logo
ДИПЛОМ(исправл вариант)

Роль pr и социальной рекламы в современной России

Понятие социальной рекламы раскрыто в работах Н.Н. Грибок, А.В. Ковалевой, Г.Г. Николайшвили и др. Самое общее определение социальной рекламы - это рекламные тексты, содержащие популяризацию ведущих общественных ценностей.1 Г.Г. Николайшвили определяет социальную рекламу как вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и к его нравственным ценностям.2 Е.В. Степанов дает следующее определение: социальная реклама - это современный способ распространения общественно значимого, важного или полезного знания, осуществляемый методами рекламы в интересах общества.1 Как верно замечает Н.Н. Грибок, социальная реклама призывает к решению социальных проблем, обращается к человеку как к гражданину, к представителю социума. Она побуждает не к покупкам, а к поступкам.2

В этих определениях раскрыто понятие социальной рекламы с разных сторон. На наш взгляд, социальная реклама - это способ формирования отношения к окружающей действительности. Это метод подавления равнодушия общества и привлечения его внимания к социальным проблемам (наркомания, алкоголизм, преступность, загрязнения окружающей среды) и к проблемам государства (возрождение патриотизма, благополучие семейных отношений, исполнение гражданских обязанностей населения). Социальная реклама занимает особое место в рекламном пространстве, прежде всего, благодаря своей тематике.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к радикальным изменениям в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы. Как следствие этого, произошло разрушение традиций, которое повлекло за собой разрушение моральных норм и национальной культуры.3

Таким образом, восстановление разрушенных общественных связей в данный момент становится актуальной проблемой общества, а, значит, большое значение приобретают новые методы, при помощи которых пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить как гомеостазис общества, так и личностное равновесие.

К таким методам относится социальная реклама, поскольку помимо информационной функции, она имеет еще и адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать индивида в систему социальных отношений и связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в вопросе формирования механизмов социальной защиты за последнее время значительно возросла.

Социальная реклама выполняет следующие функции:

  1. информирование о социальных услугах и акциях;

  2. формирование новых поведенческих установок (отказ от курения, антиалкогольная пропаганда и гуманное отношение к животным т.д.);

  3. консолидация усилий социальных учреждений и спонсоров в решении социальных проблем;

  4. создание положительного имиджа социальных организаций, преодоление отрицательного образа организаций в глазах общественности;

  5. формирование каналов «обратной связи» между социальными организациями и их целевыми аудиториями.1

Социальной рекламой предлагаются следующие пути решения проблем: консультации специалистов; благотворительная помощь, пожертвования; обращение по телефонам доверия в различные центры. Также выявлено, что в последние годы наблюдается тенденция к медленному увеличению объема социальной рекламы в местной и региональной прессе.

На наш взгляд, стратегической целью усилий PR и социальной рекламы должно стать ознакомление населения с деятельностью так называемого «третьего сектора» - сектора некоммерческих (благотворительных) организаций и социальных учреждений.

Опыт стран с развитой социальной сферой показывает, что значение маркетинга социальных услуг в последнее время резко увеличивается. Это объясняется:

  1. усложнением задач, решаемых в социальной сфере (наркомания, преступность, жестокость т.д.);

  2. расширением оказываемых социальных услуг;

  3. отсутствием конкуренции, так как в основном этими проблемами занимается государство, и лишь немного - общественные благотворительные организации.

Поскольку данный вопрос включается в предметное поле теории социальной работы, встает вопрос о необходимости изучения социального маркетинга работниками социальных организаций, подготовки специалистов в сфере рекламы и PR.

Также в связи с тем, что проблема социальной рекламы и PR практически не освещена в литературе, является необходимым продолжение разработки и научное разъяснение и обоснование данных проблем в теории социальной работы.

Таким образом, под социальной сферой нужно пониматьсовокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Основными целями связей с общественностью в социальной сфере являются:

  1. создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности к деятельности общественных и некоммерческих организаций за счет прояснения целей и ценностей организации, за которые они несут ответственность, публичного выражения и защиты ценностей, приобщения к ценностям организации других,добиваясь поддержки со стороны продуктивных и прогрессивных представителей своей общественности;

  2. сохранение или изменение имиджа (репутации) организации и еёруководства;

  3. приобщение организации к ценностям других, чтобы действовать в интересах общественности;

  4. формирование общественного мнения, необходимого для общественных некоммерческих организаций.

Роль социальной рекламы заключается в информировании, формировании новых поведенческих установок, консолидации усилий социальных учреждений и спонсоров в решении социальных проблем, создании положительного имиджа социальных организаций, формировании каналов «обратной связи» между социальными организациями и их целевыми аудиториями.