1. Особенности нацистской печати и пропаганды
СМИ периода второй мировой – это СМИ национал-социалистов, которые установили политический режим на оккупированных территориях. Основа содержания СМИ – пропаганда политч идей национал-социализма. Направления пропаганды определял Иосиф Геббельс. 1933г - Геббельс назначается руководителем министерства просвещения и пропаганды. Функции министерства: 1) реформа германских газет (сохранение изданий только национал-социалистов, сотрудники газет становятся членами партии, изменение концепции изданий – они теперь не информируют, а пропагандируют) В структуре Министерства было 2 департамента: 1) департамент административных вопросов (цензурировал) и 2) департамент пропаганды политики партии.
Формы пропаганды и агитации в печати и радиовещании национал-социалистов
1. представление на первых полосах изданий отрывков устных речей Иосифа Геббельса. Цель – объяснение генеральной линии партии.
2. выпуски специальных приложений к газетам (листы/полосы или брошюры) Примеры брошюр: «Борьба против большевизма: 28 вопросов и ответов о большевизме», «Недочеловек» (в брошюре «недочеловеками» назывались евреи и все народы Востока а также все, кто им симпатизирует. Они должны быть уничтожены). Эти программные материалы – основа для ведения пропаганды отдельными ротами и группами СС.
3. отсутствие специальных фронтовых газет. Причина – отсутствие необходимости в информировании, необходимость ведения только пропаганды.
4. Радио- и кинопропаганда
В кон 1940 в Министерстве пропаганды и просвещения создается отдел радиопропаганды. Установка сделана на ведение вещания за рубежом. 1940-41 – создание «черных радиостанций». Функционировали в странах, с которыми Гирмания вела войну (основная часть – в СССР). Это нелегальные оппозиционные радиостанции, работой которых руководили диверсанты. Они воздействовали на аудиторию следующими способами: 1) вещание с положительной оценкой нацизма от имени «бывших ленинцев», 2) вещание от имени интеллигенции из числа эмигрантов. Способ воздействия на аудиторию – через лидеров мнений бывшего СССР.
В рамках кинопропаганды осуществлялся выпуск киноеженедельника, который демонстрировал победы фашистов. Адресован – жителям оккупированных территорий. Цель – внедрить в сознание людей мысли о невозможности возвращения старых политических режимов. С 1943г еженедельник меняет информационную политику – содержит только недостоверную информацию о захвате ведущих городов СССР на северных территориях. К 1939г Геббельс объявляет о национализации всех кино- и радио-корпораций. Все принадлежит только национал-социалистам.
5. Создание «рот пропаганды» во всех действующих армиях СС. Кадровый состав рот – профессиональные Жур-ты и специалисты в области пропаганды. Существовали с 1939 по 1943г. Задачи деятельности рот: 1) создание модели фашистского издания на оккупированной территории, 2) формирование редакционной коллегии из числа местных жителей, выпуск пилотного номера. 3) отладка системы фашистского радиовещания на оккупированной территории, 4) составление графика и обеспечение бесперебойной поставки кинопродукции. Результатом деятельности рот стали коллаборационистские газеты. Это газеты на национальных языках оккупированных территорий, концепция которых – нацистская.
Подготовка журналистов-диверсантов из числа советских военнопленных, заключенных из европейских стран с целью ведения агитационной работы на незавоеванных территориях. Крупный лагерь - в Восточной Пруссии.
ВЫВОД: При ведении пропагандистской работы были задействованы все каналы СМИ. В период Второй мировой войны в Европе и СССР распространялись 3 группы печатных изданий: 1) нацистские издания, 2) коллаборационистские издания, 3) антифашистские издания.
- 1. Особенности периодической печати
- 4. Ведущие информационные агентства 19 века в Европе и сша Рейтера, Гаваса, Вольфа: особенности передачи новостей, сферы влияния, «картельный договор».
- 2. Печать и журналистика во Франции в 19 веке
- 5. Влияние цензуры и печати Франции в 1 первой трети 19 века на развитие сми Германии.
- 3. Печать и журналистика в Германии в 19в
- 4. Периодическая печать Великобритании 19 века.
- Периодическая печать Европы и сша конца 19-начала 20вв.
- 8. «Новый журнализм» на рубеже 19-начала 20 веков во Франции и Великобритании.
- 10. Типологические изменения в системе сми Европы во время первой мировой войны. Сми и журналистика периода Первой мировой войны в Европе и сша
- 11. Революция в России 1917 года и развитие западной журналистики.
- Сми между Первой и Второй мировыми войнами в Великобритании, Франции, Германии
- Периодическая печать и радиовещание в сша.
- 13. Журнальная типология сша второй четверти 20 века и ее влияние на изменение моделей европейских журналов.
- Сми зарубежных стран в период Второй мировой войны
- 1. Особенности нацистской печати и пропаганды
- 2. Антифашистская печать и журналистика в европейских странах.
- 15. Приобретение французской журналистикой конца 19 века статуса «четвертой власти»: дело Дрейфуса в сми.
- «Дело Дрейфуса»
- 16. Журналистская деятельность к. Маркса в рабочей прессе Германии («Дебаты шестого Рейнского ландтага»).
- 17. Журналистское мастерство Уильяма Рассела и Элизабет Кокрен (анализ текстов репортажей).
- 18. Отражение октябрьской революции 1917 года в зарубежной журналистике: д. Рид, г. Уэллс.
- Репортажи Джона Рида в кн «10 дней которые потрясли мир»
- Часть 3 «Квинтессенция большевизма»:
- Часть 6 «Кремлёвский мечтатель»:
- 19. Метод логической фантазии в очерках-эссе Эгона Эрвина Киша («у Форда в Детройте», «Шестидневные гонки», «Торговля людьми в Голливуде», «Боринаж»).
- 20. Отражение вооруженного конфликта в Испании 1937 года д. Оруэллом. Репортажи периода второй мировой войны ю. Фучика.
- Глава2 «Агония» - добавляются новые способы на восприятие читателя:
- 21. Политические аспекты развития журналистики в Европе и сша периода «холодной войны».
- 1. Политические аспекты развития сми
- 2. Проблематика сми периода «холодной войны» (политические аспекты развития журналистики)
- 22. Развитие периодической печати в сша во время «холодной войны»: положение рабочей и коммунистической прессы, проблема фактологической точности
- 23. Концепции американской печати периода «холодной войны».
- Концепции американской печати периода «холодной войны»
- 24. Телевещание сша периода «холодной войны».
- Особенности технологического развития сми в 1948-1987гг
- Частные негосуд. Компании Государ. Общественное вещание
- 25. Радиовещание и интернет-коммуникации в Европе и сша периода «холодной войны».
- 26. Информационные и аналитические жанры в журналистике периода «холодной войны»: военные репортажи из Вьетнама ч. Блейка, аналитические статьи р. Аугштайна.
- «Ангелы ада»
- 29. Изменения в системе сми Европы и сша после «холодной войны». Нормативно-правовое регулирование сми. Сми в Европе и сша в конце 1980х -1990х
- Изменения в системе сми после «холодной войны»
- Изменения в законодательном регулировании сми Европы и сша в 1990е
- 30. Журналистика Великобритании в 90-е гг. 20 века.
- 4. Сми и журналистика Великобритании 1990х
- 31. Журналистика Франции в 90-е гг. 20 века.
- 5. Сми и журналистика Франции в 1990е
- 32. Журналистика стран Северной Европы в 90-е гг. 20 века: право и саморегулирование прессы, типология периодических изданий. Швеция
- Норвегия
- Финляндия
- 33. Журналистика стран Африки в 90-е гг. 20 века. Сми африканских регионов в 1990е гг
- 1. Причины, направления, проблемы развития сми в Африканских регионах
- 2. Правовое регулирование
- 36. Политическая журналистика Европы в 90-е гг. 20 века: г. Шмидт, и. Монтанелли, а. Михник. Гельмут Шмидт (Германия) «Нам необходимо мужество».
- Индро Монтанелли (Италия) политический комментарий «Левый морж».
- Адам Михник (Польша)