logo search
ИЗЖ 4 курс 2 семестр - экзамен - ответы

1. Особенности нацистской печати и пропаганды

СМИ периода второй мировой – это СМИ национал-социалистов, которые установили политический режим на оккупированных территориях. Основа содержания СМИ – пропаганда политч идей национал-социализма. Направления пропаганды определял Иосиф Геббельс. 1933г - Геббельс назначается руководителем министерства просвещения и пропаганды. Функции министерства: 1) реформа германских газет (сохранение изданий только национал-социалистов, сотрудники газет становятся членами партии, изменение концепции изданий – они теперь не информируют, а пропагандируют) В структуре Министерства было 2 департамента: 1) департамент административных вопросов (цензурировал) и 2) департамент пропаганды политики партии.

Формы пропаганды и агитации в печати и радиовещании национал-социалистов

1. представление на первых полосах изданий отрывков устных речей Иосифа Геббельса. Цель – объяснение генеральной линии партии.

2. выпуски специальных приложений к газетам (листы/полосы или брошюры) Примеры брошюр: «Борьба против большевизма: 28 вопросов и ответов о большевизме», «Недочеловек» (в брошюре «недочеловеками» назывались евреи и все народы Востока а также все, кто им симпатизирует. Они должны быть уничтожены). Эти программные материалы – основа для ведения пропаганды отдельными ротами и группами СС.

3. отсутствие специальных фронтовых газет. Причина – отсутствие необходимости в информировании, необходимость ведения только пропаганды.

4. Радио- и кинопропаганда

В кон 1940 в Министерстве пропаганды и просвещения создается отдел радиопропаганды. Установка сделана на ведение вещания за рубежом. 1940-41 – создание «черных радиостанций». Функционировали в странах, с которыми Гирмания вела войну (основная часть – в СССР). Это нелегальные оппозиционные радиостанции, работой которых руководили диверсанты. Они воздействовали на аудиторию следующими способами: 1) вещание с положительной оценкой нацизма от имени «бывших ленинцев», 2) вещание от имени интеллигенции из числа эмигрантов. Способ воздействия на аудиторию – через лидеров мнений бывшего СССР.

В рамках кинопропаганды осуществлялся выпуск киноеженедельника, который демонстрировал победы фашистов. Адресован – жителям оккупированных территорий. Цель – внедрить в сознание людей мысли о невозможности возвращения старых политических режимов. С 1943г еженедельник меняет информационную политику – содержит только недостоверную информацию о захвате ведущих городов СССР на северных территориях. К 1939г Геббельс объявляет о национализации всех кино- и радио-корпораций. Все принадлежит только национал-социалистам.

5. Создание «рот пропаганды» во всех действующих армиях СС. Кадровый состав рот – профессиональные Жур-ты и специалисты в области пропаганды. Существовали с 1939 по 1943г. Задачи деятельности рот: 1) создание модели фашистского издания на оккупированной территории, 2) формирование редакционной коллегии из числа местных жителей, выпуск пилотного номера. 3) отладка системы фашистского радиовещания на оккупированной территории, 4) составление графика и обеспечение бесперебойной поставки кинопродукции. Результатом деятельности рот стали коллаборационистские газеты. Это газеты на национальных языках оккупированных территорий, концепция которых – нацистская.

  1. Подготовка журналистов-диверсантов из числа советских военнопленных, заключенных из европейских стран с целью ведения агитационной работы на незавоеванных территориях. Крупный лагерь - в Восточной Пруссии.

ВЫВОД: При ведении пропагандистской работы были задействованы все каналы СМИ. В период Второй мировой войны в Европе и СССР распространялись 3 группы печатных изданий: 1) нацистские издания, 2) коллаборационистские издания, 3) антифашистские издания.