logo
ИЗЖ 4 курс 2 семестр - экзамен - ответы

1. Политические аспекты развития сми

После второй мировой войны финансово-экономический и политический центр перемещается из Европы в США. В США создаются программы использования экономического превосходства над Европой. С 1946г начинается «холодная война» - конфронтация между военно-политическим блоками СССР и США. Главная причина «холодной войны» - полит. и экономическое укрепление США. СССР предпринимает ответные действия по расширению соцлагеря за счет союзников из восточной Европы, Азии и Африки. СССР ориентирована на распространение в странах командно-административной системы, госсобственности и коммунистической идеологии. США стремятся к созданию условий для деятельности частных корпораций, уменьшению госвлияния на экономику.

Развитие советской сферы влияния обусловлено большим объемом информации в СМИ о достижениях в СССР после войны. Самая большая тематическая доля публикаций в СМИ Европы – об ускоренном индустриальном развитии СССР. Т.е. СМИ способствовали созданию положительного имиджа СССР. Информация о СССР идеализировалась (влияние командной системы на подъем хозяйства). К концу 1946г советская сфера влияния в СМИ становится самой значительной в мире.

5 марта 1946г – знаменитая речь Черчилля в США. Он обвиняет СССР в развертывании мировой экспансии и призывает к ослаблению сферы влияния СССР в СМИ. Эта речь стала началом холодной войны.

По политическим причинам происходят изменения в типологии периодической печати после войны.

Типы изданий:

  1. Коммунистические печатные издания. Существовали как в европейских странах, так и в США. В США это: журнал «Коммунист», газеты «Воскресный рабочий», «Рабочий». Гл редактор – Эжен Браудер. Он контролировал коммунистическую печать на территории США. До середины 1950х издания содержали критику полит действий руководства США в отношении СССР и коммунистов. (фильм «Спокойной ночи и удачи»). Во второй пол 1950х критика власти прекращается, происходит утрата большинства читателей и падение тиражей.

  2. Профсоюзная печать. С 1980г начинается политизация профсоюзной печати. Делится на 2 типа:

1) печать делового юнионизма – проправительственная (ежемесячный журнал «Американский федералист»)

2) левая профсоюзная печать (радикальная) – критически осмысляла действия правительства. После закрытия ряда профсоюзов Рейганом в начале 1980х профсоюзные печатные издания меняют статус – становятся заводскими. Крупные радикальные газеты: «Рабочий Форда», «Запальная свеча», «Портовый огонь».

Причины оппозиционности: попытка заставить правительство перевести военные ассигнования на мирные цели, создать доп. рабочие места, снизить налоги, уменьшить опасность возникновения реальной войны. Оппозиционная печать имела самые высокие рейтинги в США.

3. Военная печать. Занимает главное место в специализированной печати США. Каждое 20е издание было военным, каждая 12я газета была военной. Всего в США к кон 1980х выпускалось 1500 военных изданий. Они типологизировались по географическому принципу: международные военные издания, национальные, региональные. Делились на официальные и неофициальные. Среди официальных (ведомственных): издания Пентагона (22 журнала), Министерства армии, ВМС (военно-морских сил), Министерства ВВС (военно-воздушные силы). Т.о. военизированные структуры были самым крупным издателем военной печати. Аудитория этих изданий: военнослужащие, ветераны военной службы, отставники и все слои населения.

Полевые издания – для солдат, принимающих участие в боевых действиях, и для населения тех территорий (Куба, Вьетнам, Афганистан).

Самая крупная американская военная газета – «Звезды и полосы». Издавалась Пентагоном до середины 1980х. Цель печати – идеологическое влияние на военнослужащих в условиях войны.

4. Печать «разведывательного сообщества США». Учредители – ЦРУ, ФБР и др спецслужбы. По одной ежемесячной газете у ЦРУ и ФБР. Освещали контртеррористические операции в отношении СССР, содержали информацию о придуманных фактах вторжения спецслужб Советского Союза в США. Одна из целей спецслужб – создание «умной сети» контактов прежде всего с неофициальными и официальными СМИ Европы и США.

Эти типы изданий появились под влиянием «холодной войны» и изменили свое содержание. Их наличие не отменяет молодежные, женские, культурные и другие типы изданий. Т.о. период «холодной воны» - время информационной войны между СССР и США. Создатель концепции информационной войны СССР против США – Ален Далес. План Делеса стал причиной запрета на проникновение информации в СССР из стран капиталистического лагеря.