logo
И

Словесный портрет (вместо заключения)

А спрашивается, зачем было издавать книгу? Почему не ограничиться отдельными публикациями в периодике, рецензиями на тот или иной учебник, экспертизой той или иной школьной программы?

Но в том-то и дело, что экспертный анализ не был для нас самоцелью (ведь это так неприятно – копаться во всякой гадости!). В конце концов, шустрые реформаторы образования могут написать – и, к сожалению, скорее всего, напишут! – сотни новых учебников и новых программ. У нас в квартирах и так все подоконники завалены этой макулатурой. На каждый чих не наздравствуешься, особенно когда в жизни есть и другие занятия. Если не более важные, то уж, во всяком случае, гораздо более приятные.

Нет, мы хотели на конкретных примерах показать некие общие тенденции, присущие сегодняшней либеральной педагогике, вычленить общие принципы, исходя из которых читатель в дальнейшем сможет сам проанализировать любой новый предмет, пособие или учебник. И не нужно бояться, что у вас недостаточная профессиональная подготовка: того образования, которое получили в свое время сегодняшние российские взрослые (особенно учителя, но и все остальные тоже!), вполне хватает, чтобы разобраться в не слишком затейливых и однообразных уловках. А в критериях оценки тоже нет ничего хитрого: полезно то, что возвышает, облагораживает, и вредно то, что развращает, расчеловечивает, обезображивает.

В предисловии мы напомнили буквальный смысл слова «безобразие» – отсутствие образа, причем не любого, а образа Божия, по которому был создан человек122. Поэтому-то безобразие так ужасно: когда отнимается образ Божий, на этом месте появляется, если можно так выразиться, безобразный образ. Чей именно – догадаться нетрудно.

Сначала мы хотели просто дать читателям в руки удобный инструмент анализа. Но в самое последнее время, когда за различными учебными дисциплинами все отчетливее стала проступать общая сущность, задумались: а какого человека формируют подобные инновации? И для чего? Помните, в очерке про граждановедение мы написали, что будущих граждан, похоже, готовят для какой-то другой страны, не для России? Но тогда мы еще не догадывались для какой.

Понимание приходило поэтапно. Сперва к нам в руки попал американский сборник про реформу образования в США. Из него мы с удивлением узнали, что еще в 1918 году американский философ Джон Дьюи123 вознамерился в корне изменить содержание школьного обучения. Прикрываясь рассуждениями о морали и нравственности (тогда все-таки были другие времена, в лоб о некоторых вещах говорить было не принято), Дьюи и его сподвижники утверждали, что народу вовсе не нужно овладевать грамотой. «Очень многие люди прожили всю жизнь и многого добились, даже стали лидерами своей эпохи, будучи совершенно безграмотными, – писал наставник Дьюи, еще один высоколобый, по имени Стенли Холл. – Безграмотность вообще-то помогает избежать некоторых искушений, например чтения пустых и порочных книг».

Что же Дьюи предлагал взамен классического фундаментального образования? – Да именно то, что нашей школе пытаются преподнести как немыслимое новаторство, последнее достижение педагогической мысли: «уроки здоровья», граждановедение, начатки ремесел, уроки этики и семейного воспитания. По поводу ремесел трудно что-то возразить: ведь уроки труда существуют у нас давно, и это очень полезно. Но настораживает сегодняшний контекст: дескать, выпускник школы должен уметь починить выключатель, а физика с математикой для большинства россиян – это слишком высокая материя. И зачем их, бедных-несчастных, так мучить?!

Относительно этики и семейного воспитания обольщаться опять-таки не стоит. Американская национальная ассоциация образования, которой в свое время руководил Дьюи, вполне открыто ратует за феминизм, за «изменение стереотипных половых ролей», за право человека курить марихуану и за снятие всех дискриминационных барьеров – в том числе для гомосексуалистов, жаждущих воспитывать школьников в духе толерантности.

Не успели мы оправиться от изумления, как жизнь преподнесла нам второй сюрприз – встречу с иностранными педагогами, из разговоров с которыми стало ясно, что не только в России и Америке, но и во многих других странах с образованием творится та же «петрушка». А потом все вдруг, как по команде, заговорили о неотвратимости глобализации. И отдельные фрагменты паззла сложились в картинку. Мы поняли, что юных граждан готовят не для Канады или Америки, потому что, если глобализация победит, ни Америки, ни Канады больше не будет, равно как и России. Вернее, понятие «страна», может, и останется, в смысле территории, а вот с суверенными государствами придется проститься. Вместо них будет единое всемирное царство-государство с единым правительством, едиными деньгами, едиными законами и единым образованием. Последнее как раз и призвано вылепить homo novus – нового «глобального» человека, который сможет адаптироваться к жизни в новых условиях.

И все-таки какого человека (вернее сказать, гомункулуса) предполагают вырастить неуемные экспериментаторы-глобалисты? Попробуем набросать его словесный портрет.

Итак, прилежный... хотели сказать «ученик», но подумали, что тут уместно новое определение – «потребитель образовательных услуг», прошедший через комплекс описанных нами инноваций, будет, мягко говоря, трусоват. На эту мельницу льют воду и уроки ОБЖ, и валеология, и граждановедение, пугающее «ужасной» армией. Но потребителю и в голову не придет считать трусость пороком. Его и не такие пороки научат считать нормой. О толерантном, недискриминационном отношении к наркоманам и извращенцам позаботятся программы секс-просвета, «Анти-СПИДа» и прочие. Однако представление о пороках все же будет сформировано. Только «правильное», в духе времени.

В глобальном мире порочными будут считаться нормальное чувство стыда, патриотизм, «безответственное родительство» – готовность родить столько детей, сколько дает Бог. Ну и, конечно, уклонение от уплаты налогов и гомофобия! Хотя нет... Такие чудовищные пороки наверняка перейдут в разряд особо тяжких преступлений. Как, впрочем, и малейшее несогласие с установленным глобализаторами порядком вещей. Для того и нужно взращивать трусов, чтобы парализовать волю к сопротивлению. Какое там сопротивление! Пошелохнуться страшно, когда, с одной стороны, тебе внушают, что нет ничего ценнее собственного здоровья, а с другой – дают понять, что весь мир буквально кишит опасностями, которые непрерывно угрожают твоему драгоценному здоровью и жизни.

А в чем же будет находить утешение такая «тварь дрожащая», такая двуногая инфузория? В искусстве? В литературе? – Нет, из литературы в лучшем случае запомнится набор фамилий авторов, да и то в каком-то хаотическом беспорядке. Для настоящего постижения литературы и искусства должны быть развиты более высокие чувства, чем чувство страха за свои внутренности, и сформированы более высокие представления о нравственности, нежели равнодушная толерантность.

Но какое-то утешение все же необходимо. В противном случае даже трусость не сможет заблокировать бунта. И эти утешения стары, как мир. Вернее, как Рим. По примеру своих предшественников, homo novus утешится хлебом и зрелищами. Благо они сейчас разнообразнее, чем в Древнем Риме. Можно целыми выходными днями, как сомнамбула, бродить по супер- и гипермаркетам, большим и очень большим рынкам. А в оставшееся время наслаждаться телевизором, видеомагнитофоном, компьютерными играми, безопасным сексом. Можно с партнером, а можно с самим собой – для снятия напряжения, как рекомендуют школьные программы. Вообще желательно не только в вопросах пола, но и во всем остальном стремиться к самодостаточности. Захотел послушать музыку – зачем тащиться в концертный зал? Включи плеер, надень наушники. Решил пообщаться – запусти компьютер. А если вздумал выйти в мир – уточни в какой: в «Мир еды» или «Мир обуви», на «Планету меха» или в «Колбасный рай». Новый человек сумеет сделать правильный выбор.

Недавно в одном провинциальном университете мы даже увидели на стене лозунг: «Потребитель – это звучит гордо!». Подумали, шутка, следы студенческого КВНа. Оказалось, никакая не шутка, абсолютно серьезный призыв администрации к юношеству. Интересно, что «потребить» по-церковнославянски значит «уничтожить». Гордиться тем, что ты уничтожитель, – да, это смелое новаторство в педагогике.

Впрочем, особо выдающиеся инфузории могут рассчитывать и на духовные радости. Конечно, не в рамках традиционных конфессий: ведь традиционные установления в корне противоречат образу жизни нового человека. Какое целомудрие, какое самоотречение, какой подвиг?! Да и зачем тебе Бог, если ты сам умеешь творить чудеса? В том числе и благодаря оккультным практикам, усвоенным на уроках валеологии. И здесь возможен довольно широкий выбор: кому-то ближе Порфирий Иванов, кому-то – Джуна Давиташвили, кому-то – классические Рерихи с Блаватской. А некоторые предпочтут новые направления: например, трансцендентальную медитацию или рейки124. Много и теоретических, и практических знаний в области оккультизма современные дети смогут почерпнуть – и уже, к сожалению, почерпнули! – из книг Джоан Ролинг о Гарри Поттере, которые на самом деле являются написанными в занимательной форме учебниками по введению в оккультизм.

Наш словесный портрет, конечно, приблизительный, контурный. Но зато, как в детском альбоме-раскраске, каждый такой абрис можно превратить в цветной. Хотя краше он от этого, скорее всего, не станет. Ведь безобразие чем цветастей, тем гаже.

Зато представив себе на мгновение эту уродливую образину, лучше осознаёшь задачи настоящего, истинного образования.

1 См.: Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М., 1994.

2 Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание... С. 185.

3 Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание... С. 184.

4 Там же. С. 185.

5 Там же. С. 186.

6 Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание... С. 338.

7 Там же.

8 Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание... С. 252.

9 Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1971. С. 47.

10 Там же. С. 189.

11 Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание... С. 385.

12 Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание... С. 385.

13 Там же. С. 386

14 Там же. С. 394.

15 Там же

16 Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание... С. 394.

17 Там же.

18 Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. С. 89.

19 Там же. С. 92.

20 Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание... С. 393–395.

21 Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. С. 138.

22 Склеˆпанны – скованные, несвободные.

23 Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. С. 169.

24 Там же. С. 179–180.

25 Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание... С. 393.

26 Там же.

27 Доклад, прочитанный на научно-практическом семинаре при Комитете по безопасности Государственной Думы РФ 25 декабря 1996 года, а также на V Рождественских чтениях в 1997 году.

28 Abuse (англ.) – злоупотребление. – Ред.

29 Архетип – единица анализа по К.Г. Юнгу. Архетип – это форма без содержания, которая организует и направляет психические процессы, главные из которых архетип «Я», архетип матери, архетип отца. Юнг относил к архетипам и основные элементы структуры личности. – Ред.

30 Перверсия (лат.) – половое извращение. – Ред.

31 Доклад, прочитанный на VI Международных Рождественских образовательных чтениях в январе 1998 года.

32 Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М., 1995. С. 110.

33 Геллнер Э. Условия свободы... С. 108.

34 См.: Учительская газета. 1997. 16 декабря.

35 См.: Мф. 5, 3–11; 11, 28. – Ред.

36 Нозология (от греч. ньупи – болезнь) – учение о болезнях (так называемых нозологических формах), их классификации и номенклатуре. – Ред.

37 Имеется в виду книга И. Кона «Лики и маски однополой любви (лунный свет на заре)». 20-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

38 Халемин Я.А. «Дикий» секс и его последствия. Екатеринбург, 1997. С. 8.

39 Население и репродуктивное здоровье в Российской Федерации. Доклад миссии «Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА)». М., 1997. С. 71.

40 Справка Министерства здравоохранения РФ к парламентским слушаниям. О неотложных мерах по борьбе с распространением СПИДа. М., 1998. С. 9.

41 Весной 2003 года на встрече В.В. Путина и Дж. Буша было подписано Соглашение о совместной программе «Анти-СПИД». Учитывая все вышеизложенное, можно себе представить, как ударит по детям эта очередная волна секс-просвета, теперь уже узаконенная «в верхах».

42 От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги. 2-е изд. М.: Даниловский благовестник, 2001. С. 354–355.

43 От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги. С. 386.

44 Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. М., 1997. С. 17.

45 Там же.

46 Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов... С. 17.

47 Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. М., 1997. С. 5.

48 Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов... С. 89–90.

49 Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов... С. 71.

50 Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов... С. 123.

51 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. М., 1997. С. 152.

52 Там же. С. 153.

53 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. С. 142.

54 Там же. С. 145.

55 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. С. 147.

56 Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов... С. 113.

57 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. С. 111.

58 Там же. С. 166.

59 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. С. 166.

60 Там же. С. 167.

61 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. С. 170.

62 Там же.

63 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. С. 177.

64 Там же. С. 176.

65 Там же. С. 175.

66 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. С. 178.

67 См.: Основы безопасности жизнедеятельности: Проб. учеб. для общеобразоват. учр. 11 кл. /Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н. М., 1997.

68 Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 1–4 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1997. С. 5

69 Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности... С. 111.

70 Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997. С. 87.

71 Имеется в виду молитва Духу Святому: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». – Ред.

72 Шубарт В. Европа и душа Востока. С. 87.

73 Основы безопасности жизнедеятельности. С. 291.

74 Там же. С. 281.

75 Там же.

76 Доклад, прочитанный на Х Международных образовательных Рождественских чтениях в январе 2002 года.

77 Ср.: Мф. 5, 48. – Ред.

78 Ср.: Мф. 7, 14. – Ред.

79 Ср.: Сир. 30, 1, 11. – Ред.

80 См.: Иного не дано: Судьбы перестройки. Вглядываясь в прошлое. Возвращение к будущему / Под общ. ред. Ю.К. Афанасьева. М., 1988.

81 См.: Ин. 8, 44. – Ред.

82 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната / Пер. с англ. М.Д. Литвиновой. М., 2001. С. 62.

83 Deus ex machina (лат. «бог из машины») – фигура бога, появлявшаяся над сценой в конце греческих трагедий с помощью крана, фигура, которая в силу своей божественной мощи позволяет разрешить сам по себе неразрешимый конфликт. Отсюда выражение переносится на всякого неожиданного помощника, появляющегося в критический момент. – Ред.

84 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. С. 71.

85 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. С. 76–77.

86 Там же. С. 191–192.

87 Там же. С. 172.

88 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. С. 168.

89 Там же. С. 187–188.

90 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. С. 263.

91 Там же. С. 213.

92 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. С. 318.

93 Там же. С. 222.

94 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. С. 223–224.

95 См.: «Волшебный напиток» – причина несчастья. //Радонеж. 2002. № 4 (122). С. 10.

96 См.: Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Кубок огня / Пер. с англ. М. Д. Литвиновой. М., 2002. С. 576–582.

97 См.: Радонеж. 2002. № 4 (122). С. 10–11.

98 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. С. 198–202.

99 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. С. 133.

100 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. С. 63.

101 Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. С. 21.

102 Там же. С. 438.

103 См.: Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и узник Азкабана / Пер. с англ. М.Д. Литвиновой. М., 2002.

104 См.: Дунаев М. М. Православие и русская литература: В 2 ч. М., 2001. С. 477.

105 Радонеж. 2002. № 4 (122). С. 11.

106 Радонеж. 2002. № 4 (122). С. 11.

107 Ср.: Исх. 20, 2, 3. – Ред.

108 Ср.: Исх. 20, 4. – Ред.

109 Ср.: Исх. 20, 12. – Ред.

110 Ср.: Мф. 5, 44; Лк. 6, 27–28. – Ред.

111 Диакон Андрей Кураев. Кто боится Гарри Поттера? // Радонеж. 2002. № 4 (122). С. 11.

112 Гностические культы атакуют классическую культуру // Потомки царя Ирода (Планирование семьи – планирование небытия). М., 2003. С. 192.

113 Преподобный Феодор Студит. Малое оглашение. Слова. М., 2000. С. 34.

114 См.: Лк. 10, 38–42. – Ред.

115 Мальтузианство – буржуазная теория; получила название по имени Т.Р. Мальтуса (1766–1834), английского экономиста. Мальтус утверждал, что безработица и бедственное положение трудящихся при капитализме – результат «абсолютного избытка людей», действия «естественного закона народонаселения». В ХХ веке неомальтузианцы (Г. Бутуль, Н. Чемберлен, У. Фогт и др.) пытались доказать, что именно высокие темпы роста населения в развивающихся странах приводят к «мировому кризису», единственный выход из которого, по их мнению, – сокращение рождаемости. – Ред.

116 См.: Мф. 24, 12. – Ред.

117 Архимандрит Рафаил (Карелин). Падение гордых. М., 2000. С. 107.

118 Ин. 4, 8, 16. – Ред.

119 См.: Мф. 18, 3. – Ред.

120 Слова из молитвы Ангелу хранителю. – Ред.

121 Слова из молитвы родителей за детей своих, составленной архиепископом и врачом-хирургом святителем Лукой (Войно-Ясенецким; память 29 мая / 11 июня). – Ред.

122 См.: Быт. 1, 26, 27. – Ред.

123 Дьюи, Джон (1859–1952) – американский философ, один из ведущих представителей прагматизма, выдвинувший его новый вариант – инструментализм. Познание у Дьюи выступает как инструмент для приспособления человека к окружающей его и противостоящей ему среде. Критерием нравственности при этом является целесообразность: то, что целесообразно, то и нравственно. Сверхъестественный мир и традиционные религии Дьюи отвергал, в социологических вопросах был либералом: выступал за «регулируемую свободу», «равные возможности» и индивидуализм. Дьюи выступил также как реформатор в области педагогики; создатель так называемой педоцентрической теории и методики обучения. – Ред.

124 Рейки – «искусство физического, духовного и психического исцеления», изобретенное в XX веке япон­ским монахом Микао Усуи. – Ред.

104