
- Глобализация. Тенденции глобализации. Подходы к понятиям «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика».
- Сохранение земной цивилизации как общая задача населения нашей планеты.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Ознакомьтесь с некоторыми тезисами о глобализации известного американского финансиста Джорджа Сороса, опубликованными в журнале «Вестник Европы». 2001. №2. С. 38-49.
- Дайте оценку современному обществу, основываясь на мнении Джорджа Сороса (Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. М., 1997. С.14-15.).
- Тестовые задания по теме «Развитие земной цивилизации в хх в. И процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества»
- Глоссарий по теме «Развитие земной цивилизации в хх в. И процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества»
- Тема №2. Современное мировое информационное пространство Развёрнутый план лекции
- Формирование глобального информационного пространства в XX-XXI вв.
- Сми и глобализация коммуникационного пространства.
- Электронные сми в глобальных коммуникационных процессах.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Познакомьтесь с материалами, представленными в публикации н.Михайлова «сми в эпоху глобализации: актуальные аспекты» (Журналист. 2008. №6. С.26) и выскажите своё мнение.
- Тестовые задания по теме «Современное мировое информационное пространство»
- Глоссарий по теме «Современное мировое информационное пространство»
- Развёрнутый план лекции
- Формы проявления кризиса в сферах политики, экономики, экологии, демографии, культуры как актуальные проблемы современности, требующие новых исследовательских подходов и управленческих решений.
- Международный терроризм: проблемы освещения в сми.
- Информационные войны.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Прочитайте статью Джима Бумелы (Бумела д. Первая жертва// Журналист. 2010. №7. С.10) и назовите основные признаки информационной войны.
- Тестовые задания по теме «Основные причины и факторы цивилизационного кризиса»
- Глоссарий по теме «Основные причины и факторы цивилизационного кризиса»
- Развёрнутый план лекции «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Практика российских научных центров в исследовании социокультурных проблем.
- Мониторинг современных социальных процессов в сми.
- Движение антиглобалистов в России и мире.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Оцените значимость деятельности международной организации «Институт Открытое Общество» («Open Society Institute» (Режим доступа (17.08.10): http://www.Soros.Org/about/overview).
- Тестовые задания по теме «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Глоссарий по теме «Современные научные центры, изучающие глобальные проблемы»
- Раздел 2. Роль журналистики в изучении проблем современности
- Развёрнутый план лекции
- 2. Актуальные изменения в системе ценностей россиян.
- 3.Журналистика как социальный институт, способный решать актуальные проблемы современности.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Тестовые задания по теме «Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем»
- Глоссарий по теме «Задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем»
- Развёрнутый план лекции
- Роль сми в преодолении геополитических, этнических и религиозных конфликтов.
- Культурно-просветительская задача сми.
- Развитие межкультурной коммуникации в Мурманской области.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Тестовые задания по теме «Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
- Глоссарий по теме «Опыт позитивного участия средств массовой информации в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
- Развёрнутый план лекции
- Условия уменьшения пагубного воздействия сми.
- Цензура: необходимость или порок.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Познакомьтесь с фактами, представленными в статье м. Владимировой «тв и цезура приходят в Сеть» (Журналист. 2009. №3. С.41.), и выскажите своё мнение о перспективах свободы слова в Интернете.
- Глоссарий по теме «Негативные тенденции в деятельности сми»
- Развёрнутый план лекции
- Социальная ответственность журналиста за публичное слово.
- Профессиональная компетентность журналистов.
- Литература:
- Задания для самостоятельной работы:
- Вопросы для самопроверки:
- Разрешите проблемные ситуации (задания к зачёту).
- Тестовые задания по теме «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
- Глоссарий по теме «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
- Приложения Выписка из государственного образовательного стандарта по специальности 030601 «Журналистика» (2000 г.) по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Примерный перечень вопросов к зачёту по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Примерные вопросы к курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика» на государственном междисциплинарном экзамене
- Примерная тематика рефератов по курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Основная литература к курсу «Актуальные проблемы современности и журналистика»
- Справочные издания:
- Интернет-ресурсы: