Понятие, основные цели связей с общественностью в социальной сфере
Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).1
Связи с общественностью (PR) в социальной сфере - это деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных)отношений к людям, организациям, объектам, событиям, идеям и т. д., формирование у людей позитивных моделей поведения. PR-проект в социальной сфере направлен, в первую очередь, на позитивные изменения существующей ситуации. Связи с общественностью (PR) в социальной сфере- самая древняя отрасль и сфера PR. Первые масштабные социальные PR-кампании - это, например, распространение христианства.2
К области социального PR традиционно относят социальные, спонсорские и благотворительные проекты коммерческих структур и деятельность некоммерческих организаций и общественных объединений. Принадлежность к социальному PR определяется чаще всего содержательным контентом - то есть это PR-активности в традиционно «социальных сферах» - спорт, культура, помощь социально-уязвимым гражданам, благотворительность, донорство, волонтерство и т. д.
Выступая в качестве элемента системы социального управления, деятельность PR направлена на достижение ненасильственными средствами следующих основных идей.
1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности к деятельности общественных и некоммерческих организаций.
Данная функциональная ситуация связана с необходимостью создания благоприятного климата в своей общественности, обеспечивающего нормальное функционирование организации и расширение поля ее деятельности. Завоевание доверия требует от организации систематического предварительного объяснения людям того, что им надо знать в профессиональном, обыденном и эмоциональном смысле.
Смысл деятельности PR в достижении данной цели:
- во-первых, в прояснении целей и ценностей организации, за которые они несут ответственность;
- во-вторых, в публичном выражении и защите ценностей;
- в-третьих, в приобщении к ценностям организации других, добиваясь поддержки со стороны продуктивных и прогрессивных представителей своей общественности.
Для решения данных задач нужны спланированные и непрерывные информационно-разъяснительная работа, постоянный диалог с широкой общественностью и активные акции, чтобы завоевывать доверие людей.
Общественным некоммерческим организациям для этого необходимо: правдиво и интересно информировать людей о своей деятельности, инновационных планах; добиваться идентификации «своих» ценностей общественности сорганизационными; способствовать оформлению иинституциализации общественностью своей поддержки властных структур.
2. Сохранение или изменение имиджа (репутации) организации и ее руководства.
Наше представление об окружающем мире фиксируются в виде образов - имиджей. Они-то, в конечном счете, и определяют установки и поведенческие доминанты людей в отношении соответствующих объектов и явлений.
В теории коммуникации понятие «имидж» используется в сугубо специфическом значении - в сочетании со словами «создание», «строительство»: это особого вида образы - представления о конкретных объектах, которые выделяют, создают впечатление их радикального отличия от других.
В отличие от него понятие «стереотип» - это обобщенное представление похожих явлений, сокращающие набор отличительных черт.1
Сводя разнообразие мира к немногим определенным категориям, стереотип облегчает, упрощает восприятие, понимание и оценку явлений. Связано это со стремлением человека однозначно «рассортировать» информацию.
Необходимо отметить, что в понятие «имидж» на Западе ничего зазорного нет, напротив, иметь имидж престижно. У нас же с игровым поведением, маской связывается, как правило, попытка скрыть, утаить свое лицо.
У разных людей, социальных групп могут возникать разные образы одного и того же объекта. Дело в том, что результативность деятельность любой организации во многом зависит от того, как их понимает общественность: является ли организация хорошим членом общества, приносит ли она общественную пользу и т. п. Именно это и лежит в основе так называемой рекламы «престижа» или «институциональной рекламы».
3. Приобщение организации к ценностям других, чтобы действовать в интересах общественности.
Смысл деятельности PR в рассматриваемой функциональной ситуации как раз и состоит в том, чтобы прояснять интересы и ожидания общественности для того, чтобы:
1. обеспечивать руководствообщественных некоммерческих организаций информацией об общественном мнении и оказывать им помощь в выработке адекватных ответных мер;
2. поддерживать руководство в состоянии готовности к различным переменам, путем заблаговременного предвидения тенденции.
Важную роль играет общественное мнение, а именно формирование общественного мнения, необходимого для общественных некоммерческих организаций.
Общественное мнение - это аккумулированные оценочные суждения (взгляды, побуждения) социальных групп, общностей по вопросам, представляющим их общие интересы. Дело в том, что какую бы из сфер жизни общества мы бы ни выделили - духовно-идеологическую, политическую,
социально-экономическую, культурную и т. п., общественное мнение во многом определяет характер их бытия и процессы развития.1
Функционируя всоциальной сфере, общественное мнение оказывает воздействие прежде всего на процесс восприятия и трансляции духовных и нравственных ценностей. Кроме того в своей информационной функции общественное мнение служит в качестве источника информации для идеологов и средства обратной связи между ними и общественностью.
Значимые механизмы формирования массовых социальных оценок для формирования таких духовных образований как стереотипы, традиции.
Обусловленное интересами и ценностями социального субъекта общественное мнение в своей оценочной функции постоянно отбирает из духовной и природной действительности то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его интересов, обеспечения выживания и развития. В обеспечении данных процессов общественное мнение участвует через функции воспитания и социализации.
Таким образом, основными целями связей с общественностью в социальной сфере являются:
создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности к деятельности общественных и некоммерческих организаций за счет прояснения целей и ценностей организации, за которые они несут ответственность, публичного выражения и защиты ценностей, приобщения к ценностям организации других, добиваясь поддержки со стороны продуктивных и прогрессивных представителей своей общественности;
сохранение или изменение имиджа (репутации) организации и ееруководства;
приобщение организации к ценностям других, чтобы действовать в интересах общественности;
формирование общественного мнения, необходимого для общественных некоммерческих организаций.
- Глава I. Связи с общественностью в социальной сфере
- Понятие, основные цели связей с общественностью в социальной сфере
- Роль pr и социальной рекламы в современной России
- Глава II. Pr-технологий в социальной сфере
- Специфика использования pr-технологии в социальной сфере
- Типология pr-технологий в социальной сфере
- Глава III. Разработка и внедрение социального студенческого pr-проекта «они хотят нам верить…»
- Социальная проблема б
- Студенческий социальный pr-проект «Они хотят нам верить…»
- Заключение
- Список литературы
- П р и л о ж е н и я приложение 1
- 1 Аксенова е.Л., Базаров т.Ю. И др. Управление персоналом. – м. – 2008. – с. 23.
- 1 Аксенова е.Л., Базаров т.Ю. Управление персоналом., м.: Аста-пресс, 2008. – с. 38.